Видеоролик с кадрами испытания вездехода, разработанного инженером-конструктором Алексеем Гарагашьяном из Санкт-Петербурга, побил рекорды популярности в Интернете. Только за сутки его посмотрели несколько миллионов человек. Супермашина покорила западных автолюбителей: они признали, что "изобретению русских" нет равных.
В болоте не вязнет, в воде не тонет, едет по снегу и льду, колесит по тундре - возможности вездехода "Шерп" безграничны. Изобретатель признает, что главное в его чудо-машине - колеса, каждое из которых подобно надувной лодке. Их диаметр - 1,6 метра. В этих колесах даже могут прятаться дополнительные топливные баки, по желанию заказчика.
"Бескамерные шины накачаны выхлопными газами, при необходимости они способны очень быстро сдуваться и надуваться снова. Выдерживают вес самой машины 1300 килограммов и груза, еще тонну на воде", - рассказывает Алексей Гарагашьян, придумавший настоящую амфибию. По воде снегоход развивает скорость 6 километров в час.
На дороге он разгоняется до 45-50 километров в час. "Шерп" работает на японском двигателе Kubota мощностью 44 лошадиные силы на четырехступенчатой механической коробке передач. Вездеход довольно компактен: его длина не превышает 3,4 метра, ширина - 2,5 и высота - 2,3.
Он получил высокую оценку от популярного автомобильного шоу Top Gear на телеканале BBC. "Русские придумали машину, на которой можно выжить в условиях апокалипсиса", - пишут пораженные интернет-пользователи.
Главная особенность его покрышек в том, что они могут грести что грязь, что воду. В воде они работают в качестве пароходных колес. Равно как и в грязи, и в болоте. Вместо структурно вырезанного протектора, для обычных шин, протекторы, которые применяются на "Шерпе", больше напоминает лопасти. Это ему и позволяет преодолевать грязевые и болотные пространства, а также использовать их в качестве винта при форсировании рек,озер и морей.
По всем параметрам, как сообщили нам в ГИБДД, этот вездеход относится к категории тракторов и вездеходов. Он не имеет права передвигаться по дорогам общего пользования.
Бездорожные пространства - его епархия. Но даже для этого машина должна быть зарегистрирована если не в ГИБДД, то в органах Гостехнадзора. А ее водитель должен иметь права на управление этим транспортным средством.
Компетентно
Антон Чуйкин, главный редактор радио "Страна":
Технологии использования шин низкого давления на вездеходах - не новость. Конечно в данном конкретном случае есть некая универсальность применения этих шин. Машина идет по болотам, снегу, льду, глине, готова покорить и асфальт. Только надо иметь ввиду, что сами шины имеют некоторые ограничения по использованию. Шины низкого давления сделаны из более мягкой резины, у них очень высокие борта, которые при резком повороте подгибаются, они истираются об обычный асфальт довольно быстро.
Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства "Автостат":
Этот вездеход - специальная продукция. Не стоит рассчитывать, что завтра выпустят тысячу таких машин. Они предназначены для конкретных условий эксплуатации.
А что касается применения идей в автопроме от различных изобретателей, то это всегда сложный процесс. Совершенствованием технологий занимаются институты, которые получают на это миллиардные гранты. А внедрение этих технологий, и, тем более, постановка их на конвейер, требует проведения большого количества исследовательских работ.