У нынешней ситуации, при всей её сложности и неоднозначности, есть один безусловный плюс, который, пожалуй, не многие в состоянии оценить по достоинству. Боеспособность нашей армии такова – и это наглядно показывает украинская спецоперация, – что у страны и у нас с вами точно есть полтора-два десятка лет мирного времени в запасе. В сегодняшних условиях это уже очень много.
«Это даже хорошо, что пока нам плохо!»
Зато сколько откроется новых возможностей! Взять хотя бы футбол. Иностранные легионеры покинут Россию? Очень хорошо, наконец-то клубы начнут своих звёзд выращивать. Специалисты устали талдычить, что единственная возможность поднять наш футбол на должный уровень – возродить детско-юношеские спортивные школы советского образца. Другого выхода просто не будет – и начнётся селекция. И клубы пополнятся молодыми дарованиями – не купленными за границей, а нашими, выращенными. Местными. Для которых их клуб будет по-настоящему своим. Как для болельщиков. Вот тогда и начнётся у нас настоящий футбол – вместо перекатывания мяча 22 неспешными миллионерами без обязательств. Тут стоит припомнить ещё одну открывающуюся возможность. Не разрешали ФИФА с УЕФА играть в российском чемпионате крымчанам? Теперь их можно не спрашивать. Между прочим, симферопольская «Таврия» – не хухры-мухры, а первый чемпион Украины (а их-то всего и было три) и один из четырёх украинских (в прошлом) клубов, никогда не покидавших высший дивизион. В Донбассе футбольные традиции тоже будь здоров, с его донецким «Шахтёром» (ещё один чемпион Украины, кстати) и луганской «Зарёй» (чемпионом СССР). Не исключено, что к перечисленным могут присоединиться одесский «Черноморец» и харьковский «Металлист» – вот вам, по сути, весь футбольный чемпионат СССР! И селекция будь здоров, и традиции.
В этом году Украина пропустит свою посевную – она со дня на день должна была начаться, но у страны нынче немного иные заботы. А в Крым уже хлынула днепровская вода по Северо-Крымскому каналу, и посевная там будет что надо. Но не об этом в общем-то речь. На Украину приходилось от 10 до 15% мирового экспорта пшеницы – теперь эту нишу придётся освоить России (и уже есть новые покупатели с бездонным рынком, в частности Пакистан). Для российского сельского хозяйства это, безусловно, новые возможности. Уйдут с рынка европейские производители сыра и молочных продуктов (их и так почти не было – оставались, пожалуй, только швейцарцы, остальных убили санкции), а значит, часть рынка смогут освоить отечественные производители. Их аналоги грюйера, может, и не столь убедительны, но другого грюйера какое-то время у нас всё равно не будет. А ниша освободится. Уйдут «Мерседес» и «Тойота»? Переживём и это – вместо них придут китайцы с корейцами. Даже в Иране есть свой автопром, может, и нам стоит подсуетиться? Советские «Москвичи» особым комфортом не отличались, да и внешне были так себе, однако в международных ралли «Лондон – Сидней» и «Лондон – Мехико» они побеждали. Ну, а те, кто привык к «Бентли», купят «Бентли», как прежде – где-нибудь за границей. Хоть в Турции. Да, изрядно переплатив. И ещё уплатив огромный налог. А кто вообще сказал, что богатые должны покупать дешевле? Может, как раз наоборот? Уходит Airbus? Ну, во-первых, даже если так – не проблема, Boeng-то точно никуда от нас не уйдёт (в России у компании – вся разработка и проектировка новинок). Во-вторых, уход Airbus создаёт возможность вернуться к советской практике изготовления собственных гражданских самолётов. И не эрзацев, как «Суперджет», в котором немалая часть деталей – импортная, а к полноценному российскому производству. Да, кстати. Тут сообщали, что находящиеся в лизинге у российских компаний «аэробусы» придётся вернуть – так вот, возвращать мы ничего не будем. Либо выкупим самолёты по сходной цене, либо – национализируем их бесплатно. Да, с запчастями будет проблематично, но кто сказал, что их нельзя покупать в третьих странах, у того же Китая? Или у Израиля? Да хоть у узбеков с таджиками. Приспособились к белорусским креветкам – приспособимся и к узбекским «аэробусам».
Анатолий Вассерман, полиглот, депутат Госдумы
– Санкции Запада – не только наказание для нас, но и новые открывающиеся возможности. Вот смотрите: сертификация второй очереди газопровода «Северный поток» прервана, впору рыдать. Но одновременно возросла европейская закупка российского природного газа. Его прокачивают в основном через Украину и Польшу. И эта прокачка, ручаюсь, не остановится. Украина, кажется, с нами воюет? Выходит конфликт идёт, а прокачка по расписанию. Вот увидите, когда немцев припрёт, их фирмы, оплатившие почти всё строительство, 8 млрд евро, заплатят положенный по немецкому закону миллион евро за использование трубы без сертификации. И всё станет на свои места. Угроза порой сильнее действия, и это не стоит забывать, когда мы говорим о санкциях. Они будут – но никого не убьют.
Вперёд – назад, к советской школе!
Вот с технологиями как теперь быть, не вполне понятно. Запад их нам продавать теперь точно не будет. И что, нас это отбросит на полвека назад? Едва ли. Те же китайцы, не имея возможности покупать технологии, просто их воровали. В том числе и у нашей страны. Некрасиво, конечно, но зато у китайцев теперь полно новых самолётов и кораблей – может, чуть хуже, чем наши, но вполне современных. Кто сказал, что это – не наш путь? Да, нашим студентам, возможно, станет сложнее учиться на Западе. Но даже если их вообще перестанут туда пускать – кто сказал, что это для нас конец света? Самые современные разработки давно появляются не только на Западе, а в Индии, Китае и Израиле – что-то не слышно, чтобы эти страны объявляли нам санкции. Дели и Пекин к тому же поддерживают нас на международных площадках, а с Израилем с недавних пор у нас установились особые отношения в рамках военных разведок. Кроме того, теперь наши военные (вместо выбывших американцев) сдерживают Иран, не давая напасть на Израиль. Так что это наше сотрудничество – надолго.
Вот с культурой теперь будет швах – точнее, с проникновением к нам западной культуры. В её сегодняшнем виде. Ни тебе негритянок в роли британской королевы Энн Болейн, ни горбатых карликов, играющих Голиафа. Ну и, понятно, никакого ЛГБТ. Как будем жить теперь – страшно подумать. Видимо, отечественной театральной сцене придётся уходить от современных постановок к классике? Другого-то пути всё равно нет. А уж у кинематографа-то в новых условиях не меньше возможностей, чем у футбола и прочего спорта появится.
Но самые бесконечные перспективы, пожалуй, возникают перед средней и высшей школой. Болонская система? Не знаем, забыли, как выглядит. ЕГЭ? А что это? Главное, вообще ничего не нужно изобретать. Берутся проверенные советские учебники (даром, что ли, в 90-х годах англичане признали советскую школьную систему наиболее эффективной и стали внедрять у себя её наработки?!), методички. Организуются курсы для педагогов, где пожилые учителя делятся опытом с более молодыми. И вуаля – российское образование возвращается на советские рельсы за какие-то несколько лет. Как-то отсутствие в доступе Оксфордов с Кембриджами не повлияло на развитие нашей науки в советские времена – и без них обходились.
Когда тебя никто не любит
Впрочем, у нынешней ситуации всё же есть один очевидный минус. Очевидный настолько, что даже ёрничать не выходит. Пишут, украинский моряк Тарас Остапчук потопил в иностранном порту яхту генерального директора «Рособоронэкспорта» Александра Михеева «Леди Анастасия» стоимостью
7 млн евро. Мотив у Остапчука был такой – Михеев, у которого он служил, наживается на торговле оружием. Потому украинец решился восстановить справедливость и открыл кингстоны. Самое смешное, что судья этим его мотивам полностью внял и выпустил Остапчука под залог. Таким образом, создан прецедент. Причём это относится не только к морякам. Если, скажем, иностранный повар какого-нибудь российского толстосума станет плевать этому толстосуму в коктейль, его тоже поймут и простят? Даже если повар будет не украинцем, а кем угодно. Тут поневоле задумаешься, а стоит ли брать чужаков на работу? Свой-то своему поневоле брат, а с этими иностранцами, у которых к тебе претензий, как у британского МИДа, проблем не оберёшься.
Будут и другие проблемы, никаких сомнений. В украинских социальных сетях ёрничают, будто отдыхающие из России на заграничных курортах решили выдавать себя за украинцев ради ласкового общения. Многое в общем-то становится понятным и про иностранные курорты, и про всё остальное, но в чём-то обиженные украинцы правы – на россиянах вполне может отыграться недружественно настроенная принимающая сторона. В Египте, пожалуй, вряд ли, а вот где-нибудь на Лазурке – очень даже возможно. В Советском Союзе заезжих россиян сильно недолюбливали в Прибалтике, особенно в Латвии – в кофе, правда, им не плевали, но в магазинах на обращение по-русски не откликались практически никогда. Теперь, если Россия решит привести в чувство не часть Украины, а всю, вместе с западной частью, кофе во львовской «кавьярне» стоит по-русски заказывать с осторожностью. Впрочем, на малой родине Захер-Мазоха привыкли ценить жёсткое обращение – поляков, не дававших галичанам спуска, там, наоборот, уважают.
Под санкционным ударом, по сути, оказались сегодня немногие потребители люксового сегмента – их лишают «прады», новых «мерседесов» и «лабутенов». Но у этой прослойки есть деньги – ничего страшного, потратят на желанные вещи чуть больше, ведь у них есть такая возможность. А остальные купят себе иномарку на вторичном рынке – как 20 лет назад
Война с олигархами-2
Ну, а теперь без ехидства. Нам предстоит пережить масштабную национализацию. Сейчас много судачат о переделе собственности российских воротил, которые, возможно, окажутся недружественны Кремлю – в свете новой реальности, конфронтации с Западом и операции на Украине. Как-то сомнительно, что среди осторожных по природе своей богатеев найдутся самоубийцы, однако национализация так или иначе нам всё-таки предстоит. Богатейшие украинские олигархи Виктор Пинчук и Ринат Ахметов публично объявили о том, что на свои деньги они фрахтуют иностранных наёмников и отправляют их воевать с Россией. Собственно, первые легионеры уже прибыли на Украину. Таким образом, будущее Пинчука и Ахметова в новой Украине как бы предрешено. То же можно сказать и об Игоре Коломойском, платившем круглую сумму из собственного кармана «за каждого убитого русского», да и обо всём днепропетровском клане (действовавшем под девизом мэра Бориса Филатова «А вешать будем потом!»). Помните, как было в Крыму во время «русской весны»? Тех, кто её не поддержал и сбежал в Киев, подобно Сергею Куницыну, Льву Миримскому или Андрею Сенченко, лишили собственности. Её национализировали, а впоследствии продали другим хозяевам. Точно так же будет и на Украине, а там есть что национализировать – от металлургических и химических производств до портовой и железнодорожной транспортной инфраструктуры, не говоря о транзитной газовой трубе и энергетике. Но миллиардер Ахметов – не какой-то там Сенченко. Сопротивление будет серьёзным. Может статься, что у поиздержавшегося Ходорковского появятся новые возможности – и новые кубышки. А России предстоит пережить ещё одну суровую войну с олигархами, на сей раз с украинскими. Их потери будут гигантскими – но и возможности у них тоже немалые. Впрочем, есть и хорошие новости. В боях с украинскими олигархами может родиться национальная элита России. Полноценная, понимающая, что такое государственный интерес, и готовая биться за него до конца.
Кстати
В мире многое определяет компромисс между, казалось бы, непримиримыми врагами. Американцы установили дипломатические отношения с СССР только в 1933 году, но до этого «Форд» уже построил автозавод в Нижнем Новгороде, и Советская Россия впервые обзавелась собственными серийными грузовиками и легковушками. А ведь мы тогда были «под санкциями», да ещё под какими – не в пример нынешним. Но экономический кризис за океаном потребовал компромисса – и он возник. И сегодня также есть пространство для компромисса с американцами. Им нужны наши ракетные двигатели, и они совершенно точно не обойдутся без российского обогащённого топлива для их ядерной энергетики. Это навскидку. Поэтому санкции будут, конечно, но до крайностей у нас с ними нипочём не дойдёт. Никогда не доходило.
Нам закрыли воздушное пространство над Европой? Не проблема – закроем своё и мы. Англичанам придётся летать в свою Индию вкруговую – удобно? Закрываете банковские счета наших воротил, арестовываете их имущество? А мы в ответ национализируем вашу собственность в России – и мало вам, иностранные партнёры, не покажется. Сосёте каспийскую нефть, англичане? Скоро не сможете – казахи на ваше место уже пустили китайцев, а мы вместо вас пустим – да хоть бы и турок! Не сможем ответить зеркально – ответим асимметрично. Но – больно. Продолжать?
Вот потому-то компромисс неизбежен. Уляжется истерия в связи с украинскими событиями, это, кстати, уже происходит, и будем искать компромисс. И с поставками в нашу страну германских автомобилей (как там дешёвый российский газ, а, немцы, не надоел вам?), и французского тряпья и парфюмерии. Да и всего прочего. Откроют тогда и банковские счета, и небо над Европой, и железный занавес снова поднимут – иначе и быть не может.