Стремление Москвы поддержать Минск, неофициально блокируя полеты европейских авиакомпаний в обход Белоруссии, породило неразбериху на авиарынке. Как минимум два рейса в столицу России, Air France из Парижа и Austrian Airlines из Вены, были отменены, но другие выполнялись. Пассажиры оказались в подвешенной ситуации, а российские перевозчики обеспокоены отсутствием официальных комментариев авиавластей и опасаются возможной ответной реакции ЕС. Эксперты считают действия Росавиации политическим жестом, ожидая прояснения правил игры в ближайшее время.
Российские власти начали блокировать рейсы в Москву тех европейских перевозчиков, которые решили избегать воздушного пространства Белоруссии после инцидента 23 мая с самолетом Ryanair. Так, 27 мая был отменен рейс Air France AF 1154 из Парижа в Шереметьево, не получивший новый коридор для входа в воздушное пространство РФ (прежний коридор пролегал через Белоруссию).
Обратный рейс AF 1155 также пришлось отменить. Клиенты были проинформированы, им предложили трансфер на рейс, выполняемый "Аэрофлотом", либо возврат денег за билеты»,— сообщили “Ъ” в Air France.
Аналогичная ситуация произошла с рейсом Austrian Airlines в Домодедово (OS 601). В авиакомпании заявили, что РФ не дала разрешение на изменение маршрута для обхода Белоруссии. Предыдущий рейс 24 мая Austrian Airlines, судя по данным Flightradar24, уже выполняла в обход Белоруссии, но тогда проблем с полетом не возникло.
Действия российской стороны не вполне последовательны: 27 мая польская LOT выполнила рейс из Варшавы в Шереметьево (LO 677). Маршрут пролегал через воздушное пространство Литвы и Латвии в обход Белоруссии (вопреки практике, существовавшей до 23 мая), но польский перевозчик воздушный коридор получил.
«Аэрофлот», со своей стороны, пострадал от введенного Литвой запрета на пролет через воздушное пространство Белоруссии и 27 мая отменил рейс Москва—Вильнюс.
В Росавиации и Минтрансе отказались от комментариев. По словам источника “Ъ” в отрасли, Росавиация 28 мая даст неофициальное разрешение европейским перевозчикам летать в Россию в обход Белоруссии.
Между тем Air France уже объявила, что из-за отсутствия разрешения отменит запланированный на 28 мая рейс Париж—Москва. Если блокировка сохранится, 28 мая под угрозой могут оказаться следующие рейсы: из Вены в Домодедово (OS 601), два рейса из Амстердама в Шереметьево (KL 905 и KL 903), из Праги в Шереметьево (OK 894), из Варшавы в Шереметьево (LO 675).
«Перевозчики в целом искренне растеряны отсутствием комментариев со стороны Росавиации в сложившейся ситуации,— отметил собеседник “Ъ” в отрасли.— История с фактической блокировкой нескольких европейских рейсов выглядит как очевидный политический жест России в ответ на "воздушную блокаду Белоруссии".
Агентство могло бы сослаться на нормативы и объяснить затягивание согласований действующими правилами, но этого не происходит, перевозчики не понимают, как далеко может зайти эта ситуация и стоит ли ждать ответных мер от европейских аэроузлов».
Как отметил источник “Ъ” в правительстве, Росавиация может обосновать сроки выдачи разрешений положением из сборника аэронавигационной информации (AIP). В документе говорится, в частности, что запрос на разовое изменение формы «Р» (расписания регулярных рейсов) необходимо предоставить в Росавиацию и главный центр единой системы ОрВД не позднее трех рабочих дней до начала выполнения полета, кроме выходных и праздников.
При этом другой собеседник в авиационной отрасли подчеркнул, что на практике «согласование занимает считаные минуты и часто происходит на лету». Он отмечает, что иногда по маршруту следования меняются метеоусловия или образовываются закрытые зоны в силу чрезвычайных ситуаций — и план полета меняется на ходу.
Реакция ЕС на ситуацию с Air France может последовать в ближайшие сутки, предполагает старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Он надеется, что это не приведет к ухудшению международного авиасообщения:
Можно констатировать факт: будь у Росавиации такое намерение, она бы согласовала новые маршруты в течение очень короткого времени, тем более что облет Белоруссии европейскими компаниями на тот момент не был новостью. Если оформление разрешений выборочно затягивается на несколько дней, вероятно, существует такая установка: не спешить».
При желании Росавиация имеет право растянуть пересмотр разрешений для бойкотирующих Белоруссию перевозчиков на недели, полагает обозреватель Aviation Explorer Владимир Карнозов. В таком случае в ЕС могут пойти на ответную «блокировку» российских перевозчиков. «Юридические основания здесь не понадобятся: это вопрос политический, а не технический, и за воспрепятствование полетов своих компаний европейские политики вполне могут добиваться пересмотра соглашений с тем же "Аэрофлотом"»,— считает он. Однако, по мнению господина Карнозова, с учетом тяжелого кризиса в международных перевозках ЕС попытается урегулировать «разрешение на облет» с российскими авиационными властями в ближайшие дни.