Внесметные богатства
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ольга Анасьева. Известия
В инфраструктурных проектах нашли массовые нарушения - кто ответит за завышенные сметы, сорванные сроки и обман подрядчиков
Массовые нарушения обнаружили при реализации инфраструктурных проектов - к таким выводам пришла Счётная палата, проанализировав ситуацию в семи регионах. Речь об инициативах, которые запускают на кредиты из бюджета. Аудиторы нашли ошибки в составлении смет, обнаружили завышение стоимости и несвоевременное выполнение обязательств подрядчиками. Например, в Чувашии местные власти закупили 50 автобусов, но пустили их на маршруты лишь спустя полгода. Аудиторы предложили правительству ввести ответственность за срыв планов. Кто может её понести - в материале "Известий".
СП проверила, как регионы тратят кредиты из федерального бюджета, взятые на инфраструктурные проекты с 2022-го по первую половину 2024 года. Аудиторы изучили, как обстоят дела во Владимирской, Воронежской, Омской, Рязанской и Тюменской областях, а также в Чувашии и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Согласно отчёту, органы исполнительной власти этих регионов получили кредиты из федерального центра на сумму 56 млрд рублей-из них почти 40 млрд составили инфраструктурные бюджетные кредиты и 10 млрд рублей -специальные казначейские кредиты, а остальное пришлось на ссуды на пополнение остатков средств на счёте регионального бюджета. При этом к середине 2024-го остаток предоставленных средств составил более 5 млрд (10%).
Такие кредиты (из федерального центра в регионы) предоставляются на 15 лет под 3% годовых. Как пояснил директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский, взять деньги можно на работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и присоединению, на капремонт объектов практически любого вида инфраструктуры, включая развитие городского транспорта.
Счётная палата выявила, что во всех проверенных регионах не соблюдались сроки реализации проектов, а их стоимость была указана некорректно. Это произошло из-за уточнения фактических объёмов работ, появления дополнительных работ, ненадлежащего качества проектно-сметной документации, роста стоимости строительных ресурсов и неисполнения обязательств подрядчиками. Помимо этого во всех проверенных регионах стоимость проектов суммарно увеличилась на 13 млрд рублей (+32%), сроки реализации перенесены по 60% мероприятий.
Нередки случаи, когда средства инфраструктурных бюджетных кредитов, в целом выделяемые для реализации масштабных и при этом ограниченных по времени проектов, не используются слишком долго, подчеркнули в СП.
Например, как следует из документа аудиторов, за счёт специальных казначейских кредитов власти Чувашии приобрели с декабря 2023-го по март 2024 года 47 автобусов. Однако в июне -на момент проведения проверки - они так и не были поставлены на учёт. По данным Минтранса региона от 1 октября 2024-го, лишь 20 из этих транспортных средств вывели на маршруты.
В Омской области при строительстве водопровода в сёлах Красноярка, Крутая Горка и посёлке Чернолучинский были задействованы средства специального казначейского кредита в размере 850 млн рублей. Местные власти перечислили подрядчикам авансы на сумму 473 млн, при этом выполнено работ по актам всего на 3 млн рублей.
В отчёте отмечено, что неиспользованный остаток средств составил 375 млн. В рассматриваемом периоде во Владимирской области проводилась модернизация объектов теплоснабжения в городе Покрове на 672 млн рублей. При этом из выделенных средств подрядчикам направили лишь 312 млн, а не использовано к 1 июля 2024-го 360 млн. "Известия" направили запросы в субъекты, где были выявлены эти нарушения.
Если регионы увеличивают стоимость проектов и смещают сроки, это может приводить к тому, что ожидания от инфраструктурных проектов не будут оправдываться, говорится в отчёте.
Редакция обратилась за комментариями во все российские регионы, спросив, как они повышают эффективность использования кредитов из федерального бюджета. В Астраханской области рассказали, что берут эти средства в дополнение к региональным инвестициям. Они необходимы для модернизации коммунальной инфраструктуры. В Магаданской области подчеркнули, что кредиты - это продуктивный инструмент для выполнения масштабных проектов. В Калужской области уточнили, что бюджетные кредиты - эффективный способ развития инфраструктуры, они повышают привлекательность региона с точки зрения потенциальных инвесторов и делают жизнь граждан более комфортной.
Как напомнила СП в своём отчёте, пока ответственность регионов за недостижение плановых показателей при реализации инфраструктурных проектов не предусмотрена. Аудиторы направили в правительство письмо с предложением нормативно закрепить её. В пресс-службе кабмина подтвердили "Известиям", что получили материалы -они направлены для проработки в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Например, такими мерами могут стать финансовые ограничения, приостановка выдачи средств или перераспределение уже выделенных денег, а также административная ответственность для должностных лиц, которые курируют проекты, уверен директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков. Он добавил: дополнительно власти могутусилить контроль над работами и реализацией планов.
Речь может даже идти о таких видах ответственности, как штрафные санкции в отношении юрлиц-исполнителей, привлечение к административной ответственности или сокращение объёмов поддержки регионов, считает член Ассоциации юристов России Валерия Стародубова. Как полагает старший партнёр коллегии адвокатов Реп & Paper Константин Добрынин, не исключено использование уголовно-правовых механизмов для стимулирования региональных властей выполнять планы.
- Но вводя любую ответственность, важно осознавать, что условия реализации инфраструктурных проектов далеко не во всём зависят только от региональных властей - в том числе с учётом их ограниченных полномочий и возможностей, - отметил Добрынин.
Ужесточить контроль над расходованием кредитов из федерального бюджета важно именно сейчас, когда несколько лет казна заканчивает год с дефицитом. В обновлённом прогнозе Минфин закладывает недостачу на этот год в 3,8 трлн. Это должно стимулировать власти аккуратнее предоставлять регионам средства.
Ведь полностью отказаться от таких заимствований нельзя. Региональные инфраструктурные проекты имеют большое значение для социально-экономического развития - например, они способствуют росту количества рабочих мест и конечного потребления домо-хозяйств, а следовательно, увеличивают валовой региональный продукт, говорит независимый эксперт Андрей Бархота.
- Кроме того, инфраструктурные проекты - один из инструментов экономики предложения. Успешные кейсы создают условия для ограничения инфляции издержек за счёт технологического перевооружения. А недостижение плановых показателей означает невысокую способность развивать инвестиционную и финансовую среду на региональных рынках, - уточнил эксперт.
Как считает Ярослав Кабаков из ИК "Финам", инициатива СП демонстрирует стремление федерального центра добиться от регионов не только освоения средств, но и конкретных результатов в развитии инфраструктуры.
В 3,8 трлн рублей запланирован дефицит бюджета в 2025 году
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.