Уже в конце марта стало ясно, что карантин не пройдёт бесследно для рынка труда. Опрос 1000 предпринимателей, который провёл в тот момент Центр стратегических разработок, показал, куда дует ветер. Представители 47% фирм сообщили, что увольнения либо уже начались, либо вот-вот начнутся. Большинство из тех, кто намерен сократить штат, отправили сотрудников на удалёнку или сократили количество рабочих часов, понизив зарплату. А к концу первой декады апреля на неполный рабочий день или 4-дневную неделю стали переходить уже крупные компании. Так сделали нефтехимический холдинг «Сибур» и РЖД. Торговая сеть «Спортмастер» вообще закрыла все свои магазины. А некоторые заводы, работающие на оборонку и принадлежащие государству, почти в полном составе стали уходить в плановые оплачиваемые отпуска.
Всего, по прогнозу Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, приостановка бизнеса до конца апреля может так или иначе ударить по 10 млн российских граждан. Многие рискуют долго не найти новую работу. «Самые большие увольнения и урезания зарплат происходят в ресторанном, туристическом, спортивном, образовательном бизнесе, где жизнь на время карантина полностью замерла. Следом пострадают небольшие производства, которые для них работают, а также сфера интеллектуальных услуг – маркетинг и разнообразный консалтинг. Минимальными будут сокращения на авиационном и железнодорожном транспорте, где работодатели крепко держатся за квалифицированных сотрудников», – считает председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
Люди, которым нужна работа, эти опасности быстро почувствовали и даже не пытаются сегодня трудоустроиться в кризисных отраслях. «Мы наблюдаем значительное снижение активности, например, в сфере ретейла, – рассказывает замгендиректора интернет-сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков. – В марте зафиксировано на 20% меньше откликов на вакансии продавцов-кассиров. А вакансия горничной заинтересовала на 30% меньше соискателей, чем раньше». В то же время идёт переток работников в дистанционную торговлю. Количество вакансий курьеров выросло на «Работа.ру» на 20%, а водителей – на 9%.
Кем станут продавцы?
Самый большой вопрос сейчас: как быстро экономика начнёт снова раскручиваться? «Если эпидемия в России закончится к 1 июня, всё лето бизнес будет зализывать раны и налаживать работу. Те, чьи доходы упали, начнут покупать в таких же объёмах, как раньше, только в сентябре. И затем ещё полгода, до весны 2021 г., уйдёт на выход из кризиса, – прогнозирует Гамза. – Сначала начнётся оживление в сфере услуг. Но многие ресторанчики и магазинчики уже не откроются. Потому их официантам и продавцам придётся переквалифицироваться. Кто-то вернётся из столицы в родную деревню и пойдёт в сельское хозяйство, где летом нужно больше рабочих рук. Кто-то устроится в интернет-магазины. Но в любом случае неквалифицированным работникам будет трудоустроиться проще, чем опытным, претендующим на более высокую зарплату».
Из промышленных предприятий без задержек вернут прежнюю форму те, кто обслуживает госзаказы и работает по долгосрочным контрактам. Труднее будет работающим для ТЭКа, притормаживающего сейчас из-за падения цен на нефть. И дольше всего будут подниматься производства, ориентирующиеся на конечного потребителя и сферу услуг, за исключением разве что пищевых.
Что будет дорожать в магазинах быстрее?
По данным опроса, который провела компания GfK Rus, 52% жителей больших и средних городов боятся роста цен на продукты больше, чем коронавируса. Но только ли еда подорожает в этот «коронакризис»?
Куда рванут цены на еду?
На тревоги граждан откликнулся премьер М. Мишустин. Он поддержал идею ограничить рост цен на самые нужные товары. А рост уже начался. За 4 недели, прошедшие с 9 марта, когда прыгнул доллар, Росстат зафиксировал сильное подорожание репчатого лука (+25%) и моркови (+14%), которые весной закупаются за рубежом. Среди других товаров массового спроса лидерами стали сахар (+16%) и гречка (+9%). Здесь инфляцию подтолкнул коронавирус, заставивший делать запасы.
«В прежние кризисы продукты всегда дорожали, но меньше, чем рос доллар. Импортной еды на прилавках только 20–30%, и импортёры в такое время понижают свою маржу, – говорит главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун. – Но сегодня на цены влияет ещё и пандемия. Она затрудняет закупку и доставку товаров. К тому же люди сидят дома, не зарабатывают, что сужает спрос и требует от правительства чрезвычайных мер. В итоге новые цены складываются под влиянием всех этих факторов, соотношение которых пока прогнозировать невозможно».
В то же время поставщики крупных торговых сетей, по данным Ассоциации компаний розничной торговли, уже повысили прайсы на продукты питания в среднем на 5–15%. А на некоторые товары они изъявили желание увеличить свои отпускные цены в 1,5 раза. В рознице рост будет меньше, но это мало успокаивает. Быстрее всего в такой ситуации подорожают продукты, которые Россия не производит, например, кофе, чай, цитрусовые.
Хорошо, что не введён карантин на селе и агропредприятия работают. Плохо, что угроза распространения коронавируса вызвала в марте рост мировых цен на пшеницу, который аукнулся и в России. Эксперты обещают, что цены упадут, когда пандемия отступит. Но пока этого не произошло, запасы зерна по старым оптовым ценам у мукомолов заканчиваются, и правительство решило начать продавать пшеницу из госрезервов.
Кто выиграет – люкс или масс-маркет?
Стремясь не потерять покупателей, продавцы одежды и обуви будут оттягивать повышение цен. В этих магазинах мы увидим новые ценники только летом. И рост на вещи разного класса будет разным. «Компании, работающие для массового покупателя, переключатся на товары более низкого качества. И если курс доллара будет в районе 75 руб., здесь подорожание начнётся с 10%. Цены на люксовую одежду вырастут больше. Летние коллекции могут подорожать на 20–25%, осенние – на 25–30%», – считает гендиректор Fashion Consalting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Чья сборка дешевле?
Как только прыгнул доллар, народ бросился покупать импортные ноутбуки и телефоны по старым ценам. Сегодня их запасы почти закончились, но цены пока держатся. «Рост начнётся в мае, когда в магазины поступит электроника, закупленная уже по новым контрактам. При этом импортные устройства подорожают вслед за долларом, меньше вырастут цены на цифровую технику, собираемую в нашей стране. Не будет сильного взлёта цен и на те телевизоры, холодильники и другую бытовую технику, которая теперь в основном выпускается в России, в том числе иностранными брендами», – прогнозирует старший консультант GfK Rus Андрей Серёгин.
На сколько повысят «коммуналку»?
С 1 июля по всей стране запланировано повышение тарифов на коммунальные услуги. В среднем по России сумма в платёжке за электроэнергию, холодную и горячую воду, водоотведение, отопление и газ должна вырасти на 4–5%. Внесёт ли пандемия коррективы в это повышение?
«По предварительным оценкам, платежи населения за ЖКУ в ближайшее время упадут на 50%. Потому что отменили штрафы за неуплату, многие остались без работы или физически из-за карантина не могут всё оплатить вовремя, – говорит председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. – Что же будет, если тарифы ещё поднять? Считаю, правительству надо отказываться от запланированного с 1 июля повышения, отложив его на 1 января 2021 г. Но тарифы всё равно будут повышаться. Те же водоканалы почти все реагенты покупают за рубежом, а значит, цены изменятся с учётом нового курса доллара».
Отложат ли подорожание «коммуналки», покажет время. А пока на портале проектов правовых актов появился проект приказа ФАС повысить с 1 июля оптовые цены на газ для населения на 3%. В ведомстве пояснили, что это ещё мало. Изначально была предложена индексация на 5%.
Когда и чем закончится пандемия?
До пика заболеваемости коронавирусом в России ещё неделя, полагает глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероника Скворцова. А как события будут развиваться дальше?
Внезапно наша жизнь будто разделилась на две части. Ещё вчера мы ездили на работу, гуляли в парках, ходили в театры, кино и музеи, а сейчас вынуждены сидеть в четырёх стенах. Улицы пусты, предприятия закрыты, жизнь поставлена на паузу. И каждый задаётся вопросом: когда всё это закончится?
Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Даже многочисленные эксперты – врачи и вирусологи, инфекционисты и эпидемиологи – расходятся во мнениях. Причина разногласий в том, что человечество впервые в новейшей истории столкнулось с подобной угрозой. К тому же нет точных данных о количестве инфицированных и тех, кто уже переболел, – для этого надо проводить массовое тестирование как на вирус, так и на антитела к нему.
Да и в число жертв COVID-19, судя по цифрам из Италии, зачастую заносят не только умерших ОТ коронавируса, но и умерших С коронавирусом, то есть тех, кто попал в больницу с этим диагнозом, но скончался от иных заболеваний – сердечного приступа, оторвавшегося тромба и пр. Таким образом, разные страны по-разному формируют статистику пандемии, отсюда неразбериха и отсутствие общего понимания, что происходит и когда это закончится.
Однако вероятные сценарии развития событий можно (и нужно) обсуждать. Вот что думают российские и зарубежные эксперты по поводу сроков пандемии и продолжительности защитных мер.
Вариант первый: один-два месяца
Главный инфекционист ФМБА Владимир Никифоров убеждён, что в России вспышка COVID-19 завершится к лету. Пик заболеваемости приходится как раз на эту неделю – дальше начнётся спад.
«Если брать стандарт таких вспышек ОРВИ (а коронавирус, как ни крути, относится к ОРВИ), то обычно идёт вот такой подъём, а потом спад. И спад длится где-то 10–12 недель, – говорит Никифоров, – так что к лету всё закончится, это точно». Главный инфекционист Минздрава Елена Малинникова солидарна с коллегой, но делает оговорку: вспышки COVID-19 будут наблюдаться и летом, просто они будут точечными.
Это самый оптимистичный сценарий. Он основан на предположении, что коронавирус будет вести себя так же, как все другие возбудители ОРВИ, и что его вирулентность (говоря по-простому, заразность) постепенно при передаче от человека к человеку снижается. Сценарий также подтверждается математической моделью, разработанной в Центре стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава. Первый вариант развития событий в этой модели считается нейтральным: в России COVID-19 переболеют 28 тыс. человек, погибнуть могут до 2,3 тыс. Пик эпидемии придётся на середину апреля, а продлится она до конца июня.
Вариант второй: три-четыре месяца
Второй вариант учёные из Центра стратегического планирования называют негативным. Согласно ему, коронавирусной инфекцией в нашей стране заболеют до 120 тыс. человек. Расчётное число летальных случаев – 12 тыс. Пик эпидемии будет зафиксирован в начале мая, её длительность – до конца июля.
Во всём мире учёные усиленно работают не только над вакциной, но и над тестами, которые дадут более полную картину пандемии. После проведения развёрнутого тестирования станет ясно, каково истинное число переболевших (зачастую COVID-19 протекает бессимптомно), кого следует ещё подержать в изоляции, а кому можно разрешить выходить из дома и перемещаться по городу. Тогда, возможно, вновь откроются малые предприятия по оказанию услуг, кафе и магазины, хотя крупные многолюдные мероприятия по-прежнему будут под запретом.
Этот сценарий займёт 3–4 месяца. По мнению профессора из Гарвардской школы общественного здравоохранения Уильяма Хэнэджа, он наиболее вероятен: «Жизнь начнёт возвращаться в своё русло. Например, рестораны снова откроются, но будут пускать в залы меньше посетителей».
Вариант третий: до 12 месяцев
Вирусологи уверены, что с приходом жары эпидемия пойдёт на спад: возбудитель инфекции плохо переносит высокие температуры. Но что, если его приспособляемость к условиям окружающей среды изменится? Ведь коронавирус, находясь в организме людей, тоже эволюционирует.
«Мы пока не знаем, как он поведёт себя в разные времена года. Если летом коронавирус продолжит распространяться с той же скоростью, что сейчас, ситуация не улучшится. Об этом мы узнаем в ближайшие 2–3 месяца», – считает Эндрю Ноймер из Калифорнийского университета в Ирвайне.
Сценарий живучего в летние месяцы коронавируса предполагает, что пандемия продлится не менее года, пока подавляющее число населения Земли не переболеет инфекцией и не приобретёт к ней иммунитет. В этом случае болезнь перестанет передаваться с такой скоростью и вспышка угаснет. Хотя к тому времени от неё погибнет очень много людей.
Вариант четвёртый: больше года
Если пандемия затянется на столь долгий срок, всё будет зависеть от успехов учёных, разрабатывающих вакцину. На это уйдёт никак не меньше года.
«Понадобятся тщательные молекулярно-биологические исследования заражённых клеток, знания о том, как вирус взаимодействует с клеткой и заставляет её производить дочерние частицы, работа с заражёнными модельными животными и т. д., – поясняет доктор биологических наук Константин Северинов. – И главное – понадобится время. Объявленных 11 месяцев для разработки вакцины недостаточно. Даже если речь не идёт о применении уже одобренного в какой-то форме лекарства, 11 месяцев – это всё равно очень мало. Создание специфического нового лекарства сродни поиску чёрной кошки в чёрной комнате. Не исключено, что его так и не найдут».
Если вакцину так и не сделают, возвращение к прежней жизни затянется на срок больше года. Хотя можно ли будет назвать эту жизнь прежней?