Белоруссия не успокаивается. На улицы городов по всей стране выходят люди, протестующие против насилия властей и убежденные в том, что президентские выборы сфальсифицировали. Силовики продолжают веерные задержания, которые провоцируют новые протесты. Спецкор “Ъ” Владимир Соловьев считает, что, даже если Александр Лукашенко сейчас решит вопрос улицы, спокойным его правление уже не будет.
Жители Белоруссии, несогласные с итогами президентских выборов, продолжают выходить на улицы Минска и других городов страны. Если раньше люди выходили вечером и их довольно быстро начинали разгонять силовики, то 12 августа акции начались днем. Около 11:00 на небольшой площади перед Комаровским рынком (главный рынок города) появились несколько сотен одетых во все белое женщин и девушек. Они пришли сюда с цветами и призывали силовиков остановить насилие.
— Я вчера была в своем родном микрорайоне Серебрянка, я видела, как шесть омоновцев достали человека из машины за то, что он просто им сигналил, и избивали его как в самых страшных фильмах,— рассказала “Ъ” 29-летняя рекламщица Дарья.— Это не похоже на разгон протестов — это геноцид мирных граждан. Мои друзья сидят в тюрьме просто за то, что шли по улице не в том месте.
Микрорайон Серебрянка, где живет Дарья, в ночь на 12 августа стал новой горячей точкой. Там гремели взрывы светошумовых гранат и выстрелы — белорусский ОМОН сейчас, не колеблясь, применяет спецсредства и оружие. Стычки до поздней ночи происходили и в других частях города.
Белорусские Telegram-каналы за ночь пополнились новыми видео, снятыми очевидцами с балконов и на улицах, на которых хорошо видно, насколько беспощадно действуют силовики. Под дубинки, а потом в автозак может попасть любой человек любого возраста и пола.
Силовики перемещаются по городу не только в неповоротливых грузовиках, но и в более маневренных микроавтобусах и легковушках. Это напоминает охоту: машина резко тормозит, ее пассажиры в балаклавах выскакивают, хватают жертву, бьют и увозят. Нередко людей выволакивают из-за руля собственного автомобиля и тоже увозят.
Яркие жилеты с надписью «Пресса», которые носят освещающие акции журналисты, не только не спасают репортеров от насилия со стороны омоновцев, а как будто притягивают их жестокость. На видео попали десятки случаев их избиения. Еще теперь принято отнимать у фотокорреспондентов и видеооператоров флешки с отснятыми ими материалами.
По официальным данным, по всей стране задержано около шести тысяч человек. Но на эту цифру нельзя полагаться. Она переменчива и постоянно увеличивается.
Отдельная тема — поиск задержанных. Под высокими стенами печально знаменитого изолятора временного содержания на Окрестина дежурят сотни людей, рассчитывая узнать хоть что-то о своих пропавших родственниках. Но это почти никому не удается.
— Мою дочь задержали 9 августа — в день выборов у избирательного участка. Она там ожидала протоколов голосования,— рассказывает Ирина.— Подъехал автобус с омоновцами, постоял. Потом они выскочили, похватали людей и увезли. Все, что мы знаем, что ей дали шесть суток. Приговор нам не показали, и где она находится все это время — неизвестно.
Суд, определяющий срок ареста, работает прямо в изоляторе. Мрачные темно-зеленые автозаки время от времени выкатываются из серых ворот колоннами по три-семь машин и развозят людей в места отбытия наказания. Кого и куда отправили, родне никто не сообщает.
Кроме автозаков, в изолятор время от времени въезжают кареты скорой помощи — в них увозят тех, кому особенно сильно досталось во время задержания. Дежурящие вокруг люди обступают скорые, чтобы узнать фамилии тех, кого в них везут. Медики в таких случаях идут навстречу: они или выбрасывают листок с данными, или сообщают фамилию и возраст, немного приоткрыв окно. После этого путь карете освобождают.
Силовикам, судя по всему, предоставлена полная свобода решать, кого и как наказывать.
Александр Лукашенко, объявленный белорусским ЦИКом победителем президентских выборов, тоже дает понять, что церемониться с ними не нужно. «Основа всех этих так называемых протестующих — люди с криминальным прошлым и сегодня безработные. Нет работы, значит, "гуляй дядя по улицам и проспектам". Поэтому я по-хорошему прошу и предупреждаю всех: устроиться на работу тем, кто не работает»,— сказал он во время состоявшегося в среду совещания по вопросам защиты конституционного строя.
Но кое-что в риторике господина Лукашенко за последние дни поменялось. Если до дня выборов он обвинял некие силы в России во вмешательстве во внутренние дела, то теперь он уверен, что нестабильность сеет Запад, и даже называл конкретные страны — Польша, Великобритания и Чехия.
В Евросоюзе на чрезмерную жестокость уже отреагировали и продолжат реагировать. 27 стран ЕС уже назвали выборы несвободными и нечестными. А 14 августа ситуацию в Белоруссии обсудят главы МИДов стран ЕС. Информированный дипломатический источник “Ъ” в Брюсселе убежден, что дело кончится санкциями. По его словам, есть общее понимание, что «выборы были полностью сфальсифицированы».
Лукашенко впервые в своей карьере проиграл выборы. Он больше не будет править как раньше»,— отметил собеседник “Ъ”.
Политический обозреватель, журналист канала «Белсат» Игорь Ильяш считает, что тема улучшения отношений Белоруссии с Западом теперь в прошлом и вряд ли будет подниматься до тех пор, пока у власти Александр Лукашенко. «Оттепели уже не будет. То, что на улицах Минска пролилась кровь, и то, что делалось это демонстративно и устрашающе, говорит о том, что пути назад нет. Никакой риал-политик не затмит стандарты и ценности, на которых основывается Запад»,— сказал господин Ильяш “Ъ”, добавив, что президент Белоруссии теперь обречен стать изгоем.