Крупные банки обеспокоены отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги и таким образом имеют конкурентное преимущество на своих платформах, следует из заявлений профильных топ-менеджеров ВТБ и ПСБ на платежной конференции «Платежная индустрия — стратегическое развитие и новые решения». Один из предметов дискуссии — скидки при использовании платежных инструментов самих маркетплейсов.
«Для своих экосистем данные игроки (два крупнейших маркетплейса, которыми являются Ozon и Wildberries. — РБК) используют свои собственные финтех-решения, финтех-услуги на базе и банковских, и факторинговых, и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. Что дает возможность полноценно работать с клиентом абсолютно по всем направлениям банковских услуг. Это безусловный плюс, когда есть уникальная возможность встроиться в нативный клиентский путь по оплате товаров практически бесшовно. Но при этом есть и некие опасения, поскольку такие частотные операции в таких каналах, по сути, в какой-то момент времени должны контролироваться», — сказала заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева.
Зампред Промсвязьбанка Константин Басманов, выступая на этой же платежной конференции, обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией. «Маркетплейсы в СБП (Система быстрых платежей. — РБК) имеют маленькую комиссию, большой объем пополнения виртуальных карт через СБП [идет] бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, — пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платежной системы — у них есть уже платежные лицензии — заплати сейлеру (продавцу. — РБК) на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%», — описал процесс Басманов, добавив, что это приводит к исчезновению кешбэков у клиентов и к росту маржи маркетплейсов. Традиционно комиссии за эквайринг находятся в районе 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия (оценка ЦБ на 2022 год).
Что обсуждают банкиры и ЦБ
Тимофеева добавила, что условия конкуренции должны соблюдаться для всех участников платежного рынка на конкретном маркетплейсе. Сейчас классические банки взаимодействуют с маркетплейсами на рыночных условиях, уточнила она: «Мы либо сами бонусируем (речь о кешбэке и иных бонусных программах. — РБК) этот оборот или платежное поведение клиентов в соответствующих сервисах, либо на каких-то коммерческих основаниях пытаемся тоже заходить в партнерство».
Развитие услуг в других отраслях сопровождалось обычно каким-то встречным контролем со стороны регулятора, и банки беспокоит то, что такого нет в ситуации с маркетплейсами, отметила Тимофеева. «А с учетом емкости этого рынка и динамики развития этого рынка кажется, что было бы полезным обратить на это внимание», — подчеркнула она.
Рынок электронной коммерции за 2023 год вырос на 40% и достиг 8 трлн руб., а более 80% онлайн-заказов приходится на двух игроков, сказала Тимофеева. Такие оценки ранее в своем прогнозе по итогам 2023 года приводила аналитическая компания Data Insight. В исследовании уточнялось, что лидерами рынка, доля которых превысит 80%, являются Wildberries и Ozon. О доминирующем положении Wildberries и Ozon с долей около 80% сообщала и ФАС. РБК направил запросы этим компаниям.
«Удобство маркетплейсов в том, что они предлагают финансовые услуги в тот момент, когда клиент собирается приобрести товар, — сказал управляющий директор Совкомбанка Андрей Оснос на банковском форуме «Эксперт РА». — Действительно, банки ощущают конкуренцию со стороны маркетплейсов, это действительно угроза, и тут вопрос также того, чтобы не подавить восстание, а организовать и возглавить».
«У нас две компании, фактически имея конкурентное преимущество по сравнению с банками, оказывают финансовые услуги, ценовые скидки делают таким образом, что они выигрывают эту борьбу, из-за того что не регулируются Центральным банком, используя неконкурентные способы борьбы на конкурентом рынке», — сказал на платежной конференции глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он попросил Банк России обратить внимание на эту проблему, а также инициировать законопроекты, чтобы выравнивать условия конкуренции.
«Будут законопроекты — будет обсуждение более активное. И сами маркетплейсы подключатся к этой дискуссии — я уверен, у них мощные лоббистские ресурсы, и в ходе дискуссии найдем компромиссы, которые удовлетворят и финансовый рынок, и маркетплейсы, которые фактически стали уже участниками финансового рынка», — считает Аксаков.
Присутствовавшая на платежной конференции директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина обратила внимание на то, что ЦБ продвигает законодательство о регулировании института небанковских поставщиков платежных услуг. «Банк России всегда за равные условия и равную удаленность, то есть здесь точно не должно быть вот этих перекосов», — сказала Бакина. Она также уточнила, что сейчас на рынке маркетплейсов не два игрока, есть и другие аналогичные компании.
ЦБ в начале 2022 года разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и другие игроки. Однако против этой инициативы выступили банки в составе Ассоциации банков России, создание нового института платежных игроков не поддержали Минфин и Минэкономразвития.
«ФАС России анализирует вопрос разницы в условиях оплаты товаров на маркетплейсах с применением разных платежных средств», — сообщил РБК представитель службы.
Есть ли поводы для беспокойства
Почти весь оборот в e-commerce — 98% — это безналичный расчет, поэтому комиссия за эквайринг, по сути, стала оборотным налогом для отрасли, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Текущая стоимость эквайринга непомерно высока, ее нужно снизить, неоднократно заявляли в АКИТ. «Естественно, компании стремятся минимизировать издержки на нее, именно поэтому они вышли на банковский рынок как полноценные участники и работают в соответствии с банковским законодательством. Таким образом, речь идет о деятельности в рамках финансового регулирования: услуги электронных кошельков и выпуска карт оказывают кредитные организации (банки, МФО), которые входят в группу компаний маркетплейсов», — объясняет Соколов.
У покупателей есть широкий выбор платежных методов, но компании интернет-торговли инвестируют огромные средства в скидки и программы лояльности, за счет чего они фактически «взяли на себя социальную функцию по сохранению доступных цен», оценивает глава АКИТ. «Определенно, здесь нет никакого дисбаланса в конкуренции и искать его бессмысленно», — резюмирует он.
Клиенты маркетплейсов могут предъявлять спрос и на другие их продукты по типу накопительных счетов из-за выгодных программ лояльности, в том числе связанных с платежами на маркетплейсе, отмечает ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова: «Для клиента, конечно, это выгодно. Но с точки зрения конкуренции вопросы могут возникнуть, так как банки не могут предоставить подобные условия напрямую на платформе, потому что маркетплейс им не принадлежит».
Чем чаще люди приобретают товары на маркетплейсах, тем больше вероятность отказа от продуктов банков в пользу, например, банка Ozon, рассуждает партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Михаил Герман. Он считает, что речь идет о «признаках недобросовестной конкуренции, хоть и весьма умело скрытых». Отрегулировать ситуацию возможно и через проверку со стороны ФАС, принятие отдельного закона может и не потребоваться, заключает он.
Банкам есть о чем беспокоиться, так как количество клиентов, которые открывают дебетовые карты через финансовые структуры маркетплейсов, растет с высокой скоростью, добавляет управляющий партнер Fintech Partners Александр Калякин. На первый взгляд нарушения с точки зрения конкуренции нет, так как у банков есть кешбэк, с помощью которого они конкурируют друг с другом и могут конкурировать с картами финансовых структур маркетплейсов, считает он. Но нет гарантии, что завтра финансовые структуры маркетплейсов не пойдут в другие продукты, подчеркивает эксперт. «А если сделать несколько шагов назад, то перед созданием собственных банков маркетплейсы пытались договориться о партнерстве с банками для реализации финансовых продуктов с использованием инфраструктуры этих банков, но не смогли достигнуть консенсуса, что и побудило их формировать свои финансовые структуры», — напоминает он.