Правительство внесло в Госдуму законопроект, в котором предлагается установить особый налоговый режим для людей, которые уехали из России и сотрудничают с российскими организациями или используют для работы отечественный сегмент интернета. Депутаты Госдумы и эксперты объяснили "Российской газеты" эффект от реализации таких мер.
Согласно резонансной инициативе, с 2024 года все российские компании должны будут взимать с вознаграждений уехавших сотрудников налог на доходы физлиц (НДФЛ) по ставке 13-15 процентов, а после утраты ими статуса налогового резидента - 30 процентов. По нынешним нормам человек перестает быть налоговым резидентом, если за календарный год был в России меньше 183 дней. Новый закон в случае принятия коснется далеко не всех, кто уехал за рубеж. Минфин уже после того, как поправки появились в базе, пояснил, что речь идет только о фрилансерах и сотрудниках с гражданско-правовыми договорами. "Указанные поправки не затрагивают сотрудников, которые работают по трудовым договорам, для них действующие налоговые условия никак не меняются", - заверили в ведомстве. То есть новшество не касается штатных сотрудников. В тексте внесенного законопроекта, впрочем, это не уточняется - обобщенно говорится о "налогоплательщиках", которых предложение коснется. Однако версия законопроекта не окончательная. Минфин в своем комментарии отметил, что документ продолжает дорабатываться правительством.
Отметим также, что для того чтобы к фрилансерам начала применяться повышенная ставка, должны будут соблюдаться ряд условий. В поправках сказано, что меры предлагается применять в отношении тех, кто покинул страну и использует для работы российский сегмент интернета. Уточняется, что речь о гражданах, получающих вознаграждения из России не только за работы и услуги, но и предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности, если они используют доменные имена и сетевые адреса в российской национальной доменной зоне либо если в их работе используются размещенные в РФ комплексы программно-аппаратных средств и информационные системы.
Есть и еще условия, чтобы выплаты начали облагать по дополнительной ставке: человек должен быть налоговым резидентом РФ, либо получать вознаграждение на счет в российском банке, либо получать средства от российских организаций, индивидуальных предпринимателей, подразделений иностранных структур в РФ. Если ни одно из перечисленных условий не выполняется, то эти доходы будут считаться полученными от источников, находящихся за пределами РФ. При этом российский бизнес сам должен будут определять в индивидуальном порядке, какую ставку по НДФЛ применять, оценивая соответствие гражданина вышеуказанным критериям.
Отметим, что граждане, трудящиеся на "удаленке" за рубежом, уже платят НДФЛ, если являются налоговыми резидентами РФ. По нынешним законам, ставка налога составляет 13-15%. При этом если гражданин больше не относится к категории резидентов в понимании налоговиков, то его доходы облагаются по законам той страны, резидентство в которой он выбрал. Фрилансеры также освобождаются от уплаты НДФЛ в российскую казну после утраты ими налогового резидентства РФ.
Тему введения дополнительного налога для уехавших из страны неоднократно поднимал председатель Госдумы Вячеслав Володин. Так, в конце декабря он анонсировал работу над соответствующими поправками в законодательство. По его словам, "сбежавшие" должны понимать: подавляющая часть общества не поддерживает их поступок - считает, что они предали свою страну, родных и близких. Депутаты Госдумы приветствовали инициативу, но некоторые предупредили о рисках.
Член Комитета ГД по бюджету и налогам Никита Чаплин сказал "РГ", что увеличение налогов для уехавших граждан важно для стимулирования экономики России. "Мы заинтересованы в том, чтобы специалисты оставались на Родине", - отметил он, добавив, что некоторые граждане проживают "на Бали или Мальдивах, при этом получая прибыль с российских компаний". "Это не измена Родине, каждый сам должен выбирать себе место для проживания, однако своя страна при этом не должна страдать, - считает депутат. - Как не платить повышенный налог? Ответ прост: не уезжать из России, а трудиться здесь".
Первый зампред профильного Комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Щапов в комментарии "РГ" обозначил ряд вопросов к инициаторам. По его словам, важно разобраться, что мы в итоге хотим получить: дополнительные средства в бюджет, вернуть уехавших сотрудников в Россию или удовлетворенное чувство справедливости у части оставшихся граждан? "Пока, если проанализировать правоприменительную практику достижение первых двух целей, выглядит довольно сомнительным", - сказал он. Депутат напомнил, что предприятия сами должны сообщать об изменении статуса сотрудника. И оспорить этот статус налоговая пока может только по результатам проверки. При этом необходимо будет запросить данные о пересечении границы по вызывающим подозрения сотрудникам предприятия. "Это, мягко говоря, не рядовая ситуация, которой большинство компаний просто будут избегать", - отметил Щапов. Он не исключил, что у ФНС появятся новые возможности для вычисления удаленщиков-нерезидентов после создания единой базы военнообязанных. Тогда они смогут сами уже определять, кто должен попадать под повышенный налог, а кто нет, добавил парламентарий.
Комментарии
Сейчас НДФЛ для налоговых резидентов составляет 13%, если их доход не превышает 5 млн рублей, для сотрудников, зарабатывающих больше, ставка повышается до 15%. С потерей налогового резидентства работающие за рубежом по трудовым договорам россияне и сегодня уплачивают НДФЛ в размере 30%, объясняет эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Это относится как к трудовым доходам, так и к доходам, полученным, к примеру, от продажи имущества: квартиры, машины.
Кроме того, по словам эксперта, уже сегодня у ряда компаний есть практика, когда при неясном статусе сотрудника с него удерживается НДФЛ по ставке 30%, а потом при подтверждении статуса резидента налог пересчитывается в сторону уменьшения.
Прописанное в законе повышение относится к доходам россиян, утративших налоговое резидентство в России и работающих за границей по гражданско-правовым договорам и в качестве фрилансеров, считает Сергей Кузнецов, руководитель направления претензионной и судебной работы DSL Service.
При этом документ не меняет сами по себе критерии резидентства. "Обсуждался вариант, что налоги будут повышены для тех, кто является резидентом РФ, и именно этого все боялись. Но, как мы видим, этого не произошло", - говорит Саськов.
Эксперты сходятся в том, что законопроект усиливает ответственность работодателя, так как именно он зачастую знает о том, что его сотрудник находится за границей. И возлагает на него обязанность следить за статусом сотрудника и правильно исчислять налоги. В противном случае работодатель может столкнуться с риском начисления штрафов за неполное удержание налога, отмечает Кузнецов.
"Одна из важных поправок - вводится обязательство для иностранных компаний выступать налоговым агентом при выплате российским гражданам доходов, полученных в сети "Интернет", - рассказывает Саськов. Он приводит пример, что если раньше кипрская компания платила российскому блогеру, а он сам отчислял налоги, то теперь организация выступает налоговым агентом и должна сразу удержать налог.
Также законопроект вводит лимит на компенсации компаний за дистанционную работу. Эту лазейку компании начали использовать для снижения налогов. "Многие компании начали платить удаленным сотрудникам зарплату и компенсацию за удаленную работу, которая налогом не облагается", - говорит Саськов.
Теперь для таких компенсаций установлен лимит, и суммы, превышающие его, включаются в налогооблагаемую базу. Предложенные нормы, не искоренят дистанционную работу россиян из-за границы,считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Если речь идет о ключевых сотрудниках, работодатели возьмут на себя повышенную ставку налога в 30%, считает он.
Политолог Георгий Бовт обращает внимание на то, что увеличение налогов для уехавших сотрудников стало бы ошибочной мерой. Во-первых, это всегда приводит к сокращению их собираемости. А во-вторых, трудящиеся за границей россияне работают на российский ВВП.
Минфин в июле 2022 года подготовил поправки в Налоговый кодекс с требованием к российским компаниям удерживать НДФЛ 13% с налогового резидента, работающего за границей, и 30% - с нерезидента.
В ноябре министр финансов Антон Силуанов высказался за то, чтобы не менять статус резидентства для россиян, работающих за границей.
Глава минцифры Максут Шадаев выступал против "драконовских мер" в отношении работников IT-отрасли. И призвал создавать условия, чтобы специалисты захотели вернуться в Россию.
Подготовила Ирина Жандарова