30 июня в Новосибирске осудили Сергея Торопа, создавшего секту Церковь Последнего Завета, разрушающую семью, развращающую несовершеннолетних и наносящую тяжкий вред здоровью граждан. Наш обозреватель Ульяна Скойбеда побывала в Красноярском крае и узнала, как живет община Виссариона после приговора - а сегодня мы вспоминаем, как начиналось это уголовное дело. С двух маленьких мертвых мальчиков…
- Мать - дура, молока ребенку не давала – это что, Церковь виновата? – громогласно спрашивает длинноволосый байкер, с ног до головы затянутый в черную кожу. – Он родился у нее слабый, он бы не выжил. Это не мы решили, здесь, знаете, сколько, кроме нас, сил? – байкер показывает пальцем вверх, садится на мотоцикл у сельпо и уезжает.
Я в Черемшанке Курагинского района, в центре секты виссарионовцев, в которой произошла детская смерть. Все не по-сельски одетые граждане здесь – адепты, или, как говорят местные, паломники, и эзотерические разговоры среди них не редкость, а правило.
- Мальчишечка был такой махонький, как кукла, Настюха* все его на руках таскала, я говорю: «Дай полечу, поговорю над ним», - а он лазит по ней… Чем она кормила-то его, у ней ни титек, ни коровы, ни козы! Сама одну капусту ела, она его выкармливала на капусте! Один раз я подошла, в коляску заглянула: ну, ненормальный…
31 января 2017 года в Курагинскую районную больницу привезли девятимесячного Матвея Нагорного*, младенец был в жару и его рвало, при осмотре мальчик умер. Причину смерти поставили – острый эксудативно-продуктивный энтероколит, то есть воспаление кишечника, осложненное резким сокращением объема крови, отеком мозга и легких на фоне белково-энергетической недостаточности, дефицита массы тела. Самое простое объяснение такой картины - ребенка заморили голодом, и он не справился с кишечной инфекцией.
Виссарионовцы в Курагинском районе были неподсудны, даже сообщения об изнасиловании несовершеннолетних не шли дальше старост деревень. Вот и в этом вопиющем случае уголовное дело возбудили только через год, 6 февраля 2018 года, когда по паломническим деревням стали кружить московские опера, собирая материал и примериваясь, как лучше прищучить секту.
Еще через несколько месяцев к родителям зашли с обыском, изъяли огромное количество виссарионовских газет, книжечек и записей лекций (особенно впечатляет брошюра «Огородные нормативы черемшанской семьи», показывает, как все было регламентировано в секте) - и отдали на экспертизу.
Следствие выясняло, отказались ли Настя и Владимир Нагорный* от надлежащего кормления ребенка вследствие своих религиозных убеждений?
КТО ВИНОВАТ, МАМА ИЛИ РЕЛИГИЯ?
Заморочки этой секты с питанием давно известны: виссарионовцы не едят мяса и рыбы, а ранее у них были запрещены вообще все белковые продукты животного происхождения. Врачи Курагинской больницы дали показания о дистрофичных детях, беременных женщинах с дефицитом гемоглобина и младенцах, отстающих в развитии на растительной смеси, которых им привозили из тех деревень. Одного малыша доставили в тяжелом состоянии на пятые сутки после родов: у матери не было лактации, и пять дней новорожденный не ел, у него не было ни стула, ни мочи… То есть, недокорм в общине – явление не то, чтобы редкое.
Секта, разумеется, выдвинула противоположную версию.
- У этих родителей были своеобразные представления: рожали они дома, ребенка за все время приносили на осмотр пару раз, кормили только грудью до девяти месяцев, а сама мама занималась даже не вегетарианством, а сыроедением, там изначально молока было мало, - рассказывала мне врач Черемшанского центра общей семейной практики, последовательница Церкви Последнего Завета Марина Крыж (все врачи в виссарионовских деревнях – виссарионовцы).
По словам Крыж, другие верующие приходили к горе-матери и пытались вразумить ее: «Настя, надо давать прикорм, коровье молоко», - бесполезно. Когда ребенок заболел, Крыж доставила его в Курагино на «скорой помощи», но было поздно…
Словом, вы поняли, секта не причем, странная мамаша действовала по собственному почину.
ВЕРНЫЕ АДЕПТЫ
О родителях известно мало: Настя из Тольятти, Володя из Луцка, с Украины, оба в секте с начала 2000-х, оба верные виссарионовцы: на странице у Насти фотография, где она прыгает на батуте на горе Сухой, в так называемой Небесной Обители общины, у Владимира – фото тамошней церкви. Да и то, что молодые жили в Черемшанке, где люди селились только с разрешения Виссариона, говорит о многом…
Я передала Насте просьбу об интервью, она ответила, что говорить с журналистами ей «запретили горцы», то есть, живущая на Горе правящая элита секты.
Зато в мои руки попали выдержки из дневника Насти с комментариями религиоведа Ларисы Астаховой, доктора философских наук, проводившей ту самую экспертизу идеологии Церкви Последнего Завета по заказу следствия. И этот документ лучше всего характеризует, что происходило в секте.
ДОКУМЕНТ О ТОМ, КАК ЛОМАЛИ ЧЕЛОВЕКА
2001 год. Настя знакома с идеологией секты, но она еще молодая девушка и живет в своем городе:
«Хочу любви, хочу страдать, хочу любимой быть… Почему так грустно? Чего-то не хватает или кого-то. Внимания, ласки… Недовольна жизнью. Необходимо послушание, читать «Последний Завет» (главную книгу секты, - Авт.)…
2003 год, Настя побывала в Курагинском районе:
«Благодарю тебя, Господи, за жизнь, за родителей, за друзей, за утро, за поездку в Сибирь, за то, что узнала Истину, за веру мою, за то, что увидела Сына твоего, Виссариона... Мы едем домой. Какая грусть. Какая надежда» (видимо, вернуться. И Настя возвращается, - Авт.).
2003-2004 год:
«Мир прекрасен, только мы не видим этого. Мы ходим с закрытыми глазами. Оторвись от суеты, посмотри на небо, на звезды, на лес, на реку. Ведь это наш настоящий мир. Наш настоящий дом, в котором мы должны жить. А не искусственные холодные и мертвые лабиринты городов, в которых сейчас живет человек. Мы лабораторные крысы, которые не могут выйти из этих искусственных условий, привыкшие к благам цивилизации.
Я хочу узнать сказку, я хочу научиться делать сказку.
Мне надо постараться не растерять то, что я накопила во время пребывания на Горе (в сердце секты, в тайге, где живет Виссарион, – Авт.). Надо полностью отказаться от белка… сахар заменить сухофруктами, следить за объемом потребляемой пищи… молитва, молитва. Не забывать молиться. Чаще сливаться с Учителем» (закрывать глаза и представлять Виссариона, ежедневный ритуал в секте, – Авт.).
Январь 2012 года. Настя давно живет в секте и заполняет дневники «тайными знаниями», которые дают в таких организациях, чтобы поддержать в адептах чувство превосходства над другими людьми: это служит барьером для выхода в обычную жизнь:
«Я волшебник, живу в иллюзорном мире и могу изменять этот мир, подключив свою волшебную картину мира. Предположим, что передо мной появилось препятствие. Я вспоминаю, что я волшебник и подбираю новую маску. В результате окружение сигнализирует: «Все о`кей!», - препятствие исчезает» (вариант некогда модного «позитивного мышления» типа: «Я буду улыбаться и меня не собьет машина», - давно опровергнутая ложная психотехника, – Авт.).
2014 год:
«Народные рецепты: вши + зерно - от эпилепсии, блохи – от обморожения, цветная монарда – анти плесень» (не спрашивайте. Умственное состояние адептов секты - без комментариев, – Авт.).
2014 год. У автора явный внутренний конфликт:
«Прости меня, Господи, что в голове моей ропот на судьбу мою. Прости меня за то, что я недовольна собой…»
И тут же, на следующей строке:
«Спасибо, Господи, что я родилась женщиной! Спасибо, что моя семья полная, что я здоровая и привлекательная… что живу на Земле Обетованной…»
Снова без перерыва:
«Прости меня, Господи, что я обижаюсь на судьбу свою, что требую от жизни больше, чем мне уготовано, что боялась быть женщиной… Я – женщина. Я легкая. Я нелогичная. Я чувствительная… я позволяю себе стать слабой…»
Здесь пора объяснить, что женщина в культе Виссариона – существо отчетливо второго сорта, которое должно «смиренно подчиняться», «не возражать», «признавать ошибку, даже если и не виновата» - и делать все это с радостью, наслаждаясь служением мужчине. Сильной натуре, чтобы начать думать так, надо сломать себя, и дестабилизация психики Насти нарастает. Эксперт отмечает показательную запись: «Я прощаю свою маму за то, что она мало мне подарила своего тепла. Я разрешаю ей быть такой, какая она есть. Я позволяю ей кричать… я разрешаю ей делать глупые и нелогичные поступки», - в конце которой измененным почерком дописано: «Благодарю тебя, Господи, что у меня хорошие родители».
«СМИРЕННО УБИРАТЬ ЗА СВИНЬЕЙ»
Без даты:
«Я – сгусток Единой семьи (виссарионовская деревня живет одной семьей, на собраниях там прорабатывают все вопросы, вплоть до интимной жизни адептов, – Авт.). Я ответственна за энергийную среду. Чего я не должна делать: упрекать мужа и делать ему замечания, когда он начинает мусорить. Я должна молча и спокойно убраться за ним. Я должна смиренно воспринять его неряшливость и свинство. Не показывать даже видом свое неправильное отношение к нему».
Ниже, красивым почерком:
«Виссарион, Благодарность, Благодарность, Благодарность».
Содержание мыслей автора в этот момент уже полностью подконтрольно, считает эксперт, критика подавлена, логика расстроена, самооценка снижена. В результате тотального разрушения привычных схем мышления и внедрения новой логики, у Насти развивается симптоматика психотравмы: постоянное чувство тревоги, страха, бессилия, зависимости, присутствуют непрерывные скачки настроения, раздражение, ощущение потерянности, безысходности и тоски.
Январь 2017 года:
«Безвременье! Соглашаться во многом с мужем. Просто говорить: «Да!». Победить обиду к мужу... чаще читать молитву во время кормления грудью… учиться разговаривать с мужем… спокойно реагировать на кота… выработать спокойную реакцию на кота. ЗАКОРМИТЬ КОТА!
Материальная сторона: дописать конспект, провести антипаразитарную программу, сделать кормушку для птиц… ЗАКОРМИТЬ КОТА! Слушать и учиться проговаривать настрои… есть в спокойном состоянии… Молиться! Перестать бичевать себя…
Моя цель – рождение сына Матвея в здоровом теле в нашей семье (напоминаем, ребенок уже есть, ему 8 месяцев, и он нездоров, – Авт.). Что надо делать? Поправить свое здоровье… полюбить Володю от всего чистого сердца… создать настоящую семью…»
Далее идет аутотренинг:
«Восстанавливаю свое здоровье… Мое тело молодое, здоровое, чистое… Я радуюсь жизни… Я люблю своего мужа, мы вместе. Мы семья. В моем сердце любовь! Да будет так…
Сила воли. Я на это способна! Я способна управлять своей жизнью. Я способна сама себя лечить. У меня есть силы себя лечить. Я верю в свои силы! Я верю в свою Силу!»
Тут прорывается искреннее:
«Почему я терплю неприятные моменты от других людей? Потому, что это для них (него)? Почему не хочу делать радость другим? Я не хочу дарить себя. Я не хочу, чтобы мной пользовались…»
Эти записи, по мнению эксперта Астаховой, говорят о том, что женщина находится в полнейшем психологическом кризисе, на который, возможно, наложилась послеродовая депрессия. Итог известен.
ПРИЗНАНИЕ
Дневник после смерти мальчика продолжается: «Внутри страх и боль… Страх нарушить истину (испортить карму)... Чего я хочу для себя? Удовлетворение жизнью. Радость, любовь, восторг… жить осознанно, в Общине… в окружении единомышленников, чтобы дети жили в чистых условиях природы… Муж – последователь Учения Виссариона!!! Я сильная Ведьма. Мои мысли и образы сильны. Что мне делать? Создавать ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ образы...», - и: «ПОСЛУШАНИЕ. Почему я непослушная, сопротивляюсь? Что мешает быть послушной? Что нужно сделать для того, чтобы согласиться с тем, что я ничего (зачеркнуто, – Авт.) мало знаю и умею? Просто так любовь мне не дадут. Любовь надо заслужить…», - что ясно говорит: трагедия в Насте ничего не изменила, секта для нее по-прежнему сверхценность и сверхцель, а логика женщины совсем уехала.
Но невозможно перестать перечитывать самую страшную строчку дневника за 9 января, когда Матвей доживал последние дни: «Не исполняются мои желания, реальность не по мне. Не хочу желать, апатия. Я ничего не кормлю, ни себя, ни кота, ни ребенка…»
Дался же женщине этот кот…
ИТОГ
Религиозная организация была ликвидирована
Честно скажу, я не знаю, как после такого признания дело закрыли и Настю признали невиновной. Версия только одна: женщину и не хотели наказывать, понимая, что она сама жертва, и целью был именно обыск с прицелом на организацию.
В 2018-м году в общине умер еще один ребенок, от пневмонии, и секта, как и в случае с Матвеем, отрицала свою вину и обвиняла родителей: якобы это они вовремя не обратились в больницу. Стоит ли говорить, что, по оперативной информации, адепты как раз спрашивали разрешения на госпитализацию сына у Виссариона, но не дождались…
В общем, в секте было два мертвых мальчика. Одного не кормили, другого не лечили. Родителей этого второго малыша тоже проверили и отпустили.
Но ничего не пропало даром. Экспертиза, сделанная по изъятой у двух семей литературе, позволила прокуратуре обратиться в суд, и религиозная организация «Церковь Последнего Завета» была ликвидирована. Допрошенные в ходе уголовных дел о смерти детей свидетели стали потерпевшими от секты Виссариона.
*Данные, имеющие отношения к несовершеннолетнему, по закону, изменены.