Опять нет повода не выпить, причем с горя: 1 мая в России выросли акцизы на вино.
- На тихие («обычные» красные и белые. - Ред.) вина ставка акциза составит 108 рублей за литр, на игристые и шампанские - 119, а на крепленые и ликерные - 141 рубль за литр, - пояснил «Комсомолке» гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
Чтобы вы понимали масштабы перемен, уточним: сейчас акциз для тихих вин составляет 36 руб. на литр, для игристых - 47. То есть рост - в 2,5 - 3 раза! У крепленого более сложный расчет (см. «Важно»). Действовать эти ставки будут до конца года.
А сколько это будет в расчете на бутылку - см. «Подсчет». Кстати, на водку, пиво и другие спиртные напитки ставка с 1 мая не меняется.
Благодаря повышению акцизов бюджет в 2024 году получит порядка 39 млрд рублей. Но виноделы знают, что не только ради денег все затевалось.
- Это сделано для того, чтобы уменьшить присутствие на российском рынке импортного вина, - откровенно пояснил «КП» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. - Потому что импортеры будут в полном объеме платить акциз, а российские производители - нет.
Да, если российский производитель делает вино из собственного винограда, он освобождается от уплаты акциза. Точнее, деньги возвращаются ему как налоговый вычет.
Но вернемся к ценам.
- В целом я не ожидаю, что российские вина подорожают выше инфляции (сегодня это 7,5 - 8 процентов годовых. - Ред.). В общем, все будет примерно как и с другими продовольственными товарами, - сказал Попович.
А вот импортное вино должно подорожать процентов на 20 - 30.
- Я бы вообще мечтал, чтобы импортное вино раза в два подорожало. И это мечта всех российских виноделов, - гнет свою линию Леонид Попович. - Тогда покупатель перейдет на недорогое, но такое же вкусное российское вино.
А как же конкуренция? Это же все равно, что затеять футбольный матч, например, с Бразилией, только обуть противников в бутсы по 10 кг каждая - тогда мы их обыграем. Но станем ли мы от таких побед действительно лучше играть - вот в чем вопрос.
- Глупости вы говорите! - сердится глава Союза виноделов. - У нас достаточно предприятий, так что можем отлично конкурировать между собой.
Ну, одно дело конкурировать с лучшими мировыми виноделами, другое - с соседом. Планки-то разные.
- Это абсолютно продуманное решение нашего правительства, - уже спокойнее говорит собеседник. - Нам надо расчистить полки в магазинах для российского вина. Государство многие годы вкладывает деньги в российское виноградарство и виноделие и будет делать это и впредь. Но глупо вкладывать в продукт, который негде продавать. А его негде продавать, ведь полки заняты импортом. Поэтому и было принято такое решение. Поверьте, сейчас в одном и том же ценовом диапазоне наше вино даже лучше иностранного.
Действительно, есть у нас хорошие вина. Но, если с гарантированным качеством, это от 2000 рублей за бутылку. Хотя можно и за 350 рублей встретить приличный напиток. Проблема в том, что, как говорил герой фильма «Москва слезам не верит» (по другому, правда, поводу), стабильности нет. Сегодня вам понравится какое-нибудь вино, вы через месяц захотите купить такое же, с такой же этикеткой, а оно окажется по качеству совсем другим.
Ищите женщину и средний класс
Это не первая атака на импортное вино. С 1 августа 2023 года, например, увеличили пошлины с 12,5% до 20% на вина из «недружественных стран». В ожидании, что вина из Франции, Италии, Германии и других стран резко подорожают, люди кинулись скупать их ящиками. Ящики потихоньку опустошаются, а цены уже больше полугода стоят как вкопанные.
Почему?
Потому что, во-первых, импортеры, в том числе и крупные торговые сети, затоварились впрок.
Во-вторых, торговые сети сами держат доступные цены, чтобы товар не залеживался. Но если продажи идут нормально, то заготовленный в прошлом году запас должен уже закончиться.
Однако на это есть в-третьих: иностранные производители, пытаясь остаться на нашем рынке, предоставляют российским импортерам существенные скидки.
- Сегодня российский рынок - шестой в мире по объему, а мир переполнен вином, - говорит Попович. - Поэтому с той стороны делают все, чтобы втюхать нам свое вино. Там сильная государственная поддержка виноделов, кредиты под 1%, дотации, компенсации расходов. Государства всячески поддерживают экспортеров вина. Ведь если вино продается, это значит, что у них будут работать предприятия, люди будут заняты. Но у нас же есть свои интересы, свои предприятия. И мы будем защищать своих.
Но даже если импортные вина подорожают в среднем на 20 - 30%, как предсказывают эксперты, их все равно будут покупать.
- Основная масса европейских вин будет продаваться так же, как и сейчас! - заверил «Комсомолку» руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. - Процентов 80 - 90 недорогого импортного вина выпивают женщины. Пила дама вино по 400 рублей. Даже если оно подорожает на 200 рублей, что, она откажется от привычного образа жизни? В месяц среднестатистическая женщина выпивает четыре бутылки вина. То есть расходы вырастут меньше, чем на 1000 рублей. И женщина их заплатит. А если учесть, что далеко не всегда женщина покупает себе вино сама, то мужчина, делающий такую покупку в расчете на приятный вечер, тоже скупиться не станет.
Вот что бы, спрашивается, этой гипотетической даме с бокалом не перейти на отечественный продукт? Экономия же!
- Нет, не будет женщина в ближайшем будущем пить российское вино, - с ноткой сочувствия к российским виноделам говорит Дробиз. - Не потому что оно хуже, а потому что женщина не градусы покупает, а образ. Бутылка с французской, итальянской или испанской этикеткой овеяна романтикой, мечтами...
По его мнению, если даже денег будет не хватать, то представительницы среднего класса скорее перейдут на коктейли, чем на отечественное вино. Обидно. Но, может, и нашим виноделам стоит зайти не с акцизов и пошлин, а с создания неотразимого образа - чего-то типа «Донского брутального» или «Кубанского щедрого»...
Другая группа потребителей импортного вина - представители среднего класса, говорит Дробиз. Им важно подчеркнуть свой статус, а потому большой разницы, 1500 рублей отдать за бутылку или 1900, для них нет.
Не хочешь - заставим
- На этот случай виноделы готовят «вариант Б» - повышение пошлин на импорт вина из стран НАТО до 200%, - говорит Леонид Попович.
То есть импортный Карфаген, по мнению российских виноделов, должен быть разрушен: иностранное вино должно подорожать так сильно, что покупатель его просто не осилит. Но хватит ли у нас своего вина, чтобы заместить импорт?
- Одномоментно не хватит, - признает Попович. - Но мы каждый год высаживаем 5 - 6 тысяч гектаров виноградников. Через 4 года они вступают в плодоношение, объем постепенно увеличивается. Будем понемногу вытеснять импортное вино.
Сделать это будет непросто, ведь остаются страны Африки и Латинской Америки.
- Там много вина, и оно еще дешевле - настолько, что даже повышение акцизов оставит его в категории доступных, - говорит Попович.
ПОДСЧЕТ
Все выше и выше, и выше
Давайте посмотрим на конкретных примерах, как подорожает вино.
Пример 1: размялись сухим
Допустим, мы взяли бутылочку 0,75 л сухого вина крепостью 12 градусов. Это класс тихих вин, для таких напитков установлена ставка 108 рублей за литр. В пересчете на бутылку акциз составляет:
До 1 мая: 36 х 0,75 = 27 рублей.
После 1 мая: 108 х 0,75 = 81 рубль.
Получается, что только за счет роста акциза наша бутылочка подорожает на 54 рубля. Так что если вы пьете вино за 200 рублей, то это целых 27% - от такого удара не каждый оправится. Но если вы можете выложить за бутылку 700 и больше рублей, то повышение недотянет и до 10%. Вы его просто не заметите.
Пример 2: портвейном усугубили
Допустим, бутылка «сухевича» - это нам только для разгона. И мы решили усугубить, ну хотя бы бутылочкой «Агдама».
Портвейн «Агдам», если кто забыл, это уже 19 градусов, крепленое, то есть ставка у него 141 рубль за литр. И акциз вырисовывается такой (нынешний сбор см. в рубрике «Важно»):
до 1 мая: 122,17 х 0,75 = 91,63 рубля;
с 1 мая: 141 х 0,75 = 105,75 рубля.
Выходит, что нам придется выложить дополнительно всего 14 рублей 12 копеек.
Пример 3: игристым отметили
После таких возлияний денег у нас осталось разве что на 0,75 шампанского за 400 рублей. Считаем акциз:
до 1 мая: 47 x 0,75 = 35,25 рубля;
с 1 мая: 119 x 0,75 = 89,25 рубля.
В пересчете на бутылку получается 54 рубля. К цене нашей бутылки добавится 13,5%.
Но надо понимать, что это все чисто арифметические выкладки. На цену, помимо акциза, влияет еще множество факторов: общий уровень инфляции, кредитные ставки, наличие складских запасов, цены у конкурентов и, самое главное, готовность покупателя расстаться с суммой, указанной на ценнике.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Наши тоже дорожают
А пока российских виноделов защищают, они повышают цены. Производитель игристых вин компания «Абрау-Дюрсо» предупредила, что цены на ее продукцию с 1 мая повысятся, на некоторые марки - до 35%! Виной тому - общеэкономическая обстановка: выросли в цене материалы для производства вин, комплектующие для оборудования, транспортные расходы, банковские кредиты... О грядущем подорожании объявили и другие производители вина: «Кубань-Вино», «Цимлянские вина», «Союз-Вино», «Фанагория», «Золотая балка».
- Да, в зависимости от спроса и от текущей цены какие-то наименования подорожают, какие-то нет, - говорит Попович. - Но в итоге в среднем по отрасли так и будет - примерно на уровне инфляции.