Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина заявила, что в следующем году в школьной программе может появиться новый учебный предмет - «семьеведение». Пилотные проекты, которые уже "обкатывали" в школах разных регионов, строили учебные программы на лучших советских примерах и "Домострое". Как сообщалось, единую учебную программу для всей страны как раз сейчас разрабатывает Институт изучения детства, семьи и воспитания. «Комсомолка» связалась с директором института Натальей Агре, чтобы выяснить подробности.
Действительно, депутаты Госдумы сейчас пытаются инициировать введение нового предмета в школьную программу, говорит наш собеседник. Однако для того чтобы ввести какой-то предмет в программу обучения при существующей большой нагрузке, какой-то предмет из программы придется вывести.
- Количество часов, которые на сегодняшний день забирает образовательная программа, - это уже достаточно серьезная нагрузка. Вводить еще один важный предмет – это хорошо, но тогда нужно определить и, возможно, уважаемые коллеги из Госдумы предложат, от какого предмета в образовательной программе стоит отказаться, - говорит Наталья Агре. - С изменением закона об образовании, где появились формулировки, связанные с воспитанием, и принятием указа президента о духовных и нравственных ценностях, у нас в институте уже разработаны программы воспитания по всем уровням образования: дошкольный уровень, школа, среднее профессиональное образование и система дополнительного образования.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ УЖЕ ПРИВИВАЕМ!
Семейное воспитание – это одно из уже внедренных направлений в программах воспитания, говорит эксперт. По каждому предмету есть так называемый «портрет выпускника», то есть некий образ, к которому стоит стремиться.
- Вся система образования на протяжении последних трех лет после того, как мы разработали, апробировали и приняли эти программы, обеспечивается методическими рекомендациями по каждому из уровней: садик, школа и среднее профессиональное образование. В этих методических рекомендациях есть и тема, связанная с семейным воспитанием для каждого возраста. Там есть и сказки на тему традиций в семье, и рассказы о формировании семейных традиций, праздников, есть тематические книги, мультфильмы и фильмы, которые мы рекомендуем и методически поддерживаем педагогов и родителей по тому, как правильно проходить эту программу с детьми, - говорит Наталья Агре. – Также мы разрабатываем программу внеурочной деятельности для педагогов 10 – 11 класса по направлению семейного воспитания. Рабочее название этой программы «Моя семья». Мы проанализировали эту тематику, начиная еще с 12 века, с представлений по семьеведению в то время, и вплоть до современности. Использовали и методы социологических исследований и определили тематики, на которые есть спрос, что уже разработано, какие темы не раскрыты и сейчас мы планируем дорабатывать эту программу внеурочной деятельности, а со следующего года будем ее рекомендовать к использованию.
Предполагаемый формат будет – «разговоры о важном», поскольку дети 10 и 11 классов уже достаточно взрослые. Среди тем будет затронуто и законодательство, тема материнского капитала и бюджетной поддержки семьи, что такое сам брак и какими законами он регулируется, вопросы здоровья и это не только вопросы полового воспитания, но и вопросы семейного питания, режима дня, занятий спортом.
- Это разносторонняя программа, которая позволит молодым людям обогатиться теми знаниями, которые будут для них полезны при вступлении в брак, чтобы молодые люди были подготовлены и понимали, что жизнь в браке – это не то, что видно по сериалам и ток-шоу о личной жизни, а более многогранная тема, включающая и создание дома, и организацию быта, и поддержку пожилых родителей и организацию своего личного и семейного пространства, - говорит Наталья Агре.
Если же говорить об учебном предмете, о курсе обучения на год, например, то сложно представить, что бы могло войти в состав урока из расчета «час в неделю», говорит наш эксперт.
- Есть вариант, что преподавание «семьеведения» может стать частью какого-то другого предмета. Кроме того, сейчас у нас воспитание – это неотъемлемая часть образовательных программ. Постепенно все предметы будут приводиться к единому знаменателю, как, например, сейчас выпущены два учебника по истории. Поэтому разработчики образовательных программ учитывают те направления воспитания, которые прописаны в новом законе об образовании. Каждое литературное произведение несет в себе большой потенциал в области семейного воспитания, это и «Отцы и дети», это и стихи Пушкина о любви к женщине. Поэтому нельзя говорить, что у нас будет какой-то отдельный предмет, а другие предметы будут жить сами по себе. Наоборот, мы сейчас идем к тому, чтобы с самого детского садика, где дети играют в дочки – матери, читают наши традиционные сказки, тот же самый «Колобок» про бабушку и дедушку, чтобы это тоже было частью семейного воспитания, - считает Наталья Арге.
А УЧИТЕЛЯ КТО?
При условии введения отдельного предмета в школы встанет и вопрос переподготовки преподавательского состава или введения нового образовательного профиля в педагогических вузах, а также перераспределения нагрузки для учителей.
- Что же касается тех курсов, которые готовим мы, то вопросы, связанные со здоровьем, могут разъяснять медицинские работники, юридические моменты могут раскрывать преподаватели обществознания или преподаватели по финансовой грамотности, вопрос в том, насколько курс будет глубоким. Если брать советский опыт, то темы полового воспитания традиционно делились на группы девочек и мальчиков, при этом курс вел не преподаватель, а приходили для этого медицинские работники, которые и отвечали на вопросы школьников. Мы над этим работаем и придем к какой-то форме. Возможно, она будет включать записанные лекции, которые будет предлагать ученикам куратор группы или заведующий по воспитанию, или классный руководитель. Плюс к этому, будут даны методические рекомендации по сопровождению лекции пакетом документов и литературы, кино, вопросов к обсуждению. Все придумать заранее невозможно, и мы постепенно будем формировать программу. Потребуется и время на апробацию, чтобы собрать обратную связь от наших инновационных площадок в образовательных организациях.