Актрису Юлию Топольницкую, девушку «на лабутенах», страна узнала в январе, когда клип группы «Ленинград» «Экспонат» стал собирать свои миллионы просмотров на YouTube. За пять месяцев ироничная короткометражка о том, как сложно Золушке из 2010-х заполучить своего принца, посмотрели 72,5 миллиона человек. Для самой же Топольницкой Серега (только не герой клипа, а фронтмен «Ленинграда» Шнуров) и стал крестной феей. Сегодня актриса снимается в сериалах и рекламе, а таблоиды публикуют о ней выдуманные новости. О настоящий Юлии известно немногое. «Русский репортер» решил восполнить этот пробел
Мы встречаемся в одном из торговых центров, и я долго оглядываюсь, чтобы не пропустить Топольницкую: в джинсах, кроссовках, с небрежно собранными волосами она не похожа ни на девицу из «Экспоната», ни на себя из рекламы — жалующуюся, что ей надоело играть «телку на лабутенах».
— Да куда угодно.
Пока в Фейсбуке и в серьезных СМИ обсуждают, как образы Шнура шагают по жизни и сети, никто в торговом центре не узнает Юлию, как будто и не было миллионов просмотров и бесконечных дискуссий вокруг клипа.
О работе
— Сайты Colta.ru и группы «Мониторинг актуального фольклора» подвергли «Экспонат» и ваш образ доскональному культурологическому анализу. Вы читали?
— Нет. Я не особенно интересуюсь, как обсуждают клип… Это была очень хорошая работа, поэтому она вызывает всяческие переделки, пародии, вокруг нее сформировалась своя мифология. Но я не слежу за этим.
— «Экспонат» повлиял…
— Вы считаете, что он на что-то повлиял?!
— Ну, есть мнение, что повлиял. Или как минимум показал болевые точки общества.
— Да это просто обычный эпизод из жизни девушки! Любая девушка волнуется, собираясь на свидание. Для нее это важно. Наверно, поэтому так получилось. Любая сфера — литература, юмор, театр — цепляет человека только когда он узнает себя. Если ты не доил корову, но тебя цепляет женщина, которая ее доит, это значит, что в ней ты узнал себя! Почему мы так любим книги, которые были написаны сто лет назад? Мы не проходили войну, не жили при Наполеоне, но мы чувствуем те же эмоции, узнаем их — и поэтому верим. Почему про «Экспонат» люди говорили: «Да я сама такая, а у меня подруга такая, а у меня — сестра»? Потому что это правда! Люди, которые делали этот проект, невероятно одаренные и талантливые. Ситуацию, которую они показали, узнавали все. К тому же «Экспонат» — это еще и смелая работа.
— Смелая?
— Мы в России почему-то против реализма. В других странах есть много хороших сериалов — «Игры престолов», «Бесстыжие». А у нас считается, что, показывая такое, мы развращаем общество. Хотя как его можно развратить? Основы морали идут от семьи, от воспитания, от того, с кем человек общается. Когда вышли фильмы «Дурак» и «Левиафан», они вызвали как положительные, так и отрицательные мнения. Но то, что там показано, — это ведь правда! Или возьмем, например, не социальные проблемы, а отношения мужчины и женщин. Проект «Измены» на ТНТ вызывал бурю эмоций, я сама смотрела, потому что это было что-то новое и интересное. В сериале показали жизнь. Но были и те, кто утверждал, что это пошлость и разврат. Да это реальность!.. Думаю, все зависит от рамок и стереотипов, которые нам навязывают. Вот сейчас моден спорт, и все по Москве бегают, как подорванные, каждый второй отжимается и в планке стоит. А было модно курить — и все курили. Это мода, и мы за ней следуем.
— Кстати, про моду. Сейчас творчество Шнура называют новой энциклопедией русской жизни…
— Да! Его слушает совершенно разная аудитория — и это классно. Я безумно рада, что попала к нему. С «Ленинградом» так все завернулось и перевернулось. Я даже не мечтала ни о чем подобном. Многие говорят мне: это не та роль, о которой можно мечтать. Но это моя роль, не ваша! И я считаю, что она классная. Это юмор, а юмор для меня — самое важное и в жизни, и в ролях. Сейчас кто-то ругает «В Питере — пить», а я в восторге. Этот ролик делал тот же режиссер, тот же продакшн. Я сама из Питера. Вечера в баре «Шляпа», менты, прыгающие в Неву — все это такое родное… Клип — просто шедевр. Наверное, потому, что в команде все горят этим. Там каждый человек горит желанием сделать что-то крутое. Надо вот так подходить к своей работе! Анна Пармас — талантливейший режиссер. Ну и самой группе «Ленинград» я очень благодарна, потому что они дали мне возможность заниматься тем, чем я хотела. Анна разрешала мне абсолютно все делать как я хотела.
— Не боитесь, что к вам приклеится один этот образ?
— Не боюсь. Я считаю, что дело не в актерах, дело в стереотипах. Вот предлагают тебе все время одинаковые роли, в какой-то момент ты отказываешься. Ты, конечно, не можешь отказаться от всего подряд. Но я буду стараться обойтись без повторов. Не могу сказать — «Нет, больше ничего подобного “Экспонату”». Но постараюсь сделать так, чтобы не остаться человеком одной роли.
О себе
— Юля, а когда вы в театральную академию поступали, то кем хотели быть?
— Честно говоря, я вообще всего этого не понимала. Не ходила ни в какие кружки, не знала, что такое театр. Ну, в смысле, как он устроен изнутри. Я занималась балетом, и у меня было желание поступить в академию. Я не думала о том, что читать на экзамене: характерное или лирическое… Надо было просто пройти первый тур, второй, третий и коллоквиум. Никем я не видела себя — просто поступала и поступила.
— И что в итоге вы читали на экзаменах?
— Из прозы — «Завтра была война» Бориса Васильева: история про Зиночку, когда она просыпается, понимает, что наступила осень и надо надевать теплые штаны… Стихов было много, но помню точно, что читала Веронику Тушнову. Тогда курсы себе набирали пять мастеров, и я ко всем поступала. Ну, кроме кукольников. У нескольких мастеров дошла до второго тура, а потом надо было выбирать. И я пошла к Борису Уварову. Там был уклон в клоунаду и эстраду: юмористические сценки, что-то абсурдное. Я играла разных персонажей, но таких девочек, как из «Экспоната», — ни разу.
— Поступали только в Петербурге? Или в Москве тоже?
— Я приезжала в Москву поступать, в Щукинское. По-моему, дошла до второго тура. Там же раньше все начинается. Приехала всего лишь на один день и уехала обратно в Петербург. И сразу поступила.
— Не было сомнений — может быть, остаться в Москве?
— Нет. Я хотела учиться в Петербурге. Потому что у меня там семья, родители, мне вообще никуда не хотелось уезжать. И когда поступила на бюджет, была безумно рада.
— Тогда зачем вообще в Москву приезжали? Для подстраховки?
— Да нет… Просто люди думают, что актеры — продуманные личности, что у них готов план на жизнь. А на самом деле они как котята — не знают, что с ними происходит. Когда ты в первый раз поступаешь, ты ничего не знаешь про себя и будущее. Тебе сказали, что вон там все поехали поступать, и ты тоже поехал. Просто делаешь все, что делают другие, думаешь — ну, они же более опытные. Я знала, что если не поступлю, то пойду работать. Буду официанткой, еще кем-нибудь. У родителей я бы не брала денег. Но и учиться в другом вузе мне было бы неинтересно. Какие там профессии у нас есть?
— Ну обычно те, кто не знает, чего хочет, идут на каких-нибудь менеджеров…
— Не-не-не!!! В школе я любила литературу. Единственный любимый предмет был. Я очень много читала. И в академии много читала, любила Достоевского, это же все-таки часть Петербурга. Любила всякие романы читать, стихи обожала. А вот математика и технические науки не по мне. Я всегда списывала у кого-то. Блин, вот сейчас раскрываю вам все тайны! В общем, любила только литературу. Ну, еще физкультуру. Все дети любят ее, мне кажется: бегаешь себе, прыгаешь…
— Учились-то хорошо или плохо?
— Хорошо училась, но потому, что не хотела расстраивать родителей. Математику мне брат помогал делать, я бы, будь моя воля, только читала. Потом уже в академии много авторов открылось, до сих пор перечитываю «Театр» Моэма. И Бродским увлекаюсь. Вообще сейчас перешла во власть поэтов, не знаю почему. Захотелось учить стихи. Если в детстве этого как-то не хотелось, то сейчас прямо тянет их учить. Возраст, наверное, я не знаю... Единственное, чего не люблю, — фантастику. Мне нравится читать то, что узнаваемо: про человеческие чувства, отношения, про эпохи разные. Например, все говорят, что «Война и мир» — нудятина, а я ее обожаю. Ты погружаешься в этот мир, у тебя включается воображение. А еще я не читаю электронные книги — только бумажные. Мне нужно чувствовать страницы, ощущать, как пахнет книга. Мне дарили электронные книги, но это какая-то обманка.
— И после окончания учебы вас сразу приняли в театр «Лицедеи»?
— Да, я училась при театре «Лицедеи» и сразу после окончания академии туда попала! Но на данный момент я не работаю в театре «Лицедеи», так как всю молодую труппу уволили.
— Когда учились и поступали, тянуло в театр или в кино?
— Когда поступала, очень сильно хотелось в театр, а когда стала работать в театре, захотелось в кино. Но в театре бы с удовольствием играла. Театр должен быть твоим домом, где хотелось бы быть и днем и ночью!
— А кино?
— Вообще я обожаю советские фильмы: «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица». Это самые лучшие фильмы, а Леонид Быков для меня величайший актер. Что касается современного кино, вот сейчас вышел «Хардкор» — очень классный фильм. Всем советую.
О мечтах
— Когда учились, у вас был театр мечты? Как девушка из Петербурга, возможно, хотели попасть к Додину в МДТ? Или к Бутусову в театр Ленсовета?
— Когда только поступала в академию, конечно, я хотела работать в театре! Мне нравится театр — Веры Федоровны Комиссаржевской, БДТ, МДТ... А вот в каком театре хотела бы сама играть, не представляла. Думала, что буду играть в драматическом театре — не предполагала, что поступлю на эстрадный курс. Но сейчас абсолютно об этом не жалею: только рада, что все так произошло.
— Хочется, чтобы позвали играть Наташу Ростову и Татьяну Ларину? Или в какие-то экспериментальные постановки?
— . Если бы предложили какой-то эксперимент, я бы согласилась. Все же зависит от человека, который предлагает и заражает своим энтузиазмом. Я вообще падкая на всякие авантюры: «А давайте покорим мир?» — «А давайте, вперед!»
— Есть ли у вас режиссер мечты? Кто угодно из ныне живущих.
— Я бы со многими режиссерами хотела поработать, так как у меня очень мало опыта! Очень рада, что работала с Аней Пармас и Оксаной Бычковой. Анна Пармас — совершенно гениальная женщина-режиссер, буду повторять это всю свою жизнь. И с Оксаной мне очень комфортно работать. Может, потому, что они женщины… Из мужчин-режиссеров у меня был только мой мастер. Но, думаю, все впереди.
О тусовках
— На вас мода оказывает влияние?
— На меня это вообще не влияет никак. У меня никогда не было столько денег, чтобы увлекаться брендами — я не носила дорогие вещи. Ну, какие-то были, когда их мне дарили. Мне комфортно в том весе, в котором мне комфортно: если я хочу похудеть, то для чего-то. Вообще я люблю вкусно есть и никогда не буду очень худой.
— Героиня вашего клипа тупая?
— Не-ет, нисколько она не тупая. Она просто находится под влиянием общества, но сейчас все женщины под его влиянием. Мы сейчас в Инстаграме, ВКонтакте выкладываем свою жизнь напоказ. Будет модно носить шкуру убитого медведя — все будут носить! Все делают так, как было показано в клипе. Есть куда более тупые девушки — мой персонаж просто отдыхает… Ну а что такое умная девушка? Которая знает таблицу Менделеева наизусть и в уме делит шестизначные числа? Или такая, с которой приятно говорить? Я вот в математике вообще тупая.
— А что в этой девушке лично от вас?
— Все. Ну как… Конечно, я не могу сказать, что вот этот конкретный кусочек — от меня. Мы придумывали какие-то собирательные образы, и я это просто воплотила в жизнь. Думаю, так ведет себя каждая девочка, когда собирается на свидание. Мы просто утрировали эти качества женщины в состоянии злости. И вот эта тупость, когда у тебя шкаф ломится от вещей, но тебе нечего надеть, — она тоже в нашей природе. Это необъяснимо! Мне кажется, никакая логика не может этого объяснить. «Женской логики» просто не бывает.
— И все мы это обсуждаем, сидя в торговом центре…
— Ага! Я искала себе еще одни кроссовки. Люблю кроссовки… В итоге купила себе мороженое, а кроссовки не нашла.