Парадокс: мир в Донбассе так и не наступил, обстрелы продолжаются, но война, похоже, окончена. Капитуляция! Неясно, правда, чья именно. «Зеленский капитулировал перед Путиным!» – рвёт на себе волосы украинский майданщик Виталий Портников. «Нет, это мы проиграли!» – настаивает российский ура-патриот Игорь Гиркин (Стрелков). Да полно вам, мы все проиграли. И Донбасс в том числе.
Заголовок свежей передовицы в британской «Таймс»: «Президент Украины предоставляет самоуправление мятежным республикам». Ключевое слово в статье – rebels. Повстанцы. Так теперь на Западе именуют жителей Донбасса – не террористами и даже не сепаратистами, а почти по-свойски – повстанцами. На шестом году независимости ДНР и ЛНР повстанцы, похоже, добились своего – Киев принял «формулу Штайнмайера». Вскоре местные выборы. Автономия! «Но, напомните, они разве требовали автономию? – уточняет публицист Егор Холмогоров. – Это из-за автономии были эти пять лет крови? Если Донбасс – это Украина, то 13 тыс. погибших с нашей стороны только и единственно за одну идею: чтобы Донбасс не был Украиной – погибли напрасно». «Тысячи наших хлопцев погибли напрасно! – вторит Холмогорову украинский публицист Юрий Бирюков, в недавнем прошлом советник президента Украины. – То, что Кучма подписал «формулу Штайнмайера», а Зеленский это признал, – государственная измена! На встрече в «нормандском формате» поднимут вопрос про повторный референдум в Крыму, с европейскими наблюдателями. Вот тогда-то всё и закончится: и международная поддержка Украины, и санкции против России, и… Украина!» «Чёрным днём в украинской истории» и «капитуляцией» назвал происходящее украинский политик Олег Ляшко. «Фактически мы добровольно капитулировали», – признаёт популярная киевская публицистка Соня Кошкина. «Это попытка демонтажа украинского государства!» – подводит черту бывший спикер Верховной рады Андрей Парубий. Однако не спешите трубить о победе, увещевает российский оппозиционер Анатолий Несмиян. Поставки электроэнергии из России на Украину возобновили? Ну да, и одним из ключевых экспортёров стал – не поверите! – Игорь Коломойский. Газовый контракт с Киевом продлевают на льготных условиях? Похоже на то. Украинский транзит сохраняется. Это что, интересуется Несмиян, репарации? Так кто проиграл-то в итоге?!
А мы ведь один народ!
Да все проиграли. Донбасс проиграл потому, что вместо искомой независимости с перспективой воссоединения с Россией по крымскому сценарию получил автономию. А что такое автономный статус в украинских реалиях? Пшик, ничего ровным счётом! В начале 90-х Крым тоже выторговал себе у Киева автономию. Но через три-четыре года от неё осталось одно название. Кто сказал, что с народными республиками Киев не поступит точно так же, как с Крымом? Хотим – даём автономию, хотим – отнимаем?
Украина проиграла потому, что, вернув Донбасс, потеряла свой унитарный статус. Децентрализация? Ну нет, теперь это федерализация страны в чистом виде! Многие забыли, а мы напомним: в 2014–2015 годах практически все восточные области Украины и многие западные и центральные приняли местные законы о региональном статусе. Эти местные законы позволяют областям безболезненно превращаться в автономии, да ещё и с перспективой дальнейшего самоопределения. Захотим – останемся в составе Украины, захотим – станем независимыми. Эти законы приняли, но их действие купировало отсутствие в составе страны автономий – Крым-то к тому моменту уже сбежал! А теперь Украина подписалась под тем, что в её составе – аж две автономии, Донецкая и Луганская. Их наличие уже само по себе прецедент. Если есть две, то почему не пять или не десять? Напомнить, чем закончился сериал «Слуга народа» с Зеленским в роли президента Голобородько? Украина из телесериала распалась на 27 независимых государств. И нет никаких оснований полагать, что и всамделишную, а не киношную Украину не ожидает точно такой же сценарий.
Но распад – это, поверьте, не самое страшное. Народные республики вернутся на Украину, вернув при этом себе территории. И теперь уже не в «отдельных районах», а в Донецкой и Луганской областях целиком будут действовать законы ДНР и ЛНР. В Славянске и Мариуполе установят памятники Захарченко, Гиви и Мотороле. А в сессионном зале Верховной рады займут пустующие несколько лет места мажоритарщики из Донецка и Луганска. Понятно же, за кого проголосуют местные жители, правда? Уж точно не за «слуг народа». Вот и поглядим, как уживутся в парламентских стенах каратели из фракции Петра Порошенко с вчерашними ополченцами. Поглядим и на то, как Украина за свой кошт будет восстанавливать разрушенный войной Донбасс. Националисты уже взвыли: мол, денег нет ни на социалку, ни на развитие, а правительство уже заложило в бюджет на будущий год несколько миллиардов на восстановление юго-востока – в ущерб западэнцам! Сепаратистам, значит, денежки нашли, а нам, патриотам, шиш с маслом?! А как полагаете, забудут донецкие то, как заезжие добровольцы-каратели вывозили их добро к себе во Львов и в Тернополь? Забудут, как убивали местных? Уютно ли тем и другим будет в одной стране? Уживутся ли?
Но проиграла и Россия, увы. «Никогда мы не будем братьями» – это, пожалуй, вряд ли, но в Полтаве, Виннице или в Чернигове – и даже в Киеве – к нам ещё долго будут относиться, скажем так, насторожённо. И не случайно президент Владимир Путин акцентировал накануне: наше телевидение, рассказывая о событиях на Украине, излишне спекулирует на раздутом за пять лет «образе врага». А ведь украинцы нам не враги, мы с ними один народ, напоминает Путин. Теперь об этом приходится напоминать, и что это, как не проигрыш в чём-то важном, а может быть, даже в главном?
«Скрыть от общественности капитуляцию Украины»
А теперь поговорим о последствиях подписания Киевом «формулы Штайнмайера». Донецк и Луганск ощутят эти последствия не скоро, а может, и вовсе не ощутят – учитывая то, как в последнее время наращивается и крепнет сотрудничество России с народными республиками. За пять лет экономика региона полностью переориентирована на восток, расчёты ведутся в российских рублях, и едва ли что-то принципиально изменится по щелчку пальцев. В России тоже едва ли заметят последствия – разве что восстановится транспортное сообщение, как до войны. А вот для Украины последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Согласившись с «формулой Штайнмайера», Киев отказался от унитарного характера украинского государства, указывает российский либерал Андрей Илларионов, в прошлом советник президента России. Но вместе с тем и от государственного суверенитета. Зеленский, уверяя украинский народ, что в «формуле Штайнмайера» нет ничего пугающего, лукавит, считает эксперт. «И это свидетельствуют либо о глубокой некомпетентности украинского президента, либо о его намеренной попытке скрыть от общественности осуществляемую им капитуляцию Украины». Рассмотрим подробнее, что же подписал в Минске Леонид Кучма от имени украинского государства и что вынужден был публично признать президент Украины. Итак, Украина обязалась принять новый закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Это обязательство означает, что вскоре в стране появятся регионы с особым правовым статусом. Само их появление и юридически, и фактически ликвидирует унитарное государственное устройство. Но это цветочки. А ягодки пойдут после местных выборов в Донбассе, которые Киев обещает провести в соответствии с канонами ОБСЕ. «Иными словами, – разъясняет Илларионов, – значительная часть государственной власти на Украине тем самым передаётся от Верховной рады, президента, ЦИК и т.д. к неподотчётным Киеву чиновникам международной организации. По сути это означает, что президент Украины передаёт важнейшие властные полномочия иностранцам. Это прямая сдача государственного суверенитета страны. Властные полномочия, делегированные народом президенту и парламенту, передаются зарубежной организации!»
Дальше – больше. Илларионов убеждён, что Москва повторит с «формулой Штайнмайера» тот же трюк, что и с Минскими соглашениями, – передаст текст «формулы» на международные площадки для согласования, в ОБСЕ или в ООН. «Естественно, ни у ОБСЕ, ни у Совбеза ООН не найдётся против этого никаких возражений, – отмечает эксперт, – и, таким образом, «формула» получит признаки элемента международного права. И тогда на Украину будет давить уже не только Россия, но и вся система международного права. А Зеленскому придётся противостоять не только Путину, но и всему международному сообществу!» «Это большой успех российской силовой дипломатии, – резюмирует Илларионов, – использовавшей все средства, включая методы шантажа и давления, чтобы добиться от украинского руководства всего». Пять лет Украина сопротивлялась. Но – капитулировала.
Бунт олигархов
Националисты это не то чтобы осознали, но инстинктивно почувствовали. У президентской администрации возник стихийный «майданчик». Небольшой пока, но если подкинуть дровишек – разгорится. А подкинуть дровишек готовы многие. И первый в очереди – Пётр Порошенко. Понятно, зачем ему нужен майдан: против него инициировано 12 уголовных разбирательств. А за Порошенко длинная очередь украинских олигархов. Виктор Медведчук вполне мог стать союзником новой власти – когда бы Зеленский не объявил ему войну. Трём телеканалам Медведчука – Zik, NewsOne и «112» – вот-вот отключат вещание. Их формальный владелец депутат Тарас Козак получил прокурорское «подозрение» в терроризме. Таким образом, Медведчука с его «Оппозиционной платформой – За жизнь» новые власти Украины окончательно записали во враги. Как и Порошенко.
Зять Леонида Кучмы миллиардер Виктор Пинчук по итогам парламентских выборов провёл в списочном составе «слуг народа» около двух десятков своих сторонников. И ничто не предвещало беды, пока Зеленский не съездил в США и не пообщался там с Дональдом Трампом. Теперь расклад такой: Зеленский пообещал Трампу инициировать разбирательство украинских приключений семейства Байден («генпрокурор Украины – мой человек!»). А интрига здесь в том, что Пинчук – главный зарубежный спонсор Демократической партии США, от которой на выборах президента в 2020 году баллотируется Джо Байден. Только на прошлые выборы Пинчук пожертвовал демократам миллион долларов – больше, чем любой другой иностранец. А главная интрига такая: Пинчук – должник Джорджа Сороса. Демократов Пинчук вполне мог бы и «кинуть», но «кинуть» Сороса ему никак не удастся, по той лишь причине, что структуры украинского олигарха задолжали двум инвестиционным фондам американского филантропа 1 млрд 250 млн долларов. А общее состояние Пинчука – примерно 1,4 миллиарда. Один неверный шаг – и украинский миллиардер рискует стать миллионером. Само собой, в таких непростых условиях ни о каком альянсе со «слугами» и речи быть не может – и депутаты Пинчука готовятся инициировать первый раскол в президентской фракции. Первый, но не последний – недовольство уже проявляют и мажоритарщики. Глава фракции Давид Арахамия, чуя недоброе, объявил о сложении с себя полномочий. Правда, потом передумал.
Дурной знак для Пинчука, хуже некуда, – недавнее увольнение Зеленским с поста главы Совбеза его ставленника, «соросёнка» Александра Данелюка.
А на днях из Киева за границу отбыл миллиардер Валерий Хорошковский. Зеленский его «кинул». Когда у «слуг народа» накануне второго тура президентских выборов случилась проблема с наличными и они чуть было не сорвали финансирование региональных штабов, Хорошковский и его партнёр Дмитрий Фирташ «подогрели» штаб Зе деньгами. В обмен на обещание провести Хорошковского либо премьер-министром, либо, на крайний случай, главой СБУ. После победы на выборах в президентской администрации олигарху выделили огромный кабинет. Но и только. В результате Хорошковский перестал верить посулам, разругался с Коломойским и улетел в Вену. Кстати, на выборах в Австрии снова победили националисты, друзья Фирташа, так что никакой выдачи украинского олигарха американскому правосудию скорее всего не будет. Зато Фирташ может вернуться в Киев и спросить со «слуг народа» за потраченные впустую денежки по полной программе.
Отдельная история у Зеленского с Ринатом Ахметовым. Богатейший человек Украины впервые остался без полноценной поддержки в Верховной раде – его персональные «оппозиционеры» и союзные «радикалы» Олега Ляшко выборы с треском продули. А новая власть то и дело отщипывает от активов донецкого воротилы новые сочные куски. На днях приостановил работу крупнейший актив Ахметова – Днепропетровский металлургический комбинат. С Коломойским договориться по-хорошему – никаких шансов. И Ахметов, кажется, начинает играть ва-банк. Впервые он, убеждённый сторонник унитарного государственного устройства и критик децентрализации, профинансировал структуры, выступающие за жёсткую федерализацию. Мэры Одессы и Харькова – ставленники Ахметова. Свистнет хозяин – и двумя народными республиками на Украине станет больше. Терять мэрам Геннадию Кернесу и Геннадию Труханову, по сути, уже нечего – новые власти надысь назначили им своих прокуроров-соглядатаев. А завтра назначат и сменщиков (Кернесу, говорят, уже назначили – Алексея Кучера). А тут ещё киевская пресса подлила маслица, сообщив, что Ахметов якобы возглавил «восстание олигархов», добивающихся свержения Зеленского. Если так, президенту Украины не позавидуешь. Крупнейшие воротилы вполне могут и майданящим националистам дровишек в костёр подкинуть, да и сами могут устроить дворцовый переворот.
Реванш? Двоевластие? Или – две Украины?
Сценариями такого дворцового переворота киевская пресса буквально искрит. Самый популярный – такой: Порошенко, воспользовавшись расколом во фракции «слуг народа», может подсидеть спикера Рады Разумкова. А Украина, если кто забыл, парламентско-президентская республика. Стало быть, спикер Рады в ней формально главнее, чем президент. Если Порошенко реализует этот сценарий, страну ждёт болезненное двоевластие. Предлогом для смещения Разумкова могут послужить и обращения областных советов – Львов и Тернополь уже «под парами», закипают. А Ивано-Франковский облсовет инициировал обращение к коллегам в Раде против реализации «формулы Штайнмайера», пригрозив: подпишете капитуляцию – отделимся!
Сегодня Зеленский зажат между молотом запада и наковальней востока. С запада давят областные советы, а с востока – народные республики. Их главы поспешили заверить Зеленского: «Мы сами будем решать, на каком языке говорить, какой будет наша экономика, как будет формироваться наша судебная система и как мы будем интегрироваться с Россией. Никакого контроля над границей киевская власть не получит. Любые изменения закона об особом статусе должны быть согласованы с нами, в противном случае мы будем считать их прямым и грубым нарушением Минских соглашений, и они для нас будут юридически ничтожны».
Вывод войск из Донбасса под присмотром ОБСЕ? Да хоть завтра! Выйдут все российские добровольцы, все два взвода. А остальное – это народная милиция, местные жители. Их выводить никто никому не обещал, несмотря на полученные российские паспорта. Вот, кстати, как украинцам такая перспектива, что два региона страны с 5 млн жителей будут одновременно ещё и российскими гражданами? В Москве против этого не возражают, а в Киеве?
Со дня на день Украине придётся столкнуться со страшной и, похоже, неразрешимой проблемой – деморализацией нации, считает киевский политолог Михаил Погребинский. В сознании значительного числа граждан страны происходит стремительная ценностная переоценка. Пять лет шла война. А теперь боевые действия сворачивают, армию из Донбасса выводят, республикам даруют широкую автономию, при этом заливая деньгами на восстановление. А в Киев едут командиры ополчения в статусе нардепов. Россия подобное пережила в 90-х, после позорного хасавюртского мира. А Украина сможет пережить?