3 октября в Москве до вечера вручали статуэтки ТЭФИ — главную теленаграду года, российский аналог американской «Эмми». Итог очевиден. Победителей не судят, а поздравляют!
Подведение итогов минувшего сезона в разгар сезона текущего — безусловный нонсенс.
Однако вышло именно так, и церемония, назначенная на конец июня, была перенесена на октябрь. По официальной версии, перенос состоялся из-за того, что новые члены жюри не разобрались в системе голосования. Но в кулуарах говорили иное: якобы в процессе голосования возник дикий перекос, предполагаемые лидеры оказались в аутсайдерах, и наоборот. Говорили также, что причина этого перекоса в том, что раздача голосов происходила не по принципу «выбираем лучшее», а исключительно исходя из корпоративных интересов и пристрастий.
В результате собрание совета учредителей премии во главе с Михаилом Швыдким решило пойти навстречу пожеланиям всех крупных медиахолдингов, то бишь перенести премию, дабы успокоиться и переголосовать «по-чистому».
Так ли это? Если честно, похоже на то. Телебизнес, особенно в условиях жесткой конкуренции, не предполагает никаких сантиментов. Важно лишь одно — быть лидером, без всяких полутонов и оговорок. Оттого-то так пристально и изучаются экспертами малейшие, до сотых долей, колебания данных «Медиаскопа», оттого так болезненна реакция на критику и постоянен поиск новых форматов.
Телекухня — это реалити-шоу, разворачивающееся за плотно закрытыми от чужих глаз дверями. В августе, правда, дверь прикрыли неплотно, и все мы стали свидетелями передряг на ТВ, связанных с закрытием ряда передач и ротациями ведущих. Одного этого «сквозняка» достаточно, чтобы понять, как высоки ставки. Но вот все и завершилось. И грянул марш — для кого победный, для кого… Ну, словом, для каждого — свой.
Однако в преддверии вручения премии телезвезды съезжались шустро. Да и по красной дорожке проходить в этот раз было не так комфортно — ветер дул немилосердный.
Обаятельная Екатерина Стриженова ко входу в «Россию» почти бежала. Арина Шарапова, как всегда улыбчивая и солнечная, вежливо притормаживала у микрофонов.
«Лучше бы в июле провели!» — морщился стильный и элегантный, как рояль, Дмитрий Дибров. Ну а Дмитрий Губерниев казался мрачным — абсолютный диссонанс с собственной манерой ведения передач! Публика встречала своих любимцев ревом: чтобы мы ни говорили про телевидение и как бы ни критиковали его, оно все равно нам нужно, да и интернет вряд ли заменит его — о чем, собственно, позже и говорили на церемонии открытия.
Фойе «России» жужжало и пахло шампанским. В зал никто не спешил, и пока громкоговоритель не объявил требовательно, что пора занимать места, никто делать этого не торопился. Кажется, в этом промедлении было что-то особенное: все «держали кулаки», чтобы на этот раз церемония прошла без сучка и задоринки, не оставив сомнительного послевкусия. Ну и дух соперничества, как ни разгоняй его парами шампанского, витал над головами собравшихся. А куда же ему, духу с такого мероприятия, деться? Ныне лица, приближенные к телекругам, поговаривают, что в телекоролевстве очередной кризис — как в отношениях каналов, так и в смысле отсутствия креатива. Есть ли нам до этого дело? Трудно сказать. Телесплетни всегда интересны, не будем скрывать. Но по большому счету нам, зрителям, премия ТЭФИ нужна едва ли не больше, чем тем, кто ее получает. Ведь она отражает мнение профессионалов, а потому, в идеале, должна стать мерилом качества и стандарта. Чего же в этом плохого? Итоги раздачи «дневных» статуэток наводят, конечно, на размышления. И все еще нужно подсчитать и взвесить, но пока очевидным кажется лишь одно: что Первому каналу, что НТВ нужно повнимательнее относиться к набирающему обороты РЕН ТВ. Того и гляди, отдавит пятки!
СПРАВКА
ТЭФИ — российская нацио нальная премия за высшие достижения в области телевизионных искусств. В конкурсе участвуют производители телевизионных программ, а также телеканалы.
Учреждена 21 октября 1994 года фондом «Академия российского телевидения». Первая церемония вручения состоялась 5 мая 1995 года. С 2014 года организатором премии является Комитет индустриальных телевизионных премий. Победителям традиционно вручается статуэтка Орфея. Автор статуэтки — знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный.
Нынешняя церемония — уже 21-я по счету.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Швыдкой, председатель совета учредителей комитета индустриальных телевизионных премий, экс-министр культуры России:
— Я не верю, что сейчас «безвременье», как это некоторые утверждают, ссылаясь на современное телевидение. Человек сам определяет — время или безвременье. Считаю, что нужно возрождать прямые эфиры.
Все новостные, аналитические телепередачи должны идти в прямом эфире. Неправда, что сейчас есть цензура и такая программа, как «Взгляд», невозможна. Нет никакой цензуры. Мы гораздо более свободны, чем 30 лет назад, когда начинался «Взгляд». Сейчас время невиданной свободы. Есть возможность спокойно, трезво посмотреть на прошлое, настоящее, будущее. Не надо цеп ляться за слова, чтобы ничего не делать. Будьте свободными. Не молчите.
ЛАУРЕАТЫ ТЭФИ-2017
«Ведущий утренней программы»: Юлия Высоцкая, «Едим дома», НТВ
«Утренняя программа»: «Доброе утро», Первый канал
«Дневное ток-шоу»: «Время покажет», Первый канал
«Развлекательная программа»: «Правила жизни», «Россия Культура».
«Телеигра»: «Своя игра», НТВ
«Реалити-шоу»: «Пацанки», «Пятница».
«Лучшая программа для детей и юношества»: «АБВГДей-ка», «ТВ Центр».
«Дневной сериал»: «Отель последней надежды», «ТВ Центр»
«Журналистское расследование»: «Слепые мулы», РЕН ТВ.
«Документальный проект»: фильм «Наина Ельцина. История любви», «Россия 1».
«Лучший телепроект о спорте»: «Александр Карелин. Поединок с самим собой», «Матч ТВ»
«Просветительская программа»: Игорь Прокопенко, «Военная тайна», РЕН ТВ
«Лучший ведущий спортивной программы»: Сергей Гимаев (посмертно), «Матч ТВ»
«Эфирный/неэфирный промоушен телепрограмм»: проект «РЕН ТВ и Василий Ложкин представляют».