Аналитики Н К Р подготовили прогноз ВОССТАНОВЛЕНИЯ отраслей российской экономики после пандемического кризиса, определив основных ПОСТ РАДАВШИХ и главных БЕНЕФИЦИАРОВ. Отрасли распределены в пять групп — от «улиток» до «леопардов».
Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) оценило скорость восстановления основных отраслей российской экономики, формирующих более 55% ВВП страны, после шоков 2020 года — пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть из-за отмены сделки ОПЕК+. Аналитики разделили 23 отрасли на пять категорий в зависимости от динамики выручки во время кризиса и после него: «улитки», «зубры», «барсуки», «лошади» и «леопарды». Выбор животных аналитики объяснили тем, что все они обитают на территории России. В НКР не ожидают быстрого восстановления российской экономики — для этого потребуется примерно три года. Планируемая правительством бюджетная консолидация в сочетании с неполным восстановлением ведущих экономик мира после пандемии будет сдерживать темпы роста ВВП России. Но за счет вероятного повышения цен на нефть и газ, а также некоторого улучшения потребительского спроса рост ВВП в 2021 году составит 2–3% после падения на 5–6% в 2020 году, ожидают экономисты НКР. Ключевая ставка ЦБ к концу текущего года стабилизируется на уровне не ниже 4%, что незначительно выше ожидаемой по итогам года инфляции (3,5–3,7%).
САМЫЕ МЕДЛЕННЫЕ, ИЛИ «УЛИТКИ»
К «улиткам» в своем исследовании НКР отнесло машиностроение, добычу угля, воздушные перевозки и коммерческую недвижимость, вместе они формируют более 5% российского ВВП. Для них возврат к докризисному уровню будет самым затяжным — более пяти лет. Тормозить их восстановление будут устаревшие технологии, существенное снижение инвестиционной активности и доходов населения во время кризиса. Для добычи угля сдерживающий фактор — отказ многих стран от использования топлива в силу его низкой эффективности, для авиаперевозок — закрытие границ, для коммерческой недвижимости — переход на удаленную работу и сокращение персонала. Ускорить восстановление отраслей в этой группе могла бы активизация процессов импортозамещения оборудования и технологий, полагают аналитики НКР. А также открытие границ, рост инвестиций и товарооборота, стимулирование закупок отечественного оборудования, а также субсидирование или целевое госфинансирование затрат российских компаний на НИОКР (для машиностроения).
С НАИБОЛЬШИМ ВКЛАДОМ В ЭКОНОМИКУ, ИЛИ «ЗУБРЫ»
«Зубры» формируют 22% российского ВВП, от темпов их восстановления в существенной степени зависит доходная часть бюджета в обозримом будущем, замечают аналитики НКР. Это добыча нефти и газа, транспорт, строительство жилья, черная металлургия, непродовольственная розница и производство минеральных удобрений. Чтобы вновь достичь показателей 2019 года, этим отраслям, по оценке экспертов, потребуется от трех до пяти лет. В период пандемии «зубры» российской экономики пострадали из-за глобального снижения спроса на топливо, нарушения производственносбытовых цепочек, падения доходов россиян, замедления экономической активности в промышленности в целом и закрытия торговых точек в период локдауна. Постепенное восстановление поддержат открытие границ, оживление международной торговли и транспортных потоков, развитие импортозамещающих технологий и соблюдение договоренностей в рамках сделок ОПЕК+. Возврат на уровень 2019 года для сектора добычи нефти и природного газа по показателю выручки к 2023 году крайне маловероятен, это возможно только при возвращении цены на нефть на уровень $60 за баррель, чего не прогнозирует никто, критикует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. А сегмент минеральных удобрений незаслуженно оказался в «зубрах» и должен был попасть в более высокую категорию, считает Сальников. Спрос на продовольствие растет, а значит, растет и спрос на удобрения для интенсификации сельского хозяйства, поясняет он.
ВЫПОЛЗАЮЩИЕ ОТРАСЛИ, ИЛИ «БАРСУКИ»
К «барсукам», которые смогут достаточно быстро «выползти из нор», эксперты НКР отнесли электроэнергетику, инфраструктурное строительство, производство стройматериалов, а также оптовую торговлю и производство нефтепродуктов. Они смогут вернутся на докризисный уровень за два-три года, полагают аналитики, поскольку снижение спроса на их продукцию не было критичным. Просадка для «барсуков» (вклад в экономику — 17% ВВП) прежде всего связана с карантинными ограничениями, сокращением доходов населения и выручки предприятий, а также непроработанностью реализации национальных проектов. Стимулом для восстановления и дальнейшего роста инфраструктурного строительства могут стать дополнительные заказы со стороны государства. Увеличение производства стройматериалов возможно при повышении спроса со стороны смежных отраслей, а подъем внутрироссийского потребления потенциально поддержит электроэнергетику, считают в НКР.
СОХРАНИВШИЕ РОСТ В ПАНДЕМИЮ, ИЛИ «ЛОШАДИ»
Продовольственная розница, добыча металлических руд, цветная металлургия и телекоммуникации (формируют 6% ВВП) смогли сохранить положительные темпы роста в 2020 году. По мнению НКР, эти отрасли смогут ускорить прирост выручки от 1 до 5% в год за счет, в частности, высоких цен на сырьевые товары, дальнейшего развития онлайн-торговли и возможного повышения среднего дохода в расчете на одного абонента сотовой связи. В период пандемии на этих отраслях положительно отразился ажиотажный спрос на товары первой необходимости (продовольственная розница), переход на удаленную работу и увеличение спроса на услуги связи (телекоммуникации), а также рост цен на железную руду на 12% на фоне восстановления производства стали мировым лидером, Китаем, при перебоях в поставках сырья из Бразилии и Австралии. Бенефициарами пандемии в рознице, которая действительно росла в начале года, стали крупные сетевые ретейлеры, а рынки, ярмарки, магазины у дома переживали глубокий спад, предупреждает Надоршин. Во втором полугодии 2020 года, по его мнению, продовольственная розница перестанет показывать такие хорошие результаты из-за сжатия потребительского спроса. Что касается сектора цветной металлургии, то он очень неоднороден, и его положительная динамика — исключительно заслуга золота, которое во время пандемии ускоренно шло на экспорт при максимальных ценах, отмечает Сальников. Если выделить из цветной металлургии драгметаллы, то ничего «лошадиного» в секторе не останется, критичен замгендиректора ЦМАКП.
БЕНЕФИЦИАРЫ КРИЗИСА, ИЛИ «ЛЕОПАРДЫ»
«Взрывной» рост спроса на ряд потребительских товаров в период пандемии обусловил рывок «леопардов», отмечают аналитики НКР. К ним можно отнести сельское хозяйство, пищевую и фармацевтическую промышленности, а также производство резиновых и пластмассовых изделий. Этим отраслям эксперты прочат прирост выручки от 5 до 10% в год и роль локомотива российской экономики в ближайшее время. Основными факторами дальнейшего роста «леопардов» станут растущий внутренний спрос на лекарства и продукты, а также усиление спроса на российскую сельхозпродукцию на внешних рынках — Китай (16,3% аграрного экспорта из России), Турция (13,7%), ЕС (11,4%), Южная Корея (6,1%), Египет (5,6%), объясняют аналитики. Потенциальное развитие автопрома будет способствовать увеличению потребления резиновых изделий, считают они. Важную роль в развитии фармпромышленности после пандемии сыграет разрешение дистанционной торговли безрецептурными препаратами, а также сокращение доли импортной продукции, которая сейчас составляет около 50%. Для развития сектора АПК возможными точками роста являются увеличение посевных площадей основных сельхозкультур, открытие новых экспортных рынков для мясомолочной и других отраслей и цифровизация сельского хозяйства. Единственная отрасль, в перспективах которой никто из опрошенных РБК экспертов не сомневается, — это фармацевтика. Фармпромышленность действительно ждет динамичный рост, который будут подстегивать повышенный потребительский спрос и конкуренция, говорит Надоршин. По-настоящему к «леопардам» следует отнести только фармацевтику, поддерживает Сальников.