ТОП 10 лучших статей российской прессы за Nov. 29, 2019
Я же мать!
Автор: Анна Балюк. Вечерняя Москва
Почему женщины с детьми считают, что им все должны
Материнство в современном обществе стало восприниматься как достижение. Правительство всячески поддерживает многодетных женщин: льготы, выплаты, награды. На фоне этого появился образ «яжематери» — женщины, которая требует к себе особого отношения только из-за того, что она родила ребенка. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, откуда взялось такое мышление в головах современных барышень.
У Марии Копыловой (имена и фамилии матерей изменены) трое детей. В сети таких, как она, называют типичными «яжематерями». На одном из форумов с объявлениями она разместила такой пост: «Приму в дар новый телевизор. Денег нет, многодетная мать». В комментариях пользователи недоумевают: «За какие такие заслуги вам должны бесплатно дарить технику?», «Мы вот работаем, копим деньги, а вы что сделали? Родили детей? Разве это труд?» В ответных комментариях Мария не сдерживается в выражениях и обвиняет своих оппонентов в бесчеловечности.
Мать двоих детей Ирина Скворцова жалуется на своей странице в социальной сети:
— Были на авиавыставке, мальчику понравилось, как самолеты кружат в воздухе, захотел зайти в салон одного из них. Но охранник преградил путь, сказав, что вход только по пропускам. Не захотел пустить ребенка! Я ему все высказала, а потом еще и отомстила — поцарапала ножичком борт самолета.
А Наталья Ковалева на материнском форуме жалуется на проведенный отпуск:
— Летели в самолете, сын играл, бегал по салону. Вдруг какой-то неадекватный пассажир стал жаловаться, что ребенок мешает ему отдыхать. Разве это нормально? Ребенку нужно развиваться, а если кому-то что-то не нравится, то это не наши проблемы.
По словам профессора кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александра Синельникова, женщины начали «качать права» на основании своего материнского статуса еще на рубеже 1970–1980-х годов, когда в Москве официально многодетными признали семьи с тремя детьми и ввели для них первые льготы.
— Например, согласно тем новым привилегиям, многодетных матерей должны были пропускать без очереди, — рассказывает эксперт. — Однако первое время некоторые женщины даже отказывались пользоваться этой услугой, чтобы не настраивать против себя других людей в этой самой очереди. Но вскоре появились дамы, которые начали думать так: «Если я приду в магазин сразу со всеми тремя детьми, то люди увидят мою многодетность и сами пропустят вперед». Правда, и такой метод не исключал негативной реакции со стороны окружающих.
Синельников отмечает, что, когда государство начинает поддерживать какие-то группы населения, одновременно появляются граждане, которые начинают на этом спекулировать или же, наоборот, противостоять.
— Без злоупотребления не обходится ни одно даже самое благое начинание. И последствия такого благородного дела, как поддержка многодетных семей, выражается в том, что в обществе появились люди с отрицательным отношением к материнству, причем не только многодетному. В результате сейчас на одной чаше весов — те самые «яжематери», а на другой — так называемые «чайлдфри»: добровольно бездетные люди, которые зачастую на дух не переносят маленьких детей. Последние настаивают на том, чтобы в городе открывались специальные кафе, куда не пускают семьи с детьми, чтобы ввели авиарейсы, на которые не продают билеты пассажирам с детьми и так далее. Вероятно, что причина появления подобных мнений, как ни странно, уходит корнями в поддержку семей со стороны государства. Натуральные льготы, которыми пользуются многодетные матери на глазах у других людей — проходят без очереди, бесплатно ездят на транспорте и прочее, — вызывают раздражение у тех, у кого нет подобных привилегий. К слову, у любых льгот есть и обратная сторона. В материальном плане они помогают семьям, а вот в моральном — вредят. Появляются те самые «яжематери» — как многодетные, так и с одним, двумя детьми, которые «трясут» своими льготами перед другими — и разумеется, вызывают негативную реакцию. Надо сказать, что денежные пособия семьям с детьми не провоцируют такого раздражения у окружающих, как право на внеочередное обслуживание и другие натуральные льготы, пользование которыми носит демонстративный характер, — сказал Александр Синельников.
Социолог Алексей Рощин утверждает, что у самих матерей на фоне всевозможных разговоров о государственной поддержке молодых семей происходит внутренний диссонанс.
— Вроде бы государство помогает, выплачивает пособия, предоставляет льготы, но с другой стороны — зачастую все оказывается не так прекрасно в реальной жизни, — отмечает он. — Цены на продукты и детские товары высокие и пособий не хватает. В результате женщина не чувствует себя достаточно привилегированной. И она старается выплеснуть эту неудовлетворенность своим положением на окружающих. Раз уж общество не относится к ней должным образом, то она сама будет призывать его к порядку. А окружающие со своей стороны не понимают, чего женщина пытается добиться своими требованиями. И буквально на ровном месте рождаются конфликты.
Кроме того, Рощин утверждает, что поведение «яжематерей» — это в том числе и своеобразная реакция на набирающие популярностью феминистские движения.
— В нашей стране феминизм пока что не принимают. Но наши москвички знают, что в мире есть женщины, которые борются за свои права, и к ним прислушиваются. Напрямую заявить: «Я же женщина, и поэтому у меня есть определенные привилегии» — неудобно и несвоевременно, окружающие не поймут. А сказать «Я же мать!» — можно легко, — говорит социолог.
С психологической точки зрения «яжематерями» чаще всего становятся женщины с комплексом отличницы — которые во всем стараются быть лучше всех, считает клинический психолог Михаил Хорс. А провоцируют их социальные тренды.
— Такое поведение спровоцировано двумя социальными трендами, — рассказывает Михаил. — Первый — маркетинг: реклама навязывает нам, что дети заслуживают самого лучшего, в магазинах продается огромные количество детской одежды всевозможных цветов и фасонов, девайсы, игрушки и прочее. Еще в середине прошлого века у нас не было как таковой детской моды: была взрослая одежда и примерно такая же — маленького размера. А в качестве памперсов наши мамы использовали обычные пеленки. Вокруг детей так не «прыгали», как сейчас. Сегодня, под влиянием маркетинговых кампаний, детей практически обожествляют, а родители буквально становятся их слугами. Так и матери, родившие так называемого бога, считают себя героинями. Если бы этого перегиба не было, то и не было бы такого явления, как «яжемать».
Второй социальный тренд — снижение численности детей в семьях, утверждает Михаил Хорс.
— В дореволюционное и частично в советское времена нормой считалось иметь по пять-семь детей. Сейчас же для получения статуса многодетности нужно родить троих. И это уже героический поступок! Распространено мнение, что после рождения ребенка личная жизнь заканчивается — все силы, внимание и время нужно уделять новому члену семьи. То есть получается, что матери практически жертвуют собой ради продолжения рода. И это придает им особый внутренний статус: мол, раз я родила, то и ко мне теперь должны относиться как к героине.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.