Очередная трагедия в турецкой Алании: в бассейне отеля захлебнулась пятилетняя девочка из Архангельской области. Произошло это 3 сентября. Как раз в этот день в Санкт-Петербурге прощались с 12-летним подростком, чью руку затянуло в слив бассейна в Бодруме. Всего за последний месяц в Турции во время отдыха погибло четыре россиянки в возрасте от 5 до 19 лет. Три из них захлебнулись во время купания, одну не спасли после воспаления аппендицита. Отпуск, заканчивающийся трагедией, — клеймо нынешнего сезона в Турции. Почему это происходит, пытался разобраться «МК».
В ситуации с гибелью пятилетнего ребенка в бассейне отеля Maya World Beach в курортной зоне Окуджалар трудно предъявлять претензии персоналу. Как рассказала мама погибшей девочки тележурналистам, это был их первый день отдыха. Малышка пропала из поля зрения родителей «на минуту-две». В бассейне плескались взрослые, играющие в волейбол. Все внимание было сосредоточено на них. Девочка в это время без круга пошла к водяной горке. По предварительным данным, малышка, скатившись с горки, стукнулась головой и ушла под воду. Когда ее достали из бассейна, пульс еще был. Врачи боролись за жизнь ребенка, но спасти ее не удалось. При этом, как признались родственники девочки, сам момент трагедии никто не видел: «не было камер видеонаблюдения, а рядом с бассейном не было спасателей». В комментариях в соцсетях всю ответственность за случившееся люди возлагают на родных: упускать пятилетнего ребенка в бассейне из вида нельзя ни на минуту. Не говоря уже про «две-три». Но этот случай трагической безалаберности лишь подтверждает тенденцию нынешнего лета: отдых в отелях Турции небезопасен.
19-летняя москвичка, умеющая хорошо плавать, по непонятной причине захлебнулась в бассейне с экзотическими рыбами парка развлечений Sealanya Seapark в Алании
22 августа. Спасти ее не удалось. Двенадцатилетняя девочка из Санкт-Петербурга стала жертвой халатности отеля, не поставившего решетку на трубу системы фильтрации... 16-летнюю жительницу Красноярска врачи частной турецкой клиники фактически уморили, не предприняв никаких действий во время приступа аппендицита. К тому же тело девушки вернули без репродуктивных органов.
Ранее российский генконсул Олег Рогоза заявил, что в Анталии с начала года умерли десятки российских граждан. Он утверждает, что это связано с невниманием россиян к состоянию своего здоровья во время поездки.
По мнению заместителя председателя Комитета Совфеда по социальной политике Игоря Фомина, «важно, чтобы наши граждане качественно информировались о подобных ситуациях и сами принимали решение, стоит ли ехать отдыхать в такую страну. Подобных трагедий происходит гораздо больше, но именно эти имеют огласку, поскольку речь идет о детях». Сенатор утверждает, что в России количество несчастных случаев на отдыхе гораздо меньше, потому что система безопасности выше. Впрочем, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько полагает, что не все так страшно: «Учитывая количество россиян, которые выбирают Турцию для отпуска, процент различного рода чрезвычайных ситуаций не столь велик, чтобы говорить об этом направлении как об опасном. Даже если сравнивать статистику тех же происшествий с инцидентами в России или других странах — все это не дает оснований делать вывод о Турции как о направлении повышенной опасности».
Профессор РАНХиГС Галина Дехтярь при этом говорит, что турецкие отели стали меньше интересовать россиян. Именно по причине невысокого уровня сервиса. Но при ситуации с бассейнами и морем все же лучше не уповать на спасателей, а как-то самим обеспечивать безопасность ребенка. Лучше постоянно быть рядом.
Как отмечают турецкие социологи Дурмыш Акар и Хасан Шеноль, в прежние годы уровень сервиса в турецких отелях был выше. Но за последнее время сменился подход к ценообразованию в этом бизнесе. Если раньше цена формировалась из себестоимости и спроса, то сейчас правит бал другая концепция: издержки «подрезаются» под цену, которая определяется только конкуренцией и рыночным позиционированием. Во что это выливается в массовом, бюджетном секторе — пояснять излишне.
Кроме того, подчеркивают Акар и Шеноль, международные стандарты качества обслуживания не относятся к одной-единственной категории сервиса — all inclusive, поскольку в этой категории декларируется доступность всего сервиса. Понятно, что если национальный стандарт отсутствует (например, стандарт на то, сколько спасателей должны работать в бассейнах и на пляже отеля и должны ли вообще), а издержки отелей ради привлекательной цены «режутся» с оглядкой только на рекламации — такие невидимые клиенту, но необходимые вещи, как контроль питания и спасатели на воде, легко оказываются в списке на «оптимизацию». И безопасность отдыха в Турции, получается, страдает одной из первых — раньше, чем мягкость полотенец и наполнение шведского стола.