Во второй половине 80-х, когда на поп-просторы СССР внезапно выплыл «Ласковый май», слушать сиротский бой-бенд среди продвинутой молодежи считалось дурным тоном. Если ты крутой чел, изволь декларировать симпатии к западной музыке - «Депеш Мод», «Дюран Дюран», «Металлика», ну а патриотически настроенным меломанам предлагалось любить «Кино» и «Наутилус». Напеваешь «Белые розы» - стало быть, лох. И даже если нравилось что-то из «майского» репертуара (вот, к примеру, «Розовый вечер» - ну симпатичная же песенка!), признаваться в этом было стыдно - кому охота быть записанным в гопники? Отношение к «Ласковому маю» и его основному фронтмену Шатунову сложилось автоматически: низкопробная фигня, недостойная внимания высоколобых интеллектуалов.
Спустя годы один такой «высоколобый интеллектуал», то бишь ваш покорный слуга, уже в статусе журналиста «Комсомолки» попал на съемки сериала «Счастливы вместе». По сюжету в гости к Гене Букину и его друзьям должен был заглянуть звездный персонаж - им и стал Юрий Шатунов, на тот момент уже взрослый, слегка погрузневший мужчина под сорок.
По сценарию Юра, игравший самого себя, входил в комнату, где на кровати лежало несколько полураздетых людей, и говорил: «Нет, я в групповом сексе не участвую, потом на генетическую экспертизу денег не напасешься!» Крохотный эпизод снимали несколько часов: Юре никак не давалось слово «генетическую» - произнести его разборчиво он смог примерно с пятнадцатого дубля. Наблюдая все это, мы с коллегами-журналистами надменно ухмылялись - дескать, как был Юра детдомовским дурачком, так им и остался!
После съемок состоялось личное общение с «дурачком», и вот тут-то меня и ждал сюрприз. Шатунов оказался милейшим человеком, невероятно скромным и даже застенчивым, что выглядело удивительно для артиста, уже давно пребывающего в статусе звезды национального масштаба. Казалось, Юра только утром проснулся, узнал о своей популярности и перепугался, испытывая лишь одно желание - подарить эту славу комуто другому. Более искреннего и антизвездного человека встречать мне не доводилось.
Естественно, с тех пор пренебрежение по отношению к Шатунову сменилось симпатией и даже уважением. Да, всю свою творческую жизнь Юра существовал в рамках очень специфического жанра, который с некоторой натяжкой можно назвать советским поп-панком (как когда-то «Секс Пистолз», «майские» пацаны нахально выступали, не умея ни петь, ни музицировать). Но именно Шатунов был лицом этого жанра (кто сейчас помнит других солистов «Ласкового мая», которых была куча?), именно он поднимал стадионы на ностальгических концертах, именно о нем сняли фильм (в картине «Ласковый май» Юру сыграл ставший потом знаменитым Сергей Романович), именно о нем сочиняли анекдоты («А что, если ночь поседела лишь потому, что Юра Шатунов доверял ей свои тайны?»). Это ли не свидетельство того, что застенчивый парень с не самым выдающимся голосом свое место в истории застолбил? И трагическая смерть в расцвете лет, порой помогающая артистам менее значимым набрать вистов, в данном случае лишь подтверждает очевидное: Шатунов был важной составляющей той непростой части биографии нашей страны, когда на смену одному мироустройству пришло другое, а озвучено все это было «Белыми розами» и «Розовым вечером». Хорошей, кстати, песней, она мне всегда нравилась - сейчас в этом уже точно не стыдно признаться...