Святочные гадания первой половины января – давняя славянская традиция, но мы тем не менее удержимся от архаики и не станем подобно пращурам кидать валенки на дорогу и прислушиваться к лаю собак. Просто окинем пытливым взглядом происходящее здесь и сейчас, и станет понятно, чего же нам стоит ждать в самом ближайшем будущем и какие вопросы российская власть скорее всего будет решать в нынешнем году.
Само собой, появляется мысль: может, пора отыграть назад? И дата как раз подходящая: в декабре будет 100 лет образованию СССР. А наш национальный лидер, говорят, очень уважительно относится к круглым датам и ещё более трепетно – к СССР. Неспроста же на днях Алексей Венедиктов провозгласил: мол, «доктрина Путина» – ограниченный суверенитет бывших союзных республик! То ли в рамках ОДКБ ограниченный, то ли какого-то иного союза – не важно. Важно то, чтобы постсоветские республики однажды не начали «сыпаться», как недавно Армения, а надысь – Казахстан. Об украинских успехах, пожалуй, лишний раз даже упоминать не стоит, а ведь Украина была полноценным государством даже в СССР, включая собственное представительство в ООН и вторую в Европе экономику.
Вот только возникает вопрос. Потянет ли Россия создание нового союза финансово и не приведёт ли строительство «новой империи» к обнищанию россиян? Деньги у нас пока есть – самый большой за всю российскую историю, включая и её советский период, золотой запас. Но есть, конечно же, риски. И главный из них – включение в новый союз республик Средней Азии. В своё время, ещё при Брежневе и Андропове, Кремль с Римским клубом договаривались о том, как вскочить на подножку уходящего поезда с «золотым миллиардом» – тогда единственным условием Запада было оформление среднеазиатских республик в отдельный от СССР союз. А теперь, выходит, мы добровольно готовы вновь повесить на себя этот балласт? А он точно не утащит нас всех на дно?
Стабилизация отношений с Западом и НАТО
Заметьте, речь не об улучшении отношений, а лишь о стабилизации – в рамках уже идущей новой холодной войны. Впрочем, контакты с руководством США и НАТО, случившиеся на прошлой неделе, позволяют допустить, что до горячей фазы у нас с ними не дойдёт совершенно точно. И уже это одно – хорошо. Между тем игра будет жёсткой, даже пожёстче, чем во времена СССР. Давненько в нашем МИДе не прибегали к столь жёстким формулировкам! «Не вижу оснований организовывать в ближайшее время новый раунд переговоров по гарантиям безопасности», – заявляет замглавы МИДа Рябков. «Если не получится парировать угрозы политическими мерами, Россия будет использовать военные», – добавляет замглавы МИДа Грушко. А ведь Путин чётко очертил срок принятия решения – до окончания Олимпиады в Пекине. И за океаном его, кажется, услышали – недаром же в журнале National Interest появилась статья со ссылкой на источники в Белом доме и Пентагоне, мол, в Вашингтоне готовы даже на то, чтобы исключить из блока НАТО страны Прибалтики, дабы не доводить до греха. Что же до перспективы принятия в альянс Украины с Молдавией, то, несмотря на воинственные эскапады Столтенберга (дескать, это не вашего ума дело, поступим, как сочтём нужным), у Байдена заверили, что воевать они за Украину не станут. Введут против нас новые санкции, выделят Киеву новый кредит на покупку оружия – на много ли хватит того полумиллиарда долларов? – но воевать не начнут нипочём. Заодно учтём новость минувшей недели – сенат США отклонил предложенные республиканцем Крузом санкции против «Северного потока – 2». А вот ещё новость, которую, кажется, никто не заметил: США не исключают, что предлогом для военного вторжения России на Украину может стать попытка государственного переворота – об этом предупреждает советник Байдена по национальной безопасности Салливан. И Штаты поведут себя точно так же, как и в случае с Казахстаном, где, собственно говоря, имел место похожий сценарий – попытка государственного переворота. Выразят озабоченность, и только. Бывший советник президента России Андрей Илларионов и вовсе считает, что Москва с Вашингтоном играют в одну и ту же «циничную игру в четыре руки» против евроатлантического выбора Киева, а возможно, и Прибалтики.
Усиление роли ОДКБ
Коллективная безопасность, как выясняется, недооценённый, но весьма действенный фактор, вокруг которого, возможно, и начнёт формироваться новый постсоветский союз. Помните, как в разгар недавнего армяно-азербайджанского конфликта премьер-министр Армении Никол Пашинян упрашивал Москву оказать военную помощь Арцаху в рамках ОДКБ (хотя какое отношение к ОДКБ имеет Нагорный Карабах, не признанный даже Ереваном?!). И вот теперь, во время казахстанских волнений, решение о вводе ограниченного контингента ОДКБ в Алма-Ату принял не кто иной, как Пашинян (временно председательствующий в организации). Не самый, мягко говоря, большой друг России Пашинян настаивает на введении в Казахстан российских миротворцев – оксюморон да и только! Хотя как сказать. Во властных коридорах целого ряда бывших советских республик, в том числе и на Украине, набирает популярность идея союза с Россией без утраты собственной национальной государственности.
Накануне новогодних праздников неожиданно бурную реакцию в Киеве вызвало заявление Александра Лукашенко о неотвратимости слияния России и Белоруссии в новый союз. К Лукашенко на Украине прислушиваются, его мнение уважают, и это его заявление киевские телевизионщики разобрали по косточкам, задействовав целый ряд экспертов, в том числе и действующих политиков и управленцев. Выяснилось, что их значительная часть была бы не против не политического, но экономического, а быть может, и военного союза с Россией, гарантирующего Украине сохранение её государственности. Если Москва сможет гарантировать Киеву военную безопасность, а заодно станет вкладывать средства в развитие украинской экономики, считает Юлия Тимошенко, то отчего бы и нет? Если, конечно, не будет идти речь о сворачивании украинской государственности как таковой. К тому же военный альянс с Москвой раз и навсегда поставит все точки над «ё» в инсинуациях с «угрозой нападения», а возможно, позволит решить вопрос возвращения Донбасса, считают украинские сторонники этой идеи. Между прочим, эксперты украинского правительства уже подсчитали, что Москва могла бы инвестировать в украинскую экономику до 40 млрд долларов ежегодно, а это намного больше, чем подкидывает Запад. Но в отличие от меркантильного Запада, одалживающего строго под высокий процент, Россия – щедрая душа – сможет содержать Украину на тех же условиях, что и Белоруссию, полагают в Киеве. Одновременно возрождая промышленность (и, что важнее всего, связи с российскими смежниками). Так что игра явно стоит свеч. Что России от этого толку – другой вопрос.
Как бы там ни было, именно в рамках ОДКБ, пожалуй, и возможно дальнейшее оформление государственности бывших советских республик. И, что особенно существенно, формирование их самостоятельной политики. И снова приведём в пример Казахстан. Сейчас у нас все трубят о том, что «неблагодарные» казахи позвали в новый состав правительства якобы откровенных русофобов. И не предоставили русскому языку статус второго государственного. А ещё казахи не допустили наших военных на объекты США – речь о шести биолабораториях, в которых, предположительно, выращивают смертоносные вирусы. А давайте-ка посмотрим на происходящее чуть шире. Упрятанному за решётку Кариму Масимову, возглавлявшему госбезопасность и при этом игравшему строго по лондонским нотам, предъявлены обвинения в попытке захвата власти и государственной измене. Также по аналогичным обвинениям задержаны два его заместителя, Ануар Садыкулов и Даулет Ергожин – они оба работали в тесном контакте с британскими спецслужбами, о чём было известно задолго до январских событий. То есть нынче и у англичан есть повод обидеться на казахов? И даже у китайских партнёров – президент Токаев, сообщает «РИА Новости», обвинил Пекин в том, что его страна несёт значительные финансовые потери из-за плохой работы таможни на границе с Китаем. Что-то сложно припомнить, позволял ли себе Назарбаев похожие резкие движения в адрес Лондона или Пекина? И – вишенка на торт: Астана отзывает проект закона о сотрудничестве с ОАЭ в энергетической сфере. То есть продажи 49% казахских активов арабам не последует. Всё вместе это и называется проводить независимую международную политику. Предшественник Токаева о подобном и помыслить не мог. А вот Токаев может – не потому ли, что он заручился поддержкой ОДКБ? Право же, все мы, кажется, недооценивали возможности этой организации.
Смутная перспектива «транзита власти»
Ещё какой-то месяц назад тема властного транзита-2024 у экспертов считалась одной из важнейших. Но события в Казахстане, похоже, поставили на этой теме жирный крест. Даже у хитроумного Назарбаева не задалось с транзитом, а с какой помпой о нём трезвонили: мол, и успешный он, и перспективный, этот казахский процесс передачи власти! Вот и свежее сообщение о якобы «секретном» присвоении губернатору Дюмину звания генерал-полковника (не иначе, готовят в преемники!) как-то не вызвало ожидаемого ажиотажа – если и выбьется Дюмин когда-то в президенты, то ещё очень не скоро. Даже сами гадания на преемника стали максимально попсовыми – мол, у сменщика Путина будет имя, самое распространённое среди российских императоров, то ли Николай, то ли Александр. Остряки тут же интересуются, уже не Лукашенко ли фамилия у предполагаемых сменщиков? – все смеются, и о транзите как-то уже и не думается. И если даже у элит в самом деле имелись какие-то основания всерьёз обсуждать перспективы транзита, после казахских событий их нет. Оглянитесь, если есть сомнения, на Назарбаева – где он теперь, кстати? И жив ли вообще?
Ревизия отношений с Китаем
Мы всё ещё остаёмся стратегическими партнёрами с Пекином и даже объявили о строительстве в России социального государства, чтобы китайским товарищам было сподручнее иметь с нами дело. Но всё ли так между нами безоблачно? Французская газета Le Monde как бы невзначай сообщает о внезапно возникшей «разнице в стратегических календарях» Москвы и Пекина, из-за которой китайцы в очередной раз отказались от военной операции по «воссоединению» с Тайванем, сорвав якобы тем самым планы Москвы одновременно осуществить военную операцию на Украине.
Не исключено, что французы попросту интригуют, стремясь посеять раздор между нами и Поднебесной, ведь именно россияне с китайцами решительно выдавливают их из Африки (уйти пришлось даже из Мали). Но ведь и в Африке у китайцев с россиянами, признаться, не всегда клеится – раздел Чёрного континента по принципу «нам корешки, а китайцам – вершки» (нам – подземные залежи, а китайцам – сельскохозяйственные угодья) всё очевиднее не устраивает Пекин. Добавим к этому недавний раздрай касательно повышения стоимости поставляемой из России электроэнергии (до сих пор Москва и Пекин так и не сошлись в цене), а также решительное нежелание Минобороны РФ делиться новейшими военными разработками с НОАК.
Ну, и как обойти казахские события? Фактически китайцы нашими руками очистили свой среднеазиатский форпост от турецких конкурентов (впрочем, турецкое лобби в Казахстане всё ещё присутствует, чему свидетельством назначение министром тюркофила и русофоба Умарова). В общем, похоже на то, что российско-китайские отношения в этом году пройдут испытание на прочность.