В ночь со вторника на среду в российские новостные ленты прилетело известие из-за океана: Дональд Трамп распорядился выкрасить стену на границе с Мексикой в черный цвет. Это можно было бы принять за новость условного юмористического ИА «Паномара», если б не видео, на котором рабочие в касках елозят малярными валиками по высоченной стене — прямо как персонажи Льюиса Кэррола, которые к визиту королевы перекрашивали красные розы в белые. Казалось бы, какое нам дело до колористических решений в американской глуши? Но следом прилетела еще одна новость: российские депутаты внесли в Госдуму законопроект о депортации несовершеннолетних нелегалов. Чем не стена? Осталось лишь определить, какого цвета она будет.
Зачем Трампу вздумалось красить стену на границе с Мексикой (кстати, эта самая стена — предвыборное обещание и достижение его первого срока)? «Это будет сделано непосредственно по требованию президента, который понимает, что при высоких температурах здесь любая вещь черного цвета будет становиться горячее и благодаря этому будет сложнее перелезать через стену. Поэтому мы окрасим всю южную стену в черный цвет, чтобы гарантированно сдерживать людей от того, чтобы проникать в США нелегальными способами", - объяснила министр внутренней безопасности Кристи Ноэм.
В России строить стены на госгранице пока не предлагается. Зато предлагаются законы, которые вполне могут сыграть роль бетонного забора. Во вторник в Госдуму поступила инициатива депутатов Нины Останиной (КПРФ) и Ярослава Нилова (независимый депутат) с поправками в законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Парламентарии предложили разрешить несовершеннолетним иностранным гражданам въезд в и выезд из нашей страны лишь в сопровождении законных представителей либо при наличии нотариальной доверенности. Согласно поправкам, въезд в Россию для детей-иностранцев будет возможен только для получения образования, лечения, а также «временного пребывания» для участия в спортивных состязаниях, олимпиадах и турпоездках.
«Законопроект направлен на исключение случаев незаконного пребывания иностранных несовершеннолетних граждан на территории Российской Федерации без законных представителей и в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством», - объясняют цель нововведений авторы законопроекта. В общем, нежности заканчиваются даже в отношении мигрантов «нежного» возраста. Чтобы не заморачиваться с депортацией, предложен механизм «стены» на въезд. А заодно предлагается депортировать иностранцев вместе с въехавшим с ними несовершеннолетним, если в РФ нет других его законных представителей.
Депутаты из семейного комитета ГД погрузились в атмосферу мигрантского детства лично: в феврале этого года они посетили Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по Москве, пообщались с контингентом и сделали такой вывод: «Указанные лица въехали в Российскую Федерацию в поисках работы практически без знания русского языка».
Отложим на этом моменте законопроект и обратимся к свежему посту спикера ГД Вячеслава Володина в телеграме: «Результаты набора в начальные и средние классы в ряде регионов показывают значительное сокращение количества детей иностранных граждан, допущенных до обучения». Это сокращение произошло благодаря (или по вине — пусть каждый трактует в силу своих предпочтений) введенному с апреля этого года обязательному входному тестированию по русскому языку перед поступлением детей-иностранцев в российские школы.
Дальше — следите за руками. Ребенок-мигрант заваливает тест по русскому языку. Не идет учиться в школу. Идет вместо этого, например, работать (а может и не идет — просто болтается без дела). С этого момента его родители становятся нарушителями, в том числе, и миграционного законодательства: условиями проживания в РФ для иностранцев в числе прочего является и обеспечение своим детям основного общего образования.
С правовой точки зрения никаких противоречий нет. Для российского законодательного ландшафта образование — это как конституционное право, так и обязанность гражданина. Если ребенок в учебное время гуляет без дела и не грызет гранит науки, родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание отпрыска. Если эти родители — иностранцы, вполне логично для государства предоставить самому себе право выбора, что с таким неблагородным семейством делать: брать на поруки и перевоспитывать с помощью аппарата государственного принуждения в виде административных штрафов и уголовных дел, или отправить восвояси в страну исхода. Второй вариант если и не дешевле (а по факту дороже, ведь поступления от штрафов идут в бюджет, а любые формы выдворения — это расходы), то очевидно быстрее. Выставил неуча из страны вместе с родителями — минус головная боль. Если неуч шатается по российской земле с непонятными намерениями без взрослых — дорога та же, на выход. Юридически всё чисто и гладко.
Но это только на бумаге. В реальности на пути у этой практики возникнут даже не овраги — стена. Главным образом, непонятно, кто и как всю эту новую реальность будет администрировать. МВД регулярно жалуется на нехватку кадров. Если под особый контроль попадут дети-иностранцы (а теперь нарушителями станут не только те, кто украл батон колбасы из супермаркета, но и все, кто не пошел в школу, остался в России без родителей, находится здесь без нотариальной доверенности), ведомству придется раздувать штат сотрудников отделов по делам несовершеннолетних.
И еще пара моментов. Формально семья ребенка, не сдавшего тест по русскому языку и не поступившего из-за этого в школу, в нарушителях будет гулять целый год. Государственных курсов не предусмотрено. Учить язык им придется «где придется»: на дому, уроками у частного репетитора (дай Бог, чтобы не в подпольных мечетях). Попасть под правоприменительный каток такая семья рискует в любой момент, пока чадо не будет зачислено в школу.
Ну и самый жесткий сценарий: представим ребенка-мигранта, который в России один. Есть у него тут родители и он просто не хочет их выдавать, или он приехал сюда, как мальчик Кевин из фильма «Один дома» — не столь важно. Куда его высылать? В каких условиях он доберется на родину и что его там ждет? Если он сюда приехал на заработки, как декларируют думцы, то там, дома, у него точно всё хорошо? И не попахивает ли эта перспектива злополучной практикой разлучения семей, которую в первую каденцию ввел Дональд Трамп и на которой сильно обжёгся? Ему под давлением мирового сообщества и собственной жены от этого пришлось отказаться. Тогда, в 2017-м, Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн назвал практику разделения семей «бессовестной», а Мелания Трамп через своего представителя заявила СМИ, что ей «ненавистно видеть», что творится с детьми-мигрантами, прибывающими в Штаты из стран Латинской Америки. Теперь американский лидер семьи мигрантов не разделяет, и детей из Мексики, Сальвадора и далее южнее по карте, - в депортационные приемники не помещает. Он построил на границе стену и теперь красит её в черный цвет — чтобы накалилась добела.