«Самое «любимое» у актеров — когда съемка некоторых сцен, запланированных, например, на раннюю осень, переносится на зиму. Выпал снег. Стоят наши герои Вера и Андрей (герой Саши Константинова), полуголые, влюбленные и почти босиком, две сцены на лютом морозе и ветру! Никакие скромные утепления не помогали, и я не то что дрожала, у меня зубы стучали и мозг отказывался соображать», — рассказала Елена Подкаминская.
— Кто это вам сказал, что она потеряла доверие?! К счастью, обошлось без этого. Иначе не было бы встречи с другим мужчиной, которого она любила в юности, и не открылось бы к нему чувство, явно не только дружеское. (Улыбается.) И вообще, комедия сразу бы закончилась и началась трагедия... А вот то, что Вере пришлось нелегко после краха иллюзии о ее безоблачном счастье в семейной жизни, — это точно! На этом испытании, собственно говоря, и строится вся последующая интрига комедии. Может ли быть такая ситуация в жизни? Ну разве это так важно? Вспомните «Иронию судьбы...»! Неправдоподобная, казалось бы, ситуация — сами герои в нее с трудом верят, — а такая правда жизни, трогающая душу. В кино самое интересное — это не правдоподобие, а как в прописанной сценаристом ситуации герои себя проявляют и раскрываются.
Надеюсь, и то, как будет развиваться наша киноистория, и то, как будет разворачиваться жизнь моей героини, зрителя увлечет и зарядит положительными эмоциями. Ну а если говорить про нашу реальную жизнь и «крушение надежд» на любовной почве, то все очень индивидуально. Разрушение иллюзии, особенно любовной, — всегда боль, травма, рубец. Выбираться из этого, я думаю, возможно, или, скажем мягче, предпочтительнее, через обращение к себе: к своим ошибкам, пониманию чего-то важного в себе и в другом, к поиску новой возможности жить и любить. Кстати, так, собственно говоря, и пробует поступать Вера: переворачивает свой собственный мир и строит новый.
— Как вы относитесь к своей героине? Вы бы так же действовали в подобной ситуации?
— К Вере отношусь с симпатией, скажу больше, я ее полюбила, хотя вначале не все мотивы ее поступков мне были понятны. Но если не разобраться в персонаже, не принять его логику и образ мышления, то и двигаться некуда. История Веры в сочетании комедийного и драматического мне очень по душе, но именно там, где ее накрывают разочарования и печаль, мне было важно не впадать в уныние и грусть. С другой стороны, нежелательно было допустить в ней хоть йоту пафосности! Я цеплялась за все «неидеальное», хотелось добавить немного абсурдности и нелепости, даже гротеска.
Вообще-то Вера удивительная женщина: слез-то особо не проливала, жалеть себя как следует не стала, а сразу придумала, как действовать, и, главное, мгновенно начала это воплощать в жизнь. Это ли не чудо? В этом мне до нее — как до Луны пешком! Я в такой ситуации едва ли смогла бы щелкнуть пальцами, выпить бокал вина и начать жизнь с новой страницы. Конечно, не все так безоблачно, и Вере это дается непросто, но все же... она храбрец-молодец!
— Расскажите, с какими неожиданностями и сюрпризами приходилось сталкиваться на съемках...
— Бывало всякое! И споры, и ссоры, и поиск, нервы, восторг, разочарования и смех до слез... Но без этого, на мой взгляд, сложно сделать что-то достойное, интересное, легкое и смешное. От работы в этой команде у меня остались самые теплые чувства. Обожаю вот это ощущение общности, группы людей, которые дышат уже одним юмором и ловят кайф от совместной работы. Конечно, учитывая жанр комедии положений, на площадке веселых ситуаций хватало! Например, в одном эпизоде у Веры и Нади, героини Елены Валюшкиной, по сценарию случается «бой без правил»! Был только один дубль, потому как в ход летело все — торты и их ингредиенты и шансов отмыться на второй дубль не было никаких! Я страсть какая смешливая и решила: сожму зубы, чтобы не «расколоться», и буду воевать молча. Начинается схватка, в результате которой узнать нас практически невозможно, и тут меня просто поражает мастерство Лены Валюшкиной.
С залепленными мукой и яйцами глазами, сливочным маслом в волосах, она не только со мной бьется, но и выдает точные текстовые импровизации! Я же смогла что-то «крякнуть» лишь в конце, к счастью не рассмеявшись. Была еще одна забавная драка — мне везло на них в этом проекте. Моей героине Вере пришлось драться с клиенткой на собственной кухне! В одном из дублей я так увлеклась процессом, что схватила противницу за хвост, позабыв, что он ненатуральный. В какой-то момент чувствую: если активней потяну — он отвалится! А актриса смотрит на меня обезумевшими глазами, давая понять, что катастрофа не за горами и надо бы уж мне усмирить свой пыл... Но, конечно, самое «любимое» у актеров — когда съемка некоторых сцен, запланированных, например, на раннюю осень, переносится на зиму. Выпал снег.
Стоят наши герои Вера и Андрей (герой Саши Константинова), полуголые, влюбленные и почти босиком, две сцены на лютом морозе и ветру! Никакие скромные утепления не помогали, и я не то что дрожала, у меня зубы стучали и мозг отказывался соображать. Каким-то непонятным усилием воли или чего-то там еще, не знаю, я остановила трясучку и нырнула в предлагаемые обстоятельства, как в прорубь. Словом, как поется: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна!» (Смеется.)
— В декабре вашей старшей дочке Полине исполнилось уже восемь лет. Какие таланты она проявляет? Как она реагирует, когда видит вас на экране? Не ревнует, что к ее маме на прогулке могут подойти за автографом и отвлечь от нее?
— Как-то Полина, будучи помладше, пришла в театр, посмотрела «Собаку на сене» и неожиданно спросила: «Мам, а ты здесь главная?» Ее впечатлило, что я играю главную роль. Я же всегда смещаю акценты, говорю, что в первую очередь это серьезная работа. В тот раз она подумала и говорит: «Понятно… Когда я вырасту, то тоже буду главная!» Сейчас Полина практически не бывает ни в театре, ни на съемочной площадке.
Она полностью погружена в мир своих дел и интересов, обожает фантазировать, поэтому занятия музыкой, живописью и театрализованные игры на разные сюжеты, ею самой придуманные, у нас не прекращаются. Но, конечно, в центре — школа, которая проходит в виде домашнего обучения. Поля обожает учиться, любит преподавателей, и это, на мой взгляд, исключительно важно для развития у нее положительного отношения к учебе. У нее удивительная способность выхватывать из происходящего в жизни самое существенное и обаятельно сообщать нам об этом. Полинина детская непосредственность в сочетании с очень взрослыми суждениями делают ее для всех нас интереснейшим собеседником. Главный ее талант — это, конечно, танец, музыкально-пластическая импровизация. В этом она артистична и выразительна.
Что касается вопроса публичности и степени узнаваемости меня в силу моей профессии, в эту тему я не включаю Полину сознательно, так что дышит она, что называется, спокойно. Она, конечно, знает, что ее мама актриса и зачем незнакомые люди «отвлекают» от нее маму и просят сфотографироваться. Но реагирует на все это с пониманием и даже с гордостью.
— А какая вы мама, строгая или ни в чем детям не можете отказать? Существует ли у вас в семье какая-то система штрафов-поощрений?
— Мне думается, каждый из нас получает образование, учится той или иной профессии, чтобы в итоге быть успешным в своем деле. А вот воспитание детей у большинства людей происходит, по большому счету, по наитию, как придется, исходя из стихийно сложившихся собственных представлений или обыденных традиций. Сложный процесс развития маленького человека оказывается за пределами понимания взрослого, и здесь включается самое примитивное — система кнута и пряника. Дескать, что такое хорошо, а что такое плохо, уже всем давно известно, поэтому, если будешь делать, как мы велим, получишь сладкое, нет — будешь наказан. Для меня такого рода дрессировка абсолютно неприемлема. Я думаю, это приводит к «сжатию» души ребенка, комплексам, болезненной психологической сцепке его с родителями.
Иногда, наблюдая за общением взрослых со своими детьми, я думаю: а не устали ли они от этих постоянных окриков, истерик, непонимания?! Разве можно жить без дружбы, с постоянными конфликтами?! Получается, что желания ребенка часто являются помехой для жизни и комфорта родителей. А на самом деле движение за мотивом ребенка, за его «хочу» и есть начало развития в нем внутренней свободы и веры в себя. Не хочу показаться какой-то идеальной — бывает, и я взрываюсь и потом укоряю себя, что не хватило выдержки, понимания. Из своего личного опыта знаю, что в кризисных ситуациях не так-то просто сглаживать противоречия и находить нужную интонацию. Но мы с Полей терпеливо ищем, разбираемся, и вдруг раз — все прошло, прожили, все установилось и стало понятным, преодоленным.
— Как-то вы процитировали свою маму: «Твое рождение — это самое потрясающее, что я в жизни сделала». Вы чувствуете влияние родителей, когда занимаетесь воспитанием дочек?
— В предупреждении моих взрывных эмоций мне очень помогает папа. Недавно, после моей «тайной жалобы» ему о том, как мне сложно бывает в некоторых ситуациях с Полей, он мне сказал: «Я никогда не говорил тебе о своей ошибке. В детстве, приходя из детского сада, ты без причины, как нам казалось с мамой, начинала плакать. Я совершенно не выносил твои слезы и сначала просил тебя успокоиться, а потом не выдерживал. Раздражался из-за беспричинного плача и просто силой пытался это остановить: «Сейчас же перестань, прекрати!» — давил на тебя, повышая голос. А ты рыдала еще сильнее!
Сердце мое разрывалось, я не понимал, почему ты плачешь, но пытался подавить то, что следовало бы понять. В такие моменты ничего в жизни не может быть важней, чем отклик папы или мамы на слезы и страдания ребенка. Никакая правда не важна! И надо было любовью, спокойствием и отвлечением на что-то хорошее этот твой плач остановить, но и, конечно, разобраться, что там, в детском саду, с тобой происходит. Пойми, ничего нет важней отклика и любви мамы тогда, когда ребенок с чем-то еще не может в себе справиться, а родитель не знает, как ему помочь и отчего все происходит». Конечно, так поступать очень непросто, реальная жизнь сложна и противоречива, в ней больше преодолений и проблем, чем прямых безоблачных линий. Но важно все время быть последовательным и двигаться в заданном направлении.
— У вас двое детей, но фигура просто девичья. Есть ли какие-то рецепты поддержания идеальной формы или это только гены?
— Пою оду генам и борюсь с искушениями одновременно. (Улыбается.) Будучи худой от природы, я думаю, что могла бы поддаться соблазну уйти «во все тяжкие», если с детства не было бы любви к раздельному питанию, которую мне привили родители. Кроме этого, я достаточно подвижна: постоянно куда-то бегу, ставлю множество задач, так что калории в неравной схватке с нервами безнадежно гибнут. (Смеется.) Правда, сейчас я стала лучше понимать, что гены генами, а трудиться над собой все-таки нужно. И дело не только в сохранении красоты — хочется быть здоровой. Эта тема меня сейчас очень увлекла, можно даже сказать, я в нее погрузилась, благо оказалась в отпуске. И открытием для меня в этом стал собственный муж. После рождения Евы и проделанной за последние полтора года работы чувствовала, что мне нужно вернуть форму, тонус, восполнить энергию. Возник вопрос об учителе, которым неожиданно для меня стал мой муж!
— Действительно неожиданно! А как это произошло?
— Дэн (Денис Гущин, второй муж актрисы. — Прим. ред.) всегда очень много занимался спортом, йогой, дыхательными упражнениями, а в последнее время стал осваивать систему физической активности, которая через специальные упражнения включает все мышцы человеческого организма. Вот в этом он и стал моим наставником. Каждое утро он проводит со мной двухчасовые занятия на побережье. Также Дэн научил меня находить в течение дня так называемые «точки жизни», проводить небольшой цикл упражнений, направленных на включение разных групп мышц в режиме разной интенсивности, и это фантастически здорово на меня влияет: тонизирует и дает ощущение собранности и радости. За меня, в компании с мужем, взялась и старшая дочь.
Она мой тренер по эстетической гимнастике и растяжке. (Улыбается.) Я, кстати говоря, не шучу — Полина три года этим серьезно занимается. Поэтому сперва меня тренирует муж, потом мы плаваем, и со мной занимается дочь! Недавно был забавный случай: люди проплывали мимо нас на байдарках в одну сторону — мы занимались с Дэном, плыли в другую — меня тренирует Полина. Они не удержались и махнули нам рукой: мол, респект вам, ребята, за труды. А вообще, я сейчас испытываю истинное наслаждение от свободы, от возможности услышать себя, подышать, сделать асаны, от времени, которое принадлежит только мне.
— Многие вас до сих пор ассоциируют с образом Виктории Сергеевны из сериала «Кухня». Скучаете ли вы по своей героине? Это правда, что поклонники до сих пор каждый год поздравляют вас с ее днем рождения?
— Поздравляют! Многие не расстаются с «Кухней» и пересматривают ее вновь и вновь. В сущности, пока это единственная работа, роль, команда, актерский ансамбль, по которым я действительно скучаю. Проект длился много лет и для меня стал знаковым, изменил мою жизнь. Ну а Вика? Ностальгия по ней? Она для меня — как произведение, которое уже создано и продолжает звучать и жить своей жизнью. Но знаете, есть парадокс: при всей моей любви к образу и испытываемой нежности к проекту я после завершения работы как актриса всегда будто противостою Виктории Сергеевне. (Улыбается.) Каким образом? Когда знакомлюсь с новым сценарием или иду на пробы, я всегда начеку: только не в сторону Вики, только нечто противоположное, только не в этом характере!
Более того, когда уже работаю в новом проекте, строго отслеживаю любой нюанс в своей игре, чтобы не проскочила Вика, я ведь так долго с ней дружила. (Улыбается.) У меня упрямая позиция, которую всегда и везде отстаиваю: я не актриса одной роли! А моя любовь к сценаристам, режиссерам, партнерам, продюсерам «Кухни» — навсегда. Мы стали родными людьми за это время! Чувство попадания, чувство «своего человека» для меня главное! А отношение зрителей к Виктории Сергеевне меня очень трогает, и поздравления с ее днем рождения прекрасны! Значит, она оказалась для зрителя живой, интересной, родной. Вообще, отклики на этот проект меня поражают. Но я ни за что не хотела бы в него вернуться. На мой взгляд, наша история самодостаточна и она вовремя закончилась.
— Говорят, актеры очень суеверные люди. Верите ли вы в приметы, например, если упал сценарий, нужно на него сесть?
— Когда в институте, на одной из репетиций, уронив текст пьесы, я на него не села, дескать, несуеверная я, мой педагог Валентина Петровна Николаенко сказала: «Садись, Подкаминская! И не такие садились!» И вроде как мы посмеялись тогда, но с тех пор я всегда сажусь на тексты, даже если мысленно улыбаюсь этому. Так, чтобы не рисковать. Мое суеверие, мой пунктик, скажем так, — это моя подготовленность к работе. Редко когда случается, чтобы к съемке, или к репетиции, или к спектаклю я не готовилась. Можно сказать, что такой подход к работе — мой оберег! Когда это есть, я увереннее себя чувствую и с этим внутренне связана, как с талисманом.
— Ваша актерская карьера на подъеме. Не жалеете о каких-то упущенных возможностях? Может, есть роли, которые непременно хотелось бы сыграть?
— Не секрет, что актерская профессия — вещь крайне зависимая, и раскрытие возможностей, как правило, упирается не в то, что ты хотел бы сыграть, а в то, что тебе предложили продюсеры и режиссеры. Выбор-то, собственно, невелик. Ты можешь или принять предложение, или отказаться от него. Не зря же говорят, что самое главное в нашей профессии — умение ждать. Если говорить о востребованности, то в драматическом жанре у меня, по моему внутреннему ощущению, большой недобор. Да, есть «Научи меня жить», «Я вернусь», «Спящие», совсем недавно на канале «Россия» прошла премьера сериала «Другие», уже завершились съемки полного метра фильма «Мы» по одноименному роману Евгения Замятина. Сыгранные в этих фильмах роли совершенно необходимые для моего развития, и я безмерно благодарна, что они случились. Но я всегда жду и стремлюсь к новому. Особым прорывом в моем актерском развитии стал моноспектакль «Неосторожная актриса», который я играю на Новой сцене Вахтанговского театра. Многие зрители пишут, что совсем иначе смогли оценить мои возможности именно как драматической актрисы. Для меня это очень важно! Секрет раскрытия потенциала мне известен: актрису открывает и во многом создает режиссер! И я всегда мечтаю встретить такого, о котором могла бы сказать: он мой! (Улыбается.)
— Личную жизнь любимых актеров поклонники любят разглядывать буквально под микроскопом. Но про вас почти ничего не известно. Скажите главное: вы счастливы?
— Ну что вы! Я столько «интересного» и необычного о себе, бывает, узнаю! К примеру, что первый муж оставил меня чуть ли не в переходе без средств к существованию. В то время как Саша (Александр Пляцевой, первый муж актрисы. — Прим. ред.) — потрясающий человек, мой настоящий друг, родной человек, и нет такой моей просьбы, на которую бы он не откликнулся и по сей день. Все, что связано с образованием и жизнью Полины, он финансово обеспечивает, постоянно с ней общается и безумно ее любит! Также забавно периодически узнавать, как мифическая соседка докладывает журналистам о подробностях нашей совместной жизни с Дэном. Очень бы хотелось наконец-то с ней познакомиться и поблагодарить, уж как она за нас радуется и переживает! (Смеется.) Но если серьезно, то я в самом деле не склонна делиться личным, тем, что относится к миру моей семьи, и выводить это в публичное пространство. Ведь для многих СМИ главное, чтобы было «жареное», а если его нет, то давайте сочиним! Поэтому заведомо «кривых» микроскопов я в свою жизнь допускать не настроена. А о счастье... (задумалась)... лучше Пушкина и не скажешь: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
— Раньше говорили, что для женщины главное — найти мужчину, за которым она будет как за каменной стеной. Сейчас — что женщина должна быть независимой от мужчины и со всем в жизни справляться самостоятельно. Какая позиция вам ближе?
— Ну как можно быть против того, чтобы найти мужчину! (Смеется.) Какая женщина от этого откажется?! Правда, в современном мире все очень изменилось и усложнилось. Женщина сейчас все чаще определяет, как ей жить, что для нее лучше и ближе. Важно, чтобы мужчина видел в ней личность и принимал это. Собственно, для меня это и есть проявление уважения к женщине. Я больше склонна к отношениям паритетным, когда между женщиной и мужчиной в семье возникает равноправие и каждый движется навстречу друг другу и готов жить интересами противоположной стороны, их поддерживать. Задача эта архисложная, но здесь главное, чтобы к этому было взаимное стремление!