Поставки бензина и дизеля на экспорт стали привлекательнее для российских компаний. Вслед за скачком мировых цен на нефть в Европе выросла и стоимость топлива - примерно на 10%, сообщили "Известиям" в ценовом агентстве Argus. Это создаёт стимул для увеличения экспорта нефтепродуктов. В прошлом году наблюдалась схожая ситуация - компании увеличили продажи горючего за рубеж, что привело к росту цен на отечественных АЗС. В этот раз, как считают опрошенные "Известиями" эксперты, серьёзного подорожания топлива на заправках пока ждать не стоит.
Вслед за резким повышением мировых цен на нефть на 12% моторное топливо в ЕС подорожало примерно на 10%, сообщили "Известиям" в Argus. В 2018 году более привлекательные цены на внешнем рынке привели к росту поставок российского горючего за рубеж, а возникший в результате этого дефицит топлива на внутреннем рынке - к увеличению цен на отечественных АЗС.
16 сентября на торгах Лондонской биржи цена марки Brent достигала $71 за баррель. Правда, во вторник стоимость бочки опустилась ниже $66.
В ближайшее время скачок мировых цен на сырьё не должен вызвать удорожания топлива в России, считают опрошенные "Известиями" эксперты. Между правительством и нефтяными компаниями есть неофициальное соглашение: рост розничных цен на бензин в этом году не превысит инфляцию.
Также с начала года государство частично компенсирует нефтяникам недополученную прибыль от поставок топлива на внутренний рынок с помощью специального механизма (демпфер).
НЕФТЯНОЕ РАЛЛИ
Котировки бензина Eurobob Oxy на бирже Роттердама (европейский эталон цены на бензин) в понедельник выросли на 9,8%, до $626,75 за 1 т, а цены на танкерные партии дизтоплива французской спецификации в Северо-Западной Европе - на 10,6%, до $644,2 за 1 т, сообщил вице-президент Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно. Во вторник бензин продолжил дорожать ($645,25), а дизель, наоборот, несколько подешевел - до $625.
Результатом роста котировок стало повышение индексов экспортного паритета (цена при поставках горючего за рубеж российскими компаниями), отметил Виктор Парно.
При этом с учётом затрат на доставку топлива в Европу экспортная цена бензина и дизеля в понедельник выросла на 7,6-8,7%, следует из данных на сайте СПбМТСБ. Биржевые цены внутри России остались прежними.
- Причина слабой реакции внутреннего рынка - наличие демпфирующего механизма, сдерживающего рост стоимости топлива, а также негласный контроль государства, - сказал гендиректор ИГ "Петромаркет" Иван Хомутов.
В 2018-м на фоне высоких объёмов экспорта и роста цен на топливо правительство пригрозило нефтяникам введением экспортных пошлин на нефтепродукты, если поставки на внутренний рынок будут недостаточными. Ситуация прошлого года вряд ли повторится, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
- В прошлом году не было демпфера. Кроме того, бензин в России был намного дешевле. Сейчас внутренняя цена более высокая, АЗС уже не работают в убыток, да и разница между западными ценами и российскими с учётом демпфера не такая большая, - сказал он.
По его словам, оптовые цены на внутреннем рынке ещё могут пойти вверх вслед за зарубежными. Сергей Ежов добавил, что дополнительные меры правительства по стабилизации топливного рынка могут потребоваться, если мировые цены превысят $80 за баррель.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает такой сценарий вероятным.
- Если через месяц Саудовская Аравия не продемонстрирует полного восстановления инфраструктуры, то цена на сырьё может подняться и выше $80 за баррель, - сказал он. - Если нефть подскочит до $100 за баррель, защитные механизмы начнут отказывать и государству, возможно, придётся пойти на снижение акцизов и вернуть их к докризисному показателю. Новое соглашение с нефтяниками тоже возможно.
СДЕРЖАННЫЙ РОСТ
На российских розничных ценах подорожание нефти и нефтепродуктов на международном рынке вряд ли скажется, считает Виктор Парно.
- Корреляция между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизтопливо низкая. Оптовые цены изменяются ежедневно под влиянием рыночных факторов, а за розничными следят регулирующие органы, в первую очередь ФАС, - пояснил он.
Другие опрошенные "Известиями" эксперты также считают, что заметного подорожания бензина и дизеля на АЗС в этом году не ожидается.
- Ещё в прошлом году было решено, что цены будут расти в пределах инфляции, и нефтяные компании придерживаются этого уровня, - отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Независимые АЗС также не станут поднимать ценники по сравнению с конкурентами, чтобы не потерять клиентов.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев добавил, что повышение стоимости топлива может произойти, но будет сдержанным.
В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос "Известий".