ТОП 10 лучших статей российской прессы за
June 19, 2025

Расставить точки над «и»

Рейтинг: 0

Автор: Георгий Бовт. Аргументы и Факты Москва

Бывший командующий Корпуса стражей Исламской революции Ирана Мохсен Резаи заявил, что Тегеран готов к долгому сопротивлению агрессии Израиля, добавив, что «возможно, нам придется сделать что-то, что нарушит работу всего региона». Глава комитета по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Исмаил Коусари высказался еще откровеннее: «Вопрос о закрытии Ормузского пролива находится на рассмотрении, и Иран примет соответствующее решение с полной решимостью». А другой высокопоставленный иранский чиновник и главный советник аятоллы Али Хаменеи по иностранным делам Джавад Лариджани заявил: «Если нашим нефтяным объектам будет нанесен серьезный ущерб, мы не позволим ни одной стране региона использовать свою собственную нефть».

Между тем через Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом и далее открытым океаном, проходит не менее 20 % мировой торговли нефтью (включая значительную часть и иранского экспорта тоже), а также треть мировых экспортных поставок СПГ (в основном из Катара, для которого альтернативных путей нет).Ежемесячно пролив используют не менее 3 тысяч различных торговых судов. В экстремальном случае перекрытия пролива большая часть нефтеэкспорта из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, но и самого Ирана тоже будет блокирована, а экспорт СПГ из Катара (на который Европа в последнее время делает главную ставку, пытаясь полностью отказаться от импорта российского «голубого топлива») встанет полностью.

В самом узком месте пролив составляет 33 км, но танкеры и прочие суда в основном ходят по двум маршрутам шириной по 2 мили каждый. Спекуляции по поводу намерений и возможности Ирана перекрыть этот пролив ходят еще со времен ирано-иракской войны 80-х годов прошлого века, но угроза ни разу не была реализована, в том числе и тогда. Хотя сейчас технические возможности расширились: морские дроны-камикадзе, морские мины, затопление нескольких крупных судов поперек морских путей, ракетная или БПЛА-угроза и т. д. Порой в торговле сама угроза даже без ее реализации приводит к серьезным последствиям, перестройке логистики, росту страховых платежей и т. д. Достаточно вспомнить действия йеменских хуситов после начала войны Газе, которые начали атаки против отдельных судов, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив при входе в Красное, что сразу привело к падению морского трафика через Суэцкий канал на 40 % и обошлось мировым судоходным компаниям в дополнительные 200 млрд долл. Пока только одна, хотя и крупная нефтяная танкерная компания Frontline на фоне обмена ракетно-бомбовыми ударами между Израилем и Ираном отказалась от новых контрактов на доставку грузов через Ормузский пролив.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни