15 октября войдет в историю православия как одна из самых черных дат. Вчера в Минске на заседании Священного синода Русской Православной Церкви было принято решение о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Это означает разрыв отношений между православными церквями - самой статусной (первой по чести) Константинопольской и самой крупной - Русской.
До этого в христианстве было два великих раскола. Первый произошел в 1054 году, когда папа римский издал буллу о разрыве общения с Константинопольским и всеми другими патриархатами. В результате христианская Церковь разделилась на западную и восточную ветви - католиков и православных. А в 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. Как сейчас будут развиваться отношения между поместными православными церквями, выяснится в ближайшее время. Каждой из них придется выбирать, с кем она - с Константинополем или с РПЦ.
"УГРОЗА РАЗРУШЕНИЯ ЕДИНСТВА МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ"
По плану заседание Священного синода Русской Православной Церкви должно было закончиться в понедельник около шести часов вечера. Но оно затянулось еще на полтора часа, из чего можно было предположить, что решение далось непросто. Вышедший к журналистам председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, постоянный член Священного синода митрополит Волоколамский Иларион заявил, что "на сегодняшнем заседании Священного синода было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Это было вынужденное решение, но иного решения не мог принять наш Священный синод, поскольку к этому вела вся логика действий Константинопольского патриархата".
Митрополит Иларион напомнил о событиях, которые подтолкнули Синод к такому жесткому шагу.
- Несколько дней назад на заседании Синода Константинопольского патриархата были приняты решения о том, что Константинопольский патриархат восстанавливает в священном сане отлученного от Церкви лидера украинского раскола Филарета Денисенко и лидера еще одной раскольнической группировки, - заявил глава ОВЦС. - Было принято решение об отмене Акта Константинопольского патриархата 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата, а также принято решение об учреждении ставропигий Константинопольского патриархата на Украине.
Все эти решения, с точки зрения Русской Православной Церкви, являются беззаконными и канонически ничтожными. Русская Православная Церковь не принимает этих решений, не будет им следовать, раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола, а так, Церковь, признав раскольников, вступила с ними в общение и тем самым исключила себя из канонического поля Православной церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как с полностью идентифицировавшим себя с расколом, - сказал глава ОВЦС.
Священный синод постановил "признать невозможным дальнейшее пребывание с ним (Константинопольским патриархатом. - "Известия") в евхаристическом общении и намерен информировать собратьев - предстоятелей Поместных православных церквей о позиции Русской Православной Церкви в связи с угрозой разрушения единства мирового православия и призвать их к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжелой ситуации".
- После разрыва евхаристического общения с Константинополем Поместным церквам отмолчаться не удастся - им придется высказаться. От этого вопроса уйти невозможно. Пока многие выжидают. Но если две Церкви разрывают общение, то надо либо выбрать одну из сторон, либо прервать общение с обеими, - сказал "Известиям" профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. - Фактически каждая Поместная церковь должна будет разорвать евхаристическое общение либо с Константинополем, либо с РПЦ. Это очень непростая ситуация.
Но есть и другая точка зрения. Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский сообщил "Известиям", что формулировка о раскольниках, которую применил Синод, - "просто констатация факта".
- Это повторяется на очень многих Вселенских соборах: люди, которые входят в общение с раскольниками, сами признаются раскольниками, - пояснил протоиерей Вигилянский. При этом, по его словам, жесткого требования к Поместным церквям о разрыве евхаристического общения с Константинополем нет.
Кандидат богословия, профессор, завкафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский считает, что в сложившейся ситуации можно провести аналогию с Православной церковью в Америке.
- Мы знаем о ситуации с признанием Константинополем автокефалии Православной церкви в Америке. Он уклоняется от любого сослужения с представителями этой Церкви, - сказал "Известиям" Алексей Светозарский. - Но эта ситуация существует десятилетиями. Мы тоже будем избегать теперь общения с Константинопольским патриархатом в надежде на то, что эта мера церковного воздействия как-то вразумит наших братьев. Сейчас этот вопрос будет бурно обсуждаться Поместными церквами,но какой будет вывод, мне сказать трудно.
НЕ ПАЛОМНИКИ, НО ТУРИСТЫ
Как отразится вчерашнее решение Синода на церковной жизни,священниках, монахах и прихожанах? На эти вопросы пока нет четких ответов. Хотя эксперты уже назвали несколько болевых моментов. В первую очередь трудности возникнут у монахов на Афоне.
- Решение Священного синода Русской Православной Церкви напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, - пояснил "Известиям" Алексей Светозарский. - Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены.
Возникнут проблемы и у паломников, считает богослов.
- Наше русское, традиционное присутствие на Афоне и наше паломничество, очень активное в последние годы, может оказаться под большим вопросом. Константинополь контролирует поток паломников, выделяя квоты. Здесь есть определенное поле для действий, - сказал он.
Той же точки зрения придерживается и протоиерей Владимир Вигилянский.
- Афон принадлежит Константинопольскому патриарху. И теперь прихожане РПЦ могут посещать его только как туристы, они не могут участвовать там в молитве, - пояснил он. - Что будет с теми, кто живет в российских монастырях на Афоне? Монастыри принадлежат Константинополю. Люди должны будут сами решать. Либо уйти оттуда, либо остаться, но сменить Церковь. Но при этом переход архиереев или клириков из канонической церкви к раскольникам или вступление с последними в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения (церковное дисциплинарное наказание в православии. - "Известия"). Если наши клирики будут общаться с раскольниками, они будут запрещены или отлучены.
Для рядовых прихожан прекращение евхаристического общения означает, что они больше не смогут причащаться в церквях Константинопольского патриархата. В первую очередь это коснется живущих за рубежом.
- Для прихожан решение Синода означаетневозможность причащаться в церквах Константинопольского патриархата, - заявил "Известиям" историк церкви, богослов, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, протоиерей Владислав Цыпин. - Как это раньше недопустимо было делать в церквах филаретовского раскола.
Протоиерей Владимир Вигилянский также считает, что "эта беда коснется многих русских церквей на Западе".
- В основном во Франции - там несколько храмов, в том числе знаменитый собор Александра Невского на рю Дарю, принадлежат Константинопольскому патриархату, хотя был построен на деньги нашего царя, но это неважно, - отметил он. - В 1930-е годы во время советской власти они перешли в Константинопольский патриархат. Раньше могли причащаться там, а теперь нет. Прихожане этих храмов тоже не могут с нами молиться.
БОЛЬШАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Сильнее всего сложившаяся ситуация ударит по Украинской православной церкви Московского патриархата.
- В тяжелом положении окажется Православная церковь на Украине. Украинские власти будут давить на каноническую Православную церковь, на православных людей, паству и духовенство в особенности, - сказал протоиерей Владислав Цыпин.
Пессимистично настроен и протоиерей Владимир Вигилянский, который считает, что на благополучный исход в ближайшей перспективе надежды мало.
- В прошлых столетиях уже много раз бывали попытки такого раскола, две унии, которые принимал Константинополь, - Лионский собор в XIII веке и Ферраро-Флорентийский собор в XV веке. Но потом раскол уврачевывался. Они каялись в этом и возвращались назад, - напомнил он. - При жизни патриарха Варфоломея, думаю, таких шансов нет, но как только он скончается, я считаю, все вернется в норму. Это связано и с его личностью, и с политическим контекстом. Известна его связь с Америкой, в Турции на протяжении десятилетий он держался на поддержке американских президентов. Все, что происходит, связано с большой геополитикой.
Между тем профессор Алексей Светозарский убежден: выход из патовой ситуации все же возможен.
Есть вероятность того, что все может решиться на Всеправославном соборе, созвать который призывает Антиохийский патриархат, отметил богослов.