Почитать в лабиринте
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Екатерина Новикова. Эксперт
«Новые книжные розничные магазины будут привлекать покупателей эмоциональной составляющей, атмосферой и персональным подходом, — сказал недавно генеральный директор крупнейшей британской книготорговой сети Waterstone’s (доля на рынке Великобритании — почти 50%) Джеймс Донт на одной из отраслевых конференций. По его словам, главная задача розничных книжных во всем мире — удержать покупателя в офлайн-магазинах, чтобы покупатель снова и снова возвращался туда. В этом может помочь визуальный мерчандайзинг магазинов. Именно сюда сегодня брошены ресурсы владельцев книжных по всему миру, в том числе в России.
И им есть о чем переживать. По данным отчета журнала «Книжная индустрия» «Мировое книжное пространство в новых реалиях. Издательства и книжные магазины в условиях COVID-19», глобальный книжный рынок по итогам 2020 года сократился до 86 млрд долларов с 93 млрд в 2019-м. В России, по сведениям издательства «Эксмо», книжный рынок вырос: до 99 млрд рублей (это примерно 1,4 млрд долларов по курсу на декабрь 2021 года) с 84 млрд в 2020-м. Однако продажи бумажных книг увеличились в основном за счет онлайн-каналов (прирост 25% по сравнению с 2019-м), в то время как продажи в книжных магазинах сократились на 6%.
Сегодня розничные книжные магазины, продающие в основном бумажные книги, вынуждены искать новые способы привлечения покупателей. Основной акцент делается на изобретение новых форматов торговли — изменения в дизайне магазинов, создание в них культурного пространства и налаживание диалога с покупателем, обеспечение персонального подхода к каждому читателю. Книготорговцы пытаются вернуть покупателей в книжные магазины, однако есть серьезное опасение, что из-за роста цен на бумагу печатные книги скоро станут чем-то элитарным и недоступным для большинства.
Книжные лабиринты
«Уже в ближайшем будущем в книжных магазинах будет реализован мультиформатный подход с большим количеством сервисов. Станет больше возможностей ознакомиться с книгой, не просто полистать ее, но почитать. Этот подход уже реализован в Китае, где мы наблюдаем небывалый рост книжного рынка и где функционирует около 100 тысяч книжных магазинов», — прогнозирует президент издательской группы «Эксмо-АСТ», совладелец объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед» и издательства «Манн, Иванов и Фербер» Олег Новиков.
Несмотря на тотальную цифровизацию, книжная розница в Китае активно растет (примерно на 10% в год до пандемии), новые магазины открываются постоянно. Из-за большой конкуренции каждый из них ищет новые дизайнерские и архитектурные решения. Примерами таких новых книжных могут быть Dujiangyan Zhongshuge (принадлежит сети книжных магазинов Zhongshuge) в городе Дуцзянъянь, Zhongshuge в городе Сиань, Tianjin Binhai Library в городе Тяньцзинь и многие другие. Для каждого разрабатывается отдельно уникальный дизайн и создается пространство, чтобы посетитель как можно дольше находился в магазине. Например, магазин в Дуцзянъяне создает иллюзию лабиринта за счет многочисленных непохожих друг на друга арок и зеркал, отражающих книжные полки, и покупатель может долго блуждать в этом лабиринте. В другом магазине, китайской книжной сети Zhongshuge, не только использованы смелые дизайнерские решения (опять-таки зеркала, необычные лестницы и другое), но и введены дополнительные сервисы: например, в магазине есть библиотека и кафе.
«Основные тенденции в развитии книжных магазинов — это создание гибридных форматов, атмосферности, уникальности, когда книжный — это не просто магазин, но культурное пространство, где происходят совместная деятельность, общение, возникают связи. Это все становится основой для развития продаж», — говорит основатель петербургской книжной сети «Буквоед», член правления Российского книжного союза, инициатор всероссийского фестиваля «Книжный маяк Петербурга» Денис Котов.
В России переосмысливать принципы организации книжных магазинов начали много лет назад. Так, «Москва» на Тверской уже давно практикует лекции, встречи с писателями, осуществляет особую выкладку и продвижение ассортимента. В пандемию преобразования магазинов получили новое качество. В 2020 году магазин «Подписные издания» в Санкт-Петербурге расширил площадь в пять раз. Там появились кафе и места для чтения. В январе 2021 года в том же книжном начала работать пекарня. Ярким примером нового книжного стал также магазин «Буквоед» в Санкт-Петербурге, в феврале 2022 года открывшийся после двухлетнего масштабного обновления. Основные изменения в трехэтажном книжном — новые дизайнерские решения и создание удобного культурного пространства для покупателей: кафе, мест для чтения, площадки для мероприятий. Огромная площадь магазина (более трех тысяч квадратных метров) позволила тоже превратить его в лабиринт, впрочем, с навигацией, которая не позволяет покупателям заблудиться.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.