Поверка на дорогах
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Валерий Кодачигов. Известия
Интернет не появится на части федеральных трасс - с чем это связано и как водители смогут подключаться к Сети
Власти отказались от планов тотального покрытия интернетом федеральных автотрасс: Госкомиссия по радиочастотам может снять требование интернетизировать их участки протяжённостью более 1,6 тыс. км. Это прецедент - ранее от связистов требовали обязательного покрытия всех этих дорог. Но на 90% из них нет электричества, поэтому установка оборудования там невозможна. В перспективе обязательства по развёртыванию Сети могут быть сняты и на других трассах, не исключают эксперты.
Часть российских федеральных автотрасс не будет покрыта скоростным мобильным интернетом из-за невозможности подключить сотовое оборудование к электросетям. Поэтому с операторов снимут обременение по покрытию таких дорог в ряде регионов. Это следует их материалов Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), с которыми ознакомились "Известия". Речь, в частности, идёт об участках федеральных трасс в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Оренбургской, Самарской, Челябинской областях.
Покрытие 99,9% федеральных автотрасс было одним из условий выдачи частот для LTE операторам сотовой "большой четвёрки" в 2011 году и продления этих разрешений в 2021-м.
Однако, как выяснила созданная в 2023-м межведомственная рабочая группа при Минцифры, необходимая для строительства LTE-сетей инфраструктура есть только на 10% обследованных ею участков автотрасс. В связи с этим оставшиеся 90% непокрытых участков федеральных автодорог не могут быть обеспечены покрытием LTE, говорится в материалах госкомиссии. - В проекте решения ГКРЧ указаны координаты точек на дорогах, между которыми связи нет и не будет. Пока госкомиссия хочет снять с сотовых операторов обязательства по охвату LTE-сетями более чем 1608 км федеральных автодорог, в том числе на трассе М5 - 463,6 км (в Оренбургской, Самарской, Свердловской, Ульяновской, Челябинской областях и в Татарстане), на трассе М8 - 1095,7 км (в Архангельской, Владимирской и Вологодской областях), а на трассе M12 - 48,9 км (в Татарстане и Свердловской области), - подсчитал партнёр ComNews Research Леонид Коник.
Общая протяжённость трассы М5 составляет 1879 км, М8 - 1271 км, а М12 -795 км. Таким образом, на участки, для которых ГКРЧ намеревается снять с операторов обязательства по покрытию сетями LTE, приходится около 25%, 86% и 6% их длины соответственно, отметил эксперт. Он обратил внимание, что эти дороги объединяет дедлайн по покрытию интернетом - он истекает в конце 2025-го. Операторы будут добиваться исключения из программы обеспечения связью участка за участком по мере наступления обязательств по развёртыванию там базовых станций, считает эксперт.
По данным Росавтодора на 2024 год, общая протяжённость автомобильных дорог федерального значения составляла чуть более 66,2 тыс. км.
- Сотни километров федеральных трасс и по сей день не имеют LTE-покрытия. Операторам это экономически невыгодно: они не хотят ставить базовые станции там, где проезжает мало машин, и, соответственно, окупить вложения за счёт большого объёма телеком-трафика они не смогут, - объяснил Леонид Коник.
"Известия" направили запросы в Минэнерго и Минтранс.
Проект решения ГКРЧ предполагает не отмену условий использования выделенных ранее полос радиочастот, а только утверждает перечень участков автомобильных дорог, для которых не применяются эти обременения, - из-за отсутствия на них возможности подключиться к энергосетям, пояснили "Известиям" в Минцифры. При продлении разрешений на частоты LTE ГКРЧ было принято решение о том, чтобы они строили инфраструктуру связи вдоль дорог. Операторы активно ведут эту работу и должны в сентябре 2025 года обеспечить покрытием LTE 70%, а до 2031-го - 100% федеральных трасс, но только те участки, которые обеспечены необходимой энергетической инфраструктурой, отметили в ведомстве.
- По тем участкам, где нет такой инфраструктуры, Минцифры обсуждает с Минэнерго возможность оптимизации решений по подключению к энергосетям, а также с властями субъектов - возможность выделения субсидии из регионального бюджета на техническое присоединение объектов связи к электросетям, - добавили в ведомстве. - Сейчас ко второму чтению готовится законопроект, которым среди прочего предлагается закрепить в законодательстве возможность размещения антенно-мачтовых сооружений связи непосредственно в границах полосы отвода автодорог. Это позволит обеспечить наиболее эффективное покрытие участка трассы сигналом сотовой связи и ускорить мероприятия по покрытию интернетом.
О том, что большую часть автотрасс федерального значения невозможно покрыть мобильным интернетом, поскольку вблизи отсутствуют электросети, операторы говорят не первый год, напомнил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. При этом, как показывает опыт, трафик, который генерируют расположенные вдоль дорог базовые станции, зачастую не окупает расходы на подведение к ним питания ни в какие разумные сроки. Из доступных 10% протяжённости федеральных автотрасс сейчас качественно покрыто интернетом около 70%, добавил Денис Кусков. По его словам, в условиях санкций и роста стоимости инфраструктурного оборудования, поставляемого по параллельному импорту, покрытие дорог LTE - дорогое удовольствие. Упомянутые в решении ГКРЧ участки дорог надо было покрыть к концу этого года, но со временем обременение для связистов может быть снято и на других участках, подчеркнул эксперт. Альтернативой для водителей он видит интернет от российских низкоорбитальных спутниковых группировок (аналоги Starlink Илона Маска).
- Российским автовладельцам и водителям остаётся уповать на "Роскосмос" и новые спутниковые группировки, способные обеспечить повсеместный высокоскоростной интернет-доступ, - прежде всего на низкоорбитальную систему "Рассвет", которую создаёт ООО "Бюро 1440", - согласен Леонид Коник.
В "ВымпелКоме" отказались от комментариев.
- Мы приветствуем данную инициативу. По итогам 2024 года t2 полностью покрыла трассы М4, М11, М12, провела работы по развитию сети на М5, М10. Однако существуют объективные препятствия, не позволяющие обеспечить сплошное покрытие трасс, например отсутствие внешнего энергоснабжения, - отметила представитель компании Дарья Колесникова. - Проект решения ГКРЧ финализирует результаты проведённых операторами обследований по изучению возможности строительства подвижных радиотелефонных сетей вдоль федеральных автодорог по отдельным участкам, где нет покрытия ни одного из операторов. Эти "белые" пятна были определены в результате "наложения" карт покрытия "большой четвёрки".
90% непокрытых участков федеральных автодорог не может быть обеспечено покрытием LTE
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.