90-я церемония вручения самой престижной кинопремии мира прошла в Лос-Анджелесе: американская киноакадемия раздавала награды. Хотя фильму российского режиссера Звягинцева «Оскар» не достался, без «русского следа» не обошлось. В лучшем фильме года — работе Гильермо дель Торо «Форма воды» — главным злодеем оказался персонаж по фамилии Михалков. А ставшая оскароносной документальная лента «Икар» о допинге в мире спорта принесла всемирную известность подавшемуся в бега Григорию Родченкову.
Главные награды за лучший фильм (в этой номинации сошлось 9 претендентов) и лучшую режиссуру получила «Форма воды» Гильермо дель Торо. Фильм стал рекордсменом церемонии по числу номинаций: их было 13. Видел ли нынешний триумфатор советский фильм «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского по роману Александра Беляева? Еще на Венецианском кинофестивале дель Торо дал понять, что картина произвела на него впечатление, он увлекался Беляевым.
Когда-то Владимир Коренев сводил с ума советских женщин в роли ихтиандра. Новое существо с жабрами - не столь прекрасно, но тоже живет в соленой воде и получит свою порцию любви. Немая уборщица Элиза – скромная труженица секретной лаборатории, где над ихтиандром ставят эксперименты, полюбит его всей душой и телом. С необычным избранником она займется любовью, заполнив до потолка ванную комнату водой. Зрелище не слабонервных.
Поскольку действие происходит в разгар холодной войны, без русских - никуда. Наши парни под предводительством лысого господина по фамилии Михалков задумывают убийство ихтиандра. Самое смешное, что однофамилец нашего «бесогона» произнесет прямо-таки программную речь на ломаном русском: «Нам американцы нужны не для того, чтобы у них учиться».
Русский Дмитрий не выполнит приказа начальства, но промолчит. Когда Михалков спросит: «Что у этой твари внутри?», вольно процитирует Ленина: «Нет пользы от рыбы, оставшейся с прошлой недели».
«Форма воды» - абсолютно детское, наивное кино, которым почему-то восхищаются взрослые люди. Вот только откровенный секс с рыбой, по определению одной из британских газет, не позволит снизить возрастной ценз...
Документальный фильм-расследование «Икар» Брайана Фогеля стал лучшим в своей категории, и имеет непосредственное отношение к России, хотя режиссер подчеркивает, что то, о чем он рассказывает, - не проблема одной страны. Связан он с допинговым скандалом и базируется на свидетельствах бывшего директора московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, в отношении которого в России возбуждено уголовное дело.
Как было сказано со сцены, он многое рассказал создателям фильма о России. В картине снимался и экс-руководитель допинговой лаборатории Олимпийского комитета США Дон Катлин, утверждающий, что все спортсмены используют допинг, но если они обладают некоторыми знаниями, то способны обмануть тест.
Что же касается Родченкова, то он находится в США, где и была обнародована информацию о фальсификации тестов на применение допинга российскими спортсменами.
Приводится статистика по олимпиадам разных лет. Количество так называемых «грязных» спортсменов из России в Пекине достигло 30-ти, в Лондоне каждый второй был таковым. Родченков тоже был частью системы, и подтверждает существование российской допинговой программе «ради жульничества на олимпиаде». На вопрос, знал ли о ней российский президент, он дает утвердительный ответ.
Авторы фильма утверждают, что в России всегда использовали допинг, начиная с 1968 года. «Икар» не назовешь мощным художественным высказыванием, его наградили за другое. С экрана прозвучат слова: «Если вы захотите сказать правду, вас уничтожат». Ведущий церемонии Джимми Киммел пошутил, что на выбор академиков российский президент не повлиял...
В 5.25 утра по московскому времени стало известно, что в главной для нас номинации «Лучший фильм на иностранном языке» победила «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио – уроженца Аргентины, получившего кинообразование в Чили. А входившая в пятерку номинантов «Нелюбовь» Андрея Звягинцева осталась без награды.
Один из продюсеров картины Глеб Фетисов рассказал «МК», что готов вложить в новый фильм Андрея Звягинцева до 10 млн. долларов вне зависимости от сценария: «Это меньшее, что я могу сделать сегодня для поддержки Андрея и съемочной группы по итогам кинопремии «Оскар».
Напрасно на фильм навесили русофобский ярлык. Нелюбовь (уже без кавычек) – общемировая тенденция, восходящий тренд. Выгодно стало не любить, монетизируя все – симпатию к другому человеку, проявление заботы. Верю, что все вернется на круги своя, и любовь снова будет захватывать города, решать судьбы людей и помогать России завоевывать «Оскар»...
Главную роль в «Фантастической женщине» сыграла трансгендерная актриса Даниэла Вега. Когда она появляется в вечернем платье с обнаженной спиной, люди обращают внимание на ее мощные плечи, теряются в догадках, кто собственно перед ними. Так было год назад на Берлинском кинофестивале, а теперь и на «Оскаре».
Такая же необычная героиня фильма Марина - трансгендерная женщина и певица, по терявшая своего возлюбленного. Ему было 57, а ей – на двадцать лет меньше. И теперь экс-супруга бойфренда не пускает Марину даже на похороны.
Будь героиня обычной женщиной, а не мужчиной, отважившимся на перемену пола, вряд ли бы картина вызывала такой интерес. (Пять лет назад Лелио снял не менее смелую «Глорию», где 58-летняя женщина занималась любовью с молодыми и престарелыми мужчинами, подхваченными на танцах). Награду Лелио вручала 86-летняя актриса Рита Морено. Она вышла на сцену в том же платье, в котором получала «Оскара» в 1962 году за женскую роль второго плана в «Вестсайдской истории». Рита прекрасно выглядела со смело обнаженными плечами. Старшее поколение актрис в тот вечер дало фору тем, кто идет за ними.
Лучшей актрисой стала Фрэнсис МакДорманд в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» британского кинорежиссера Мартина МакДонаха, известного по картине «Залечь на дно в Брюгге» и театральным пьесам, идущим в том числе и в Москве.
Фрэнсис сыграла измотанную женщину, у которой убили дочь. Но полиция ничего не делает, чтобы наказать виновников ее смерти. Вот несчастная мать и устанавливает щиты на въезде в город, где называет все вещи своими именами. Для МакДорманд это второй «Оскар» после «Фарго», снятого ее мужем Джоэлом Коэном и его братом Итаном. Она отлично работает в своем фирменном стиле.
С лучшей мужской ролью второго плана блестяще справился в тех же «Билбордах» партнер МакДорманд Сэм Рокуэлл. За лучшую женскую роль второго плана отметили Эллисон Дженни в картине «Я, Тоня», почти карикатурно сыгравшую мать, в одиночку вырастившую знаменитую фигуристку Тони Хардинг. Это реальный персонаж, знаменитая спортсменка, замешанная в крупнейшем в истории скандале и лишенная права заниматься большим спортом. История, надо сказать, покруче допингового скандала.
Лучшим актером первого плана стал Гэри Олдман, сыгравший в «Темных временах» Джо Райта 65-летнего британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Несколько лет назад он отказался от подобной роли у другого режиссера, но Райт его увлек идеей. Олдман изучал мимику и манеры Черчилля и достиг великолепного результата. Свое дело сделал и труд гримеров, на который ежедневно уходило по три с половиной часа. Олдман сам выбрал мастера - пластического гримера Кацухиро Цудзи, категорично заявив: «Я буду сниматься, только если ты мне поможешь». Получая заслуженного «Оскара», гример благодарил даже кошку, и это что-то новенькое на «Оскаре».
Одна из самых изысканных картин - «Дюнкерк» Кристофера Нолана, снятая на песчаных пляжах Зеландии и рассказывающая о выводе союзных войск в Дюнкерке в годы Второй мировой войны, имела второе место по числу номинаций. Их было девять. Но пришлось довольствоваться тремя «Оскарами» за монтаж и звук. «Дюнкерк» обвинили в расизме, поскольку в нем не представлено участие индийских и марокканских солдат, воевавших на стороне союзников.
«Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона отмечена за дизайн костюмов. Она рассказывает о кутюрье, жизнь которого целиком подчинена профессии.
Экранизация «Зови меня своим именем» итальянского режиссера Луки Гуаданьино – о 17-летнем парне, испытавшем первую любовь к ассистенту своего отца, - отмечена за адаптированный сценарий. Представители ЛГБТ-сообщества, впрочем, недовольны тем, что на главные роли приглашены гетеросексуальные актеры, а не настоящих геи.
Хоррор «Прочь» Джордана Пила, снятый за скромные деньги почти не известным темнокожим режиссером, но имевший бешеный успех у молодежи, отмечен за сценарий. Это необычная картина, представляющая мир белых глазами темнокожих, выражающая все их страхи, с отличной работой британского артиста Дэниэла Калуя. Режиссера обвинили в том, что он пригласил цветного из Англии, словно бы в Америке нет своих.
Претензий хватило всем. Даже Гэри Олдмену, который ударил жену телефонной трубкой на глазах у детей накануне «Оскара», и мог сойти с дистанции. Но все как-то обошлось.
Фатально не повезло только Вайнштейну, исключенному из рядов киноакадемии за сексуальные домогательства. Недавно в Лос-Анджелесе появился новый арт-объект «Кушетка для кастинга» - а-ля золотой памятник продюсеру Харви Вайнштейну. Его массивная фигура в натуральную величину расположилась на диване. Некогда великий, а теперь только ужасный продюсер одет в шелковый халат и пижамные брюки. На ногах – обычные тапки. В руке – «Дядюшка Оскар». По замыслу авторов, уличных художников Пластика Джизуса и Джошуа Монро (на их счету - статуя обнаженного Донольда Трампа), статуэтка расположена близ паха сладострастного кинематографиста, которого обвиняют в сексуальных домогательствах чуть ли не к сотне актрис. Все желающие могут подсесть к поверженному продюсеру и сфотографироваться.
Ведущий церемонии Джимми Киммел не обошел щекотливую тему вниманием. Прошелся он и по «Форме воды», сказав, что женщины вынуждены встречаться с рыбами, поскольку мужчины опозорились. Но никакого траура, как это было на «Золотом глобусе», актрисы не придерживались. Многие пришли в розовом и желтом, часто лишенном даже намека на изящества. Зато вместо харассмента были предложены блюда поострее – той самый секс с рыбой в «Форме воды» и разнообразные проявления однополой любви, интерес к трансгендерным партнерам.
Завершился вечер поеданием шоколадных «Оскаров», посыпанных золотой крошкой, над которыми трудился Вольфганг Пак. Уже в 24 раз этот непревзойденный кулинар отвечает за оскаровский банкет. Странно, что он не додумался до съедобных фигурок Харви Вайнштейна. Можно было бы организовать ритуал возмездия.