Войны с Турцией не будет — в этом российские власти заверили мировое сообщество. Но в качестве одной из ответных мер на уничтожение российского Су-24, повлекшего гибель пилота Олега Пешкова и — во время спасательной операции — морского пехотинца Александра Позынича, российский Генштаб заявил, что не только усиливает в Сирии систему ПВО, но и прекращает все контакты с Турцией по военной линии.
Мы проанализировали, во что может вылиться практическое применение этих мер.
Плотные контакты по линии военных ведомств России и Турции были установлены в октябре 2015 года в связи с событиями, которые происходили в Сирии. Их цель, по заявлению военных, «объединение усилий в борьбе с терроризмом». Однако такое «объединение» с самого начала продвигалось очень трудно, поскольку интересы сторон были слишком разными.
Так, в середине октября глава российского МИД сообщил, что Россия оказывает военно-техническую помощь Сирии, Ираку, и, через согласование с Багдадом, иракским курдам. При этом ранее Анкара выразила протест США и России в связи с поставками вооружений ведущей партии сирийских курдов «Демократический союз», которая ведет борьбу с ИГИЛ (запрещена в России). Глава правительства Турции Ахмет Давутоглу заявил, что это оружие направляется против Турции, а также ударит и по сирийской ветви РПК.
Одновременно с этим на всех переговорах, касающихся военных аспектов, российская сторона постоянно ощущала на себе давление турецкой. В частности после начала российской военной операции в Сирии президент Турции заявил, что у России в его стране есть деловые интересы в сфере атомной энергетики и природного газа, о которых она должна помнить, реализуя свою внешнюю политику. «Если русские не построят АЭС «Аккую», ее придут и построят другие. Они уже вложили $3 млрд в этот проект. В связи с этим в интересах России действовать внимательнее».
Но теперь, после уничтожения российского Су-24, все маски сброшены. Турция своими действиями перевела себя в разряд пособников террористов, с которым Россия не может иметь никаких военных контактов. Более того, обязана предпринять ряд мер для защиты своих интересов в этой области.
Из того, что уже известно наверняка – это в первую очередь меры дополнительной поддержки с воздуха российских ВКС, воюющих в Сирии.
Сейчас многие военные недоумевают, почему вообще сбитый турками Су-24 был без какого бы то ни было прикрытия с воздуха? Обычно, когда фронтовой бомбардировщик работает по земле, то в небе его прикрывают истребители. В Афганистане, к примеру, Су-17 всегда прикрывали МиГ-23.
Однако в данном случае в практику ведения боевых действий вмешалась политика. Турция, как известно, объявила, что воюют с терроризмом в составе американской коалиции, а с этой коалицией Россия подписала соглашение о предупреждении инцидентов в воздухе. Именно поэтому военные не считали нужным осуществлять прикрытие своего бомбардировщика истребителями, понимая, что им никто не угрожает, так как у террористов ИГ своей авиации нет.
Но теперь, заявляют наши военные, играть придется уже совсем по другим правилам. Отныне все действия ударной авиации будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей, для дополнительной поддержки с воздуха российских ВКС, в прибрежную зону провинции Латакия выдвинулся крейсер «Москва», который будет выполнять здесь задачи ПВО.
Гвардейский ракетный крейсер «Москва» - флагман Черноморского флота. До последнего времени он выполнял задачи по обеспечению безопасности с моря базы Хмеймим, где базируются ВКС РФ. Он имеет на вооружении противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан», 130-мм артиллерийскую установку АК-130, 30-мм зенитный артиллерийский комплекс АК-630М и противолодочное торпедное вооружение.
Но, кроме всего этого, крейсер оснащён еще и системой ПВО «Форт», аналогичной С-300, с боезапасом в 64 ракеты. «Форт» способен поражать цели на дальности до 90 км со скоростью полёта ракеты до 2000 м/c. И, как накануне заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской, «предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться».
Получается, что одним своим присутствием у берегов Латакии крейсер «Москва» де-факто установил бесполетную зону в первую очередь для турецкой авиации, которая под предлогом борьбы с ИГИЛ регулярно бомбит курдов на территории Сирии. После такого заявления российского Генштаба, считают эксперты, турецкие ВВС вряд ли осмелятся в ближайшее время на подобные действия.
Кроме того, ряд экспертов не исключает появление оперативно-тактических комплексов «Искандер-М» на российской военной базе в Армении, вблизи границ Турции, а так же предполагают расширение формата российского военного присутствия в самой Сирии. К примеру, создание в Хмеймим, где сейчас находится лишь наша авиагруппа, полноценной авиабазы с необходимой инфраструктурой, усиленной системой охраны и ПВО.
Что касается российско-турецкого военно-технического сотрудничества, которое, без сомнений, теперь будет прервано, то оно началось еще в 1992 году. Турция стала первой страной НАТО, с которой Россия установила связи в этой области. Тогда было достигнуто принципиальное согласие о поставке туркам российского вооружения и военной техники на сумму до $300 млн.
Это были бронетранспортеры БТР-60 и БТР-80, вертолеты Ми-17, 4 вспомогательных судна, пулеметы, снайперские винтовки, боеприпасы на общую сумму около $190 млн, в том числе на $100 млн. - в счет погашения государственного долга России перед Турцией.
В 1994 году Россия и Турция подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. Турция была заинтересована в совместном лицензионном производстве тактического ракетного комплекса, стрелкового оружия и различных видов боеприпасов. Обсуждалось создание перспективного бронетранспортера для вооруженных сил Турции. Затем в мае 2001 года появилась Смешанная российско-турецкая комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая должна была придать военно-техническому сотрудничеству России и Турции стабильный, долгосрочный характер.
Анкару очень интересовали и российские разведывательно-ударные вертолеты фирмы «Камов» - Ка-50-2 «Эрдоган». Турки даже рассматривали организацию их серийного производства в количестве 145 единиц. Однако вмешалась американская компания «Белл Текстрон», которая организовала беспрецедентное давление на Анкару, подключив даже прездента США Джорджа Буша, после чего турки были вынуждены пойти на попятную.
Однако турецкую сторону всегда волновало российское оружие, в котором она видела источник эксклюзивных технологий (авиация, флот, космос, средства ПВО, стрелковое вооружение), которых нет у Запада.
Так, руководство турецких ВМС всегда хотело получить технологии и разрешение на производство в Турции российских быстроходных десантных кораблей и боевых ракетных катеров, а турецкая ПВО давно мечтала о российском комплексе ПВО С-300.
О намерении купить партию таких комплексов Турция объявила еще в 2009 году, а уже в 2012-м премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган попросил, чтобы Россия выставила на турецком тендере вместо С-300 «Фаворит», свои самые современные С-400 «Триумф».
На это мог пойти лишь человек, имеющий особые отношения с Россией. Ведь было известно, что Москва не планирует поставлять С-400 за рубеж до того, как полностью удовлетворит потребность собственной армии, а первыми иностранными, которые получат ЗРК С-400 «Триумф» станут Белоруссия, Казахстан и, возможно, Китай. Турция на тот момент видела и себя в ряду таких же особо приближенный союзников России, а потому надеялась на приоритет в вопросах военно-технического сотрудничества.
Перспективным направлением для Анкары здесь было и взаимодействие с Россией в космической области. В рамках работы Смешанной комиссии по Военно-техническому сотрудничеству командование ВВС Турции и предприятие «Турецкая авиакосмическая промышленность» заявили о заинтересованности в области создания спутников военного назначения с разрешением до 1 м.
При этом Турция рассчитывала на долевое участие в кооперации. Кроме того, Анкара была заинтересована в подготовке турецких космонавтов и наземных специалистов в космической области. Все эти вопросы поднимались турецкой стороной неоднократно и на самых различных уровнях.
Утром 24 ноября 2015 года, сбив российский самолет Су-24, Турция положила конец всем этим планам, в один день, перечеркнув все, что было достигнуто обеими странами в области военно-технического сотрудничества за долгие годы.