1 сентября начнется учебный год для миллионов россиян, родившихся с середины 1990‑х по начало 2010‑х годов и представляющих поколение Z. По подсчетам Bloomberg, зумеры (также их называют зетами, центенниалами, хоумлендерами) составляют почти треть населения планеты – 2,5 миллиарда человек. В прошлом году их стало больше, чем представителей предыдущего поколения – миллениалов. Чем зумеры отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек? Вероятно, ключ к ответу лежит в сфере технологий. Это первое поколение, практически с рождения имеющее доступ к интернету. Про них говорят: родились «со смартфоном в руках», выросли с «цифровым ДНК». Как подтвердили «Профилю» опрошенные социологи и педагоги, информационная среда действительно определила картину мира сегодняшней молодежи. Например, у нее прослеживается склонность к самовыражению, интеллектуальным занятиям, не по годам развиты критическое мышление и прагматичность. Она не признает авторитетов и близко к сердцу принимает глобальные проблемы. Есть и обратная сторона медали: неусидчивость, проблемы с дисциплиной и живым общением. Впрочем, эти качества выглядят недостатками лишь в глазах старших поколений. Для зумеров же это неизбежная подстройка под реалии жизни. Также необходимо оговориться, что любая классификация условна, а зумеры в целом продолжают путь, по которому шли их предшественники‑миллениалы. Кроме того, они еще будут взрослеть и меняться в силу возрастных факторов.
Реальная виртуальность
Интернет – основа жизни зумера. По данным ВЦИОМ за 2019 год, 98% опрошенных подростков в возрасте 14–17 лет пользуются им ежедневно, 67% проводят в Сети больше четырех часов в день. Для совершеннолетних граждан эти показатели составили 69% и 30% соответственно. В других источниках приводятся еще более впечатляющие цифры. Агентство Ipsos (проект «Росиндекс») установило, что в среднем зумеры тратят на интернет‑серфинг пять часов в день. А в совместном исследовании «ВКонтакте» и ВШЭ утверждается, что они проверяют обновления на смартфоне как минимум пять раз в час. Социологи выделяют ряд тенденций в сетевом поведении зумеров. Во‑первых, мобильный интернет в этом сегменте аудитории уверенно вытесняет стационарный: более 93% россиян, родившихся с 1994 по 2010 год, используют смартфоны для доступа в Сеть (Ipsos). Во‑вторых, меняется подход к использованию поисковиков: по подсчетам Fractl, зумерам свойственно искать не отдельные ключевые слова, а фразу целиком (пять слов и более). Аналитики связывают это с тем, что молодежь любит общаться с голосовыми помощниками, задавая им полноценный вопрос. Кроме того, она в принципе учится жизни в интернете, тогда как представители старших поколений в основном накопили свой опыт в реальном мире. Также зумеры чаще используют в поиске слова «лучший» и «дешевый». Это говорит о практичности: несмотря на юный возраст, они готовы тщательно изучать отзывы на товар перед оформлением заказа. Спонтанные покупки на кассе больше не в моде! С другой стороны, уходит в прошлое разгул онлайн‑пиратства. Зумерам, в отличие от первопроходцев интернета, легче привыкнуть к мысли, что за сетевые блага тоже нужно платить. По данным Boosty. to и ResearchMe, 30% россиян в возрасте до 24 лет готовы оплачивать любимый контент в интернете – максимальный показатель среди респондентов всех возрастов. Как рассказал «Профилю» соруководитель проекта «RuGenerations – российская школа теории поколений» Евгений Никонов, сама формулировка вопроса «Как зумеры пользуются интернетом» выдает в задающем его человеке представителя старшего поколения. «Разница в том, что для него интернет – это отдельный мир, куда можно зайти в поиске новостей, свободы, сообществ по интересам, – говорит Никонов. – Но для зумера мир не делится на онлайн и офлайн. Интернет – органичная часть гибридной реальности. Вообще где он, интернет? Моему поколению требовалось его физически «потрогать»: поставить модем, подключить кабели. Зумеры этот барьер не ощущают, интернет стал невидимой транспортной системой. С другой стороны, для людей среднего возраста компьютер всегда останется в некотором роде чудом. А дети уже пресыщены, не чувствуют к технологиям пиетета, привязанности. Например, не всегда хотят поиграть в онлайн-игру, даже когда могут». В будущем разница в мироощущении зумеров и старших поколений возрастет еще сильнее, прогнозирует Никонов. «Например, уже сейчас старшие не понимают, зачем нужны мобильные приложения на каждый случай жизни, – поясняет он. – Приложение для медитации – это вообще что? Одно дело – сидеть со смартфоном, а другое – закрыть глаза и медитировать. А у молодежи этой границы нет. Дальше в эту техносреду будут добавляться новые устройства – умный дом, виртуальная реальность, роботы… Для зумера нет большой разницы, переписываться с искусственным интеллектом или с живым человеком. Или завести живого питомца или собаку-робота, которая тоже будет тебя слушаться и требовать заботы о себе. Это выглядит трагедией только для взрослых, у которых интернет появился в середине жизни и сломал все устои. Это мы стараемся отгородиться от цифрового мира, заклеивая камеру ноутбука скотчем». В то же время представление о том, что зумеры черпают информацию только из интернета, не совсем верно. По данным Deloitte за 2020 год, телевизор смотрят 77% россиян в возрасте 14–19 лет и 73% в возрасте 20–24 лет. Эта доля меньше, чем у других возрастов, и она постепенно сокращается, и все же телевидение пока не сдало позиции. По оценке Ipsos, 35% российских зумеров читают газеты и журналы (в основном сайты и мобильные приложения СМИ, а не печатные версии), а 27% слушают радио. Эксперты сходятся на том, что интернет не ликвидирует традиционные каналы передачи информации. Вместе они будут формировать сложную коммуникативную среду XXI века. «Зумеры привыкли к многоэкранному, нелинейному потреблению информации, – говорит социолог, директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова. – Во время просмотра ТВ большинство из них не выпускают из рук смартфон. Их отличает способность складывать информационный пазл из разных элементов и типов контента».
Сам себе эсэмэмщик
Отдельная тема для изучения социологами – поколение Z в социальных сетях. Согласно ВЦИОМ, ими ежедневно пользуются 89% подростков в возрасте 14–17 лет (и только 53% совершеннолетних респондентов). Самая популярная соцсеть – «ВКонтакте», в ней зарегистрировано 83% российских зумеров (Ipsos).
Мир соцсетей меняется. Недавнее исследование Brand Analytics показывает, что соцсети, работающие по принципу «все в одном» («ВКонтакте», Facebook), теряют популярность. Они были основаны миллениалами и в первую очередь предназначались для общения. Теперь их аудитория стареет: самая массовая возрастная категория пользователей «ВКонтакте» в 2020 году – от 25 до 34 лет, в Facebook – от 35 до 44 лет. Зумеры используют для общения мессенджеры, а в публичных соцсетях ищут другие качества. Как считают в Brand Analytics, будущее за «соцсетями потребления», сделавшими ставку на скроллинг постов с минимумом активности: задержался на секунду, поставил лайк – крутишь дальше. Это превращает пользователя в пассивного получателя информации, подобно телезрителю на диване. Эксперты «Профиля» подтверждают эти наблюдения. «У школьников есть популярное словцо – «потупить», – говорит Евгений Никонов. – «Зависание» в интернете выполняет для них функцию психологической разгрузки. Даже когда не хватает времени на уроки, от «тупления» они не готовы отказаться – это святое». «Зумеры в соцсетях ищут товары, услуги, развлекательный контент. Ускоряющийся темп жизни диктует необходимость находить максимум информации в рамках одной платформы», – добавляет декан факультета дизайна и рекламы университета «Синергия» Татьяна Ашутова. Быстрее всего растут платформы, ориентированные на видеоконтент. По данным Criteo и Upfront Analytics, зумеры тратят целые сутки в неделю на просмотр интернет-видео – вдвое больше, чем представители других поколений. Самые популярные соцсети у американских подростков 13–16 лет – YouTube, Instagram, TikTok, Snapchat (исследование Morning Consult).
Помимо прочего, видео-ориентированные соцсети формируют прослойку успешных блогеров. Это необязательно профессиональные видеографы: многие из юных звезд YouTube и TikTok просто «стримят» свою жизнь практически без цензуры. Именно дети срывают главный куш в Сети: так, 9-летний американский мальчик Райан Кадзи был признан самым высокооплачиваемым ютьюбером в 2018–2020 годах, суммарно заработав за три года $78 млн. «Пока трудно отделить фактор нового поколения от технических трендов, – замечает Ксения Касьянова. – Соцсети развиваются, давая невиданные раньше возможности для самовыражения. Видеоформат, который раньше был уделом профессионалов, стал доступен всем. Зумеры охотно этим пользуются, но все же это молодые люди, многие еще не перешагнули рубеж совершеннолетия. Когда они повзрослеют, станет ясно, где кончаются их личные особенности и начинается специфика медиасреды». Впрочем, одна черта зумеров хорошо заметна уже сейчас. Пионеры соцсетей, миллениалы, выставляли себя напоказ в интернете без задней мысли: выкладывая фотографии из отпуска, они явно не просчитывали, кто увидит эти снимки через много лет. Зумеры же с малых лет формируют свой личный бренд, строго дозируя публикуемую информацию и сегментируя аудиторию, которой она доступна. Примеры интернетзвезд (инфлюэнсеров) у всех перед глазами – к тому же в соцсетях конкуренция ничем не ограничена, поэтому успех сверстников воспринимается как личная недоработка. Едва ли не каждый зумер вовлекается в погоню за сетевой славой, становясь своим собственным PRагентством, констатируют собеседники «Профиля». «Мне потребовалось несколько лет, чтобы свыкнуться, что для развития бизнеса нужно вести Instagram, и понять, как это делать, – рассказывает Никонов. – Новое поколение делает это по щелчку пальцев, совершенно органично. Меняется самоидентификация: профиль Instagram – это твой портрет, пропуск в современный мир».
Управляемый хаос
С засильем видеоконтента связывают феномен «клипового мышления». Он был описан учеными еще в эпоху телевидения (впервые термин «клиповая культура» ввел американский философ Элвин Тоффлер в 1980 году), поэтому не может считаться отличительной особенностью зумеров. Но, судя по недавним исследованиям, их мышление еще «клиповее», чем когдалибо раньше. Так, «ВКонтакте» и ВШЭ определили, что концентрация внимания поколения Z на 25% ниже, чем у миллениалов. А в консалтинговой компании Sparks & Honey подсчитали, что зумеры способны удержать внимание на одном предмете в среднем лишь на восемь секунд. По словам экспертов, иначе молодому поколению просто не выжить в бесконечном потоке обновлений и уведомлений. «Количество информации в Сети удваивается каждые два года, а значит, ее восприятие у зумеров и миллениалов различается, – говорит Татьяна Ашутова. – Клиповое мышление – естественная реакция мозга на увеличенную нагрузку и жизнь в режиме многозадачности. К сожалению, это ведет к снижению концентрации и глубины анализа. Зато представители поколения Z молниеносно определяют приоритет задач, умеют вычленять нужное, пропуская мимо все остальное. Поскольку они имеют доступ к любому виду информации, в приоритете не заучивание, а верификация данных, поиск подлинности и качества». Неудивительно, что поколение Z не в восторге от традиционной системы образования с ее толстыми учебниками («Много букв!») и зубрежкой информации, необходимость в которой неочевидна. Зумеры ориентированы на усвоение сугубо практических знаний, а соцсети стимулируют у них критическое мышление – ведь это среда, в которой каждое высказывание можно оспорить и «дизлайкнуть». При этом образы «ботаника» и «крутого парня» сегодня не противоречат друг другу. Быть умным снова в моде: зумеры сами ищут образовательные игры, интенсивы, вебинары, гайды, лайфхаки. В приоритете новые форматы: по данным ноябрьского опроса SberCIB, 63% зумеров предпочитают онлайн-обучение, а 31% за последний год подписались на платные курсы в Сети (у миллениалов эти цифры ниже – 45% и 20% соответственно).
В преддверии массовой роботизации и вытеснения множества профессий такая стратегия выглядит перспективнее, чем академическое образование. «Зумеры – первое поколение, для которого life-long learning (пожизненное обучение. – «Профиль») будет способом выживания, – считает Ксения Касьянова. – Скорость внедрения технологий, появления специальностей и новых требований к сотрудникам возрастает. Это шок для старших поколений, которые выбирали профессию на всю жизнь. Зумеры же благодаря клиповому мышлению адаптивны, могут удерживать в голове огромное количество веток нарратива – тем, смыслов, идей. Означает ли это более насыщенную интеллектуальную жизнь – вопрос, но следовать за трансформацией профессий точно станет легче». «Раньше можно было поделить всех на «физиков» и «лириков», – добавляет Никонов. – Сейчас нужно успевать везде: лирик должен понимать в программировании, а физик – не быть занудой и вести Instagram. Мы, родители, воспринимаем новый мир как хаос. А дети летят на этой волне, как серферы, им весело».
«Маленькие взрослые»
Какие еще черты поколения Z можно связать с особенностями информационной среды? Понятно, что обобщения – дело неблагодарное, и все же эксперты обращают особое внимание на самостоятельность зумеров. Им по душе собственные исследования, проекты, стартапы: вероятно, сказывается опыт индивидуальных блужданий по Сети. «Это поколение только кажется инфантильным, на самом деле они амбициозны, четко знают, чего хотят, – утверждает Татьяна Ашутова. – Но нюанс в том, что они индивидуалисты. Им сложно адаптироваться в компаниях с жесткими регламентами. Они не приемлют деспотизма, любят понимать, что лежит в основе различных процессов». Упреки молодого поколения в позднем взрослении неактуальны, соглашается Никонов. «Надо понимать, что такие претензии исходят со стороны старших, когда они не видят у молодежи ценностей, на которых росли сами, – поясняет собеседник. – Так, поколение Х, родившееся в 1964–1984 годах, взрослело на улице, решало задачи выживания и, соответственно, брало на себя много ответственности. Следующее поколение, миллениалы, росли в относительном комфорте, жизнь не требовала от них раннего взросления. В итоге их обвинили в инфантильности. Такой подход обесценивает плюсы поколения: те же миллениалы – люди позитивные, увлекающиеся. А зумеры – вообще другая история, их даже называют «маленькими взрослыми». Хайтек-среда учит их навыкам, которые родителям и не снились». Также поколению Z свойственны осознанность, идейность, даже мессианство. Оно с детства растет в глобальной повестке, ведь цифровой мир не имеет границ. «Родившиеся в эпоху экологической и социальной ответственности, зумеры обладают обостренным чувством справедливости, могут оперировать большим числом граней этичности», – утверждает Ксения Касьянова. Это подтверждается исследованиями. Так, «ВКонтакте» и ВШЭ выяснили, что менять мир к лучшему намерены 60% российских зумеров (и только 39% миллениалов). По данным прошлогоднего отчета Deloitte (Millennial Survey), для миллениалов в России главная причина тревог – состояние своего здоровья (40%), а для зумеров – коррупция в бизнесе и политике (32%). В США общественные настроения молодежи изучали компании Awesomeness и Trendara. Выяснилось, что зумеры тяготеют к левому движению: 80% из них готовы вступиться за права чернокожих, 74% – за права трансгендеров, 63% – присоединиться к феминистскому движению.
Домоседы, но не отшельники
Отдельная тема – коммуникация с зумерами. Три четверти из них предпочитает письменное общение телефонным звонкам (опрос LivePerson), а свыше половины считает, что мессенджеры и чаты даже удобнее живого разговора (исследование JWT Intelligence). «Им сложнее договариваться, внезапные звонки по телефону воспринимаются, как нарушение личных границ. В то же время ответ с задержкой в мессенджере может быть воспринят негативно, им сложно понять, что собеседник может быть занят. Это поколение формирует новую этику коммуникации», – описывает Ашутова.
Впрочем, зумеров нельзя назвать раками-отшельниками. Дело в том, что они не делят друзей на реальных и виртуальных, а объем интернет-контактов настолько велик, что аналитики McKinsey характеризуют зумеров как комьюноголиков (communoholic) – людей, по любому поводу вступающих в сообщества. «Благодаря погруженности в современные технологии зумеры реже, чем предыдущие поколения, чувствуют себя одинокими. То есть мир атомизируется, офлайн-жизнь становится менее событийной, но от этого страдают все, кроме зумеров. Последние чувствуют себя в таких условиях как рыба в воде и адекватно социализируются», – отмечает Касьянова. С другой стороны, когда дело все-таки доходит до живого общения, зумеры испытывают немалые проблемы. Ведь за круглосуточной перепиской утрачивается навык интуитивного понимания друг друга, считывания неявных, невербальных сигналов. Это затрудняет как решение бытовых вопросов, связанных с навыками коммуникации, так и времяпровождение со сверстниками. В результате зумеры меньше склонны знакомиться, флиртовать, «тусоваться». Не исключено, растет самое покладистое поколение в истории. Так, в российском Минздраве сообщали, что в 2010–2017 годах потребление алкоголя и табака российскими подростками снизилось на 30– 35%. В прошлом году вышел отчет ESPAD о вредных привычках европейских подростков. В 2003–2019 годах доля тех, кто употребляет алкоголь, сократилась с 63% до 47%. А подростков, пробовавших табак, с 1995 года стало меньше в полтора раза (42% против 68%). «Поколение Z неслучайно называют хоумлендерами, то есть домоседами, – говорит Евгений Никонов. – Еще до пандемии ребенок постоянно находился под присмотром семьи, а теперь и подавно. В этой ситуации важно наладить общение с родителями. Как это сделать? Ответ заключается в самом слове «общение». Не нужно передавать детям свои навыки и ждать, что они повторят ваш путь. Просто слушайте ребенка, погрузитесь в его мир – поверьте, там много интересного. Не надо ругать его за игры и видео – лучше сядьте и поиграйте вместе. Нужно выстроить взрослый, партнерский диалог, и зумеры это оценят».