Минфин готов к осеннему приведению параметров казны-2015 в соответствие с реально складывающейся в экономике ситуацией. Вчера ведомство обнародовало поправки к закону о текущем бюджете 2015-2017 годов. Благодаря чуть более дорогой, чем было заложено, нефти и вызванного девальвацией всплеска потребления конца прошлого года в казне выявлены допдоходы на сумму 641 млрд руб., которые Минфин большей частью намерен отправить на уменьшение раздутого в апреле дефицита.
Традиционно власти правят закон о федеральном бюджете дважды в год — весной и осенью, подгоняя параметры казны под текущие результаты ее исполнения. В апреле одобренный в конце 2014 года бюджет был подвергнут жесткому кризисному секвестру: из-за снижения прогнозной цены нефти с $100 до $50 за баррель доходы тогда пришлось урезать сразу на 2,5 трлн руб. Расходы при этом из-за сохранения прежних социальных и оборонных ассигнований были сокращены лишь на 0,3 трлн руб. Это привело к появлению дефицита в размере 2,7 трлн руб., или 3,7% ВВП, закрывать который за неимением иных источников было решено в основном деньгами Резервного фонда.
За полгода, прошедшие после апрельской корректировки, ситуация сильно не изменилась — так что предложенные сейчас Минфином поправки не столь радикальны. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "в 2015 году российская экономика продолжает адаптироваться к изменениям во внешнеэкономическом и политическом ландшафте, происшедшим во второй половине прошлого года (к падению цен на нефть и санкциям, закрывшим для РФ рынки капитала.— "Ъ")". Тремя абзацами ниже Минфин, впрочем, заявляет, что процесс адаптации уже "практически завершился": положительное сальдо платежного баланса покрывает структурный отток капитала, девальвационные ожидания стабилизировались, темпы инфляции сократились.
Тем не менее подготовленные поправки к бюджету 2015-2017 годов касаются лишь текущего года и следующие периоды "упраздняемой" трехлетки не затрагивают. Готовя изменения, ведомство исходило из прогнозов, что нефть в 2015 году в среднем будет стоить чуть дороже, чем предполагалось,— $53 за баррель, а рубль будет чуть более крепким — 61 руб./$ вместо прежних 61,5 руб./$. ВВП при этом упадет значительнее, чем ждали,— не на 3%, а на 3,9%. Сочетание этих и прочих факторов увеличивает ожидаемые доходы бюджета-2015 на 641 млрд — до 13,181 трлн руб. Расходы Минфин при этом предлагает поднять лишь на 165 млрд — до 15,380 трлн руб. В результате дефицит казны сокращается до 2,199 трлн руб., или до 3% ВВП.
Минфин признает, что допдходы-2015 имеют в основном конъюнктурный характер. В 641 млрд руб. сальдо роста и сокращения доходов "сидят" 302 млрд руб., полученных из-за более дорогой нефти. 374 млрд руб. дополнительно получены от НДС и налога на прибыль. Причина — всплеск розничных продаж в декабре 2014 года, вызванный валютной паникой населения (НДС с этих покупок поступил в казну уже в первом квартале 2015-го). Налог на прибыль организаций вырос на девальвации рубля и доходах от налогообложения процентов и дивидендов. Кроме того, Минфин связывает рост сборов НДС с успехами ФНС в администрировании — с внедрением системы АСК НДС-2.
Увеличение расходов в 2015 году на 165 млрд руб. произойдет в основном за счет направления еще 124 млрд руб. на трансферты Пенсионному фонду. Выделение этих денег связано с падением поступлений страховых взносов. Кроме того, предложенные поправки перераспределяют 176 млрд руб. ранее расписанных расходов — 45 млрд руб. из этой суммы пойдут на увеличение дотаций на сбалансированность испытывающих трудности региональных бюджетов.