Поисковый запрос «почему ожидания от технологий не оправдываются» всегда приводит к книге Джеффри Мура «Преодоление пропасти» 1991 года и к кривой «цикла хайпа» (hype cycle, кривая зрелости технологии) исследовательской компании Gartner 1995 года. Смысл обеих теорий прост: от момента изобретения технологии до момента, когда она внедряется в жизнь большинства людей, проходит долгое время, и на этом пути технологию поджидает несколько провалов («пропастей», по Муру). Эти провалы подстерегают технологию в момент, когда она должна распространиться на новую, более многочисленную группу пользователей. Мур выделяет пять таких групп: новаторы (энтузиасты), ранние последователи (провидцы), раннее большинство (прагматики), позднее большинство (консерваторы) и отстающие (скептики). И самая глубокая пропасть отделяет провидцев от прагматиков.
Цикл хайпа как нельзя лучше дополняет эту теорию: мы все раз за разом проходим его с каждой новой якобы прорывной технологией — блокчейном, электромобилями, беспилотниками, впишите свое. Цикл стартует с запуска технологии — ее немедленно подхватывают СМИ, технология, которая якобы перевернет мир, становится горячей темой, ее обсуждают, вокруг нее формируются сообщества энтузиастов, разработчиков, инвесторов и мошенников. При этом на начальной фазе, понятное дело, рабочих продуктов еще не существует, а коммерческая жизнеспособность технологии не доказана. Очень быстро все это взлетает на пик завышенных ожиданий, а оттуда низвергается в разочарование. На этой стадии интерес публики ослабевает, поскольку эксперименты и первые продукты не приносят результатов — либо эти результаты скромны по сравнению с ожиданиями. Стартапы банкротятся, инвесторы прекращают вливания. Выживают только те, кому удается создать сколько-нибудь жизнеспособный продукт. Постепенно эти продукты набирают силу, определенная польза становится очевидной, технология вступает в стадию просвещения и наконец выходит на плато продуктивности, будучи всеми признанной. К этому моменту технология может применяться уже совсем не так, как планировалось в начале.
Но современные технологии крайне сложны, внутри них есть свои концепции и подходы, которые также проходят цикл хайпа сами по себе. В итоге путешествие по кривой Gartner, замусоренное бесконечными новостями, противоречивыми комментариями и обсуждениями в соцсетях, превращается в постоянные качели ожиданий и разочарований. Ничего удивительного, если даже самим разработчикам технологий и компаниям-гигантам, которые тратят на них миллиарды долларов, неочевидно, где на самом деле грань между возможным и невозможным, между реальностью и бесплотными фантазиями.
Десять лет назад агентство Loudhouse опросило представителей российских компаний, отвечающих за IT. Оказалось, что 53% считают, что внедренные в их компаниях инновации не оправдали ожиданий. Меньше всего IT-спецы были довольны аналитикой больших данных, социальными медиа и облачными технологиями, при том что четверть IT-бюджетов шла именно на внедрение новинок. Но с тех пор и облачные технологии, и большие данные сделали огромный скачок, и теперь компании рапортуют о довольно внушительной экономии, которую дают новые решения, — за это время данные научились нормально собирать, используя в том числе интернет вещей, удобно хранить и обрабатывать. Революции не случилось, но позитивный эффект явно есть.
Девять технологий, которые мы собрали: блокчейн, NFT, электромобили, беспилотники, цифровизация, метавселенные, искусственные города, космический туризм и новые методы диагностики, — либо уже прошли свою нижнюю точку разочарования, либо находятся как раз в ней (а NFT, похоже, рискует в ней и умереть). Но как минимум цифровизация, электромобили и беспилотники хоть и не сделали то, чего от них ожидали энтузиасты, но поднялись со дна, найдя подходящие ниши для применения.
Будет интересно понаблюдать за остальными.