Рост чёрных списков банковских клиентов замедлился - в 2019 году число новых "отказников" уменьшилось по сравнению с 2018-м почти на 30%, говорится в отчёте Росфинмониторинга ("Известия" с ним ознакомились). Это означает, что кредитные организации стали более эффективно отслеживать схемы отмывания денег и реже блокировать "подозрительные" операции. Также банки реабилитировали в три раза больше клиентов. В финансовых организациях "Известиям" подтвердили тенденцию. Она может быть связана с повышением грамотности граждан, переходом к рассмотрению предварительных заявок, которое не влечёт процедуру отказа, а также с новыми правилами ЦБ по ведению чёрного списка клиентов. Однако проблема излишней бдительности банков по-прежнему остро стоит перед бизнесом, отмечают эксперты.
ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
В прошлом году число новых клиентов-"отказников" сократилось практически на 30% по сравнению с 2018-м, следует из годового отчёта Росфинмониторинга. В документе отмечается, что среди физлиц показатель снизился на 30%, среди ИГЛ - на 35%, среди юрлиц - чуть менее 20%. В отчёте не уточняется, сколько клиентов получили отказы в прошлом году. По данным Минэкономразвития на сентябрь 2019-го, "меры репрессивного характера" испытали на себе не менее 750 тыс. предпринимателей.
К такой категории клиентов относятся юрлица, физлица и ИП, которым организация финансового рынка отказала в проведении операции или в заключении договора банковского счёта, а также те, кого прекратили обслуживать на основании "антиотмывочного" закона (115-ФЗ), уточнили в Росфинмониторинге.
В отчётах по итогам 2017 и 2018 годов динамику работы с "отказниками" Росфинмониторинг не приводил. Из документа за 2016 год следует, что банки отклонили заявки на обслуживание порядка 350 тыс. клиентов, что превысило аналогичные показатели предыдущего года в 2,6 раза.
"Количество отказов с каждым годом неуклонно сокращается, что говорит не только об уменьшении числа незаконных операций в экономике, но и о более взвешенном, осознанном выполнении как банками, так и их клиентами требований закона", - говорится в отчёте по итогам 2019 года.
Одновременно с сокращением числа "отказников" в прошлом году кредитные организации реабилитировали в три раза больше клиентов - их число выросло с 8 до 23 тыс., говорится в документе Росфинмониторинга.
Снижению количества отказов в обслуживании способствовал конструктивный диалог с бизнес-сообществом: в 2019 году были подготовлены рекомендации для предпринимателей по вопросам "антиотмывочного" законодательства, заявили "Известиям" в Центробанке. Там отметили, что с апреля прошлого года также изменился алгоритм направления в финансовые организации сведений об отказах в зависимости от уровня риска уже совершённых клиентом операций.
Кроме того, с 2018 года действует процедура реабилитации для клиентов, которые столкнулись с неправомерными отказами кредитных организаций, за это время банки аннулировали свыше 53 тыс. отказов, реабилитированы были более 24 тыс. клиентов, подчеркнули в ЦБ.
В целом Служба по финансовому мониторингу отметила эффективность работы превентивных механизмов для снижения объёмов теневой экономики. В 2019 году применение заградительных мер позволило пресечь вывод в нелегальный оборот на 15% больше денежных средств, чем в 2018 году, - более 200 млрд рублей, следует из документа. В Росфинмониторинге отметили, что госорганы обладают и другими эффективными методами борьбы со злоумышленниками: например, это выявление и арест похищенных активов за рубежом. Только в 2019 году для возврата в Россию переданы материалы более чем на 50 млрд рублей.
БАНКИ ВИДЯТ
Тренд на сокращение числа "отказников" "Известиям" подтвердили в ПСБ и банке "Зенит". Это может быть связано с повышением финансовой грамотности клиентов, разъяснительной работой банков относительно требований "антиотмывочного" закона по корректной работе со счетами и соблюдению норм при оформлении сделок, считают в Промсвязьбанке. В кредитной организации добавили, что в последнее время также риски обналичивания смещаются от физлиц в сектор розничных торгово-сервисных предприятий, ведущих реальную деятельность и имеющих наличную выручку, это объясняет более позитивные показатели для "физиков".
Тенденция в банке "Зенит" связана с привлечением более качественного сегмента бизнеса, а также с организацией рассмотрения предварительных заявок на открытие счёта, которая не влечёт за собой процедуру отказа, пояснила начальник департамента финмониторинга кредитной организации Людмила Соколова. Она отметила, что в начале 2020-го количество отрицательных решений по обслуживанию снизилось из-за сокращения заявок на открытие счетов во время пандемии.
В банке "Открытие" "Известиям" сообщили, что отказывают клиентам в проведении операций только при наличии обоснованных подозрений в совершении клиентом высокорискованных, сомнительных операций.
Примерно в 15% случаев банки блокируют счета без объяснения причин, поделился статистикой с "Известиями" ведущий юрист компании "Объединённый юридический центр "Парфенон"" Павел Уткин. По его словам, в "антиотмывочном" законе содержатся обтекаемые формулировки, согласно которым подозрительной может оказаться практически любая операция. К транзакциям, подлежащим обязательному контролю, относятся любые операции, превышающие 600 тыс. рублей, сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей, а также денежные поступления из-за рубежа свыше 100 тыс. рублей, привёл примеры юрист.
- Зачастую банки, боясь штрафов от регулятора, не пытаются разобраться в ситуации и на всякий случай блокируют всё. А потом уже начинают разбираться с тем, кто предъявляет претензии. Надо заметить, делают они это долго, и не всегда решение меняется на положительное для того, чей счёт заблокирован, - считает Павел Уткин.
Иногда после заморозки счёта банки просят от представителей МСП плату за оперативное открытие нового: поскольку каждый день простоя крайне дорого обходится бизнесу, предприниматели соглашаются, признаёт эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. По его оценкам, лишь 15% всех блокировок действительно связано с "отмывкой", тогда как остальные представители бизнеса страдают из-за ошибок банков или из-за неправильно заполненных данных.
Одновременно с сокращением числа "отказников" в прошлом году кредитные организации реабилитировали в три раза больше клиентов - их доля выросла с 8 до 23 тысяч
Справка "Известий"
С 2017 года ЦБ ведёт чёрный список клиентов, которым когда-либо отказали в обслуживании или проведении операции, и регулярно направляет его в банки. Попадание компании или физлица в перечень не выступает однозначным основанием для отказа в обслуживании, однако зачастую банки предпочитают не связываться с такими лицами.