Сегодня Северный Кавказ пребывает в стадии активного наращивания инвестиционной привлекательности, потенциал региона оценивают в 1,8 трлн рублей. В СКФО высокую ставку делают на туризм как очевидную точку роста местной экономики. «Хотя, понятно, это не единственная перспектива. Но в регионе есть природные и культурные особенности, — заявил генеральный директор АО “Кавказ.РФ” Андрей Юмшанов. — У жителей республик есть большой культурный багаж, который востребован, и это показывают данные по туристическому потоку». АО «Кавказ.РФ», работающее с 2010 года, отвечает за развитие значимых проектов в регионе. Компания создана правительством для управления местными особыми экономическими зонами, привлечения инвестиций в проекты на их территории. Единственный акционер — Минэкономразвития, которое привлекает средства крупных банков — Сбера, Внешэкономбанка.
На Кавказской инвестиционной выставке в мае 2023 года зампред правительства Александр Новак отметил, что за прошлый год регион принял 3,8 млн туристов — на 25% больше, чем годом ранее. Предполагают, что мощным драйвером развития Кавказа станет национальный капитал, который поймет, «что инвестировать надо в России». Как отмечал Юмшанов, туризм всегда тянет за собой другие экономические направления, малый и средний бизнес.
С кавказским размахом
Во всех субъектах СКФО есть «места силы». Республики Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания и Ставропольский край — все могут похвастаться собственными достопримечательностями, местной кухней и традициями, уникальным природным ландшафтом. Регион занимает всего 1% территории России, хотя проживает здесь 7% населения — около 10 млн человек.
В мае в Минеральных Водах прошла первая Кавказская инвестиционная выставка. Мероприятие огромное по масштабу: лезгинка на открытии, три тысячи зарегистрированных участников, международные делегации, десятки журналистов. На выставке премьер-министр Михаил Мишустин осмотрел стенд «Кавказ.РФ». Андрей Юмшанов рассказал ему о ключевых проектах госкорпорации, включая Каспийский прибрежный кластер — всесезонный рекреационный комплекс: 260 гектаров песчаного пляжа с красивыми видами, на которых расположат современную инфраструктуру для отдыха. Кластер будет находиться рядом с Дербентом в Дагестане. «По нашим оценкам, примерно 72 миллиарда рублей возможны частные инвестиции», — отметил Юмшанов и уточнил, что на данный момент конкретных инвесторов нет. Мишустин поинтересовался, зачем проектную документацию заказывают, если нет инвесторов: «Если вы делаете большой мастер-план, проектно-изыскательские работы, собираетесь заказать проектно-сметную документацию, мне кажется, самым важным здесь является работа с частными инвесторами». В «Кавказ.РФ» сообщили, что есть договоры о намерениях с потенциальными инвесторами. «Любой специальный инфраструктурный проект, который на сегодняшний день государство задумало, он обязательно должен обсуждаться с инвесторами, которые будут туда приходить», — еще раз продекларировал точку зрения правительства Мишустин. Ранее замглавы Минэкономразвития Сергей Назаров сообщал прессе, что на стартовую инфраструктуру объекта уйдет 10 млрд рублей. Запуск намечен на 2026 год.
Еще один фокус в регионе — модернизация действующего курорта «Эльбрус», который сейчас ежегодно посещают 600 тыс. туристов. «Мы эксплуатируем курорт, расширяем зону катания, в перспективе она будет порядка 35 километров, и мы планируем, что к 2025 году турпоток будет порядка миллиона туристов», — рассказал Андрей Юмшанов. В планах «Кавказ.РФ» — восстановить легендарную горную базу для альпинистов на высоте 4100 метров «Приют 11». Гостиница в течение 60 лет была самой высокогорной в СССР и России, пока не сгорела в 1998 году. Объект планируют восстановить к 2025 году. Сейчас на Эльбрусе 17 км трасс, в общей сложности около 1000 мест размещения, включая частный сектор. В новогодние праздники «Эльбрус» посещало больше 5000 гостей в день. В декабре прошлого года здесь открыли новую ярмарочную площадь — идея была в том, чтобы перевести стихийную торговлю в организованное пространство. На площади 4500 кв. м разместили несколько павильонов контейнерного типа. В момент осмотра площади ни одного покупателя там замечено не было, в отличие от самодельных столов-прилавков у подножия Эльбруса, куда все обязательно заглядывали.
На выставке курорт «Архыз» в Карачаево-Черкессии приводили в качестве примера грамотного и эффективного использования бюджетных инвестиций. Инфраструктура курорта возведена на бюджетные средства, а недавно продана со значительной выгодой инвестору — Александру Ткачеву, экс-губернатору Краснодарского Края. Инвестор взял на себя обязательства вложить 40 млрд дополнительного финансирования в объект и построить там отели, трассы, подъемники. Общие вложения в курорт в «Кавказ.РФ» оценили в 23 млрд рублей. Компания «Горные вершины», связанная с Ткачевым, в ходе торгов предложила заплатить за курорт на Архызе 24,2 млрд рублей. Объект перейдет в стопроцентное владение инвестора после выполнения им обязательств. Сегодня Александр Ткачев и его семья напрямую или через аффилированных лиц владеет множеством туристических и развлекательных объектов, включая курорт «Красная Поляна» в Сочи вместимостью 10 тыс. мест, игорную зону «Красная Поляна», Сочи Парк, винодельню Chateau de Talu в Геленджике, Ялта Парк в Крыму, будущий курорт «Лагонаки» в Адыгее.
Одно из предложений Ткачева — построить дорогу между Архызом и Красной Поляной: «Сегодня дорога из Красной Поляны в Архыз на автомобиле занимает 1315 часов — ну кто поедет? Если мы построим дорогу, мы получим самый крупный в России туристический кластер. Это будет наш Куршевель». Архыз принимает два миллиона туристов ежегодно, к 2030 году эта цифра, по словам Ткачева, должна удвоиться.
Можно ли сравнить Куршевель с Архызом и Красной Поляной? Курорт в Альпах строили в 1946 году как «народный», желая поставить на лыжи максимальное количество обычных людей. Эту же идею высказывает и Ткачев, приводя цифры: «Каждый пятидесятый у нас катается на лыжах, а в Европе — каждый пятый. Многие россияне еще не знают, что завтра они встанут на лыжи, потому что это модно». Инвестор объясняет, что раньше русского туриста буквально выталкивали за границу: «Семь миллионов ездило в Турцию, восемь миллионов — в Азию, миллион человек ежегодно отдыхал на горнолыжных курортах Европы. Они вывозили туда миллиарды». Ну а сейчас отрасль и рынок меняются, Северный Кавказ становится привлекательней. «То, что здесь создано, гораздо лучше, чем Альпы», — утверждает Ткачев.
Город-сад Мамисон
Еще один якорный проект «Кавказ.РФ» связан со строительством всесезонного курорта будущего «Мамисон» в Северной Осетии, его ждут больше пятнадцати лет. Два месяца назад в госкорпорации сообщили: подрядчики приступят к активной стадии строительства до лета и начали работы по объектам внешней инфраструктуры. Согласно данным, полученным «Экспертом» от пресс-службы «Кавказ.РФ», сейчас идет корректировка документации по планировке территории. Документами предусмотрено строительство 65 горнолыжных трасс протяженностью 94,2 км, 25 канатных дорог, 12 тыс. мест размещения, заведений общепита почти на 5000 посадочных мест. Ожидают также появления на курорте аквапарка, бассейна, центра бальнеологии, горного парка развлечений с родельбаном, зиплайном и веревочным парком.
Предполагают, что курорт заработает в 2024 году, туристический поток составит 20 тыс. человек. В 2028 году на «Мамисон» должны приехать 270 тыс. туристов, тогда на курорте уже будет пять канатных дорог, 43 км трасс, 2700 мест размещения. Поток туристов к 2030 должен вырасти до 350 тыс. человек.
По последним данным, общая стоимость всех работ по возведению всесезонного горно-рекреационного курорта — 19 млрд рублей, из них частные инвестиции — больше 10 млрд рублей. Цифры приводило ИА «Интерфакс-Юг» в апреле 2023 года.
На данный момент есть только один зарегистрированный резидент — ООО «Мамисон». В его планах — вложить больше 8 млрд рублей и создать 1600 мест размещения. «На первом этапе до 2024 года построим основную часть объектов в центре поселка Калак (другое название Мамисона. — “Эксперт”), включая отели, коттеджи, рестораны. Еще одно важнейшее направление деятельности для нас в составе горнолыжного комплекса — санаторно-курортное лечение. Планируем разработку месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов на территории курорта. Будем предлагать гостям услуги спа-комплекса на основе термальных источников», — заявил в середине 2022 года генеральный директор ООО «Мамисон» Данил Гуриев.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», бенефициар ООО «Мамисон» — Владимир Гуриев, Данил — его сын. Владимиру Гуриеву 68 лет, он является совладельцем Новоангарского обогатительного комбината и Горевского горно-обогатительного комбината. Помимо туристических объектов Гуриев занимается меценатством, восстанавливает местные культурные и спортивные объекты, является президентом футбольного клуба «Алания».
В момент официального объявления о новом резиденте курорта «Мамисон» в пресс-службе «Кавказ.РФ» заявляли, что к сезону-2023/24 построят базовую инфраструктуру: «К открытию будут работать 20 километров горнолыжных трасс и сноупарк. На высоту 2900 метров гостей будут поднимать две канатные дороги — гондольный и кресельный подъемник».
В конце апреля этого года появились еще три потенциальных будущих резидента: ООО «Талисман Мамисон», ООО «Альпака», ООО «КУОГ Мамисон». Инвесторы хотят вложить 6,5 млрд рублей, построить спа-центры, рестораны, пункты проката инвентаря и возвести три четырехзвездочные гостиницы на 663 места размещения.
У корреспондента «Эксперта», посетившего место будущего курорта в мае 2023 года, появились сомнения в том, что строительство в принципе ведется или вот-вот начнется: у подножия горы стояли три спецмашины, на плато — несколько туалетов и бытовок. Сомнения разделяет и Дмитрий Богданов, председатель правления Ассоциации отельеров АМОС: «Честно сказать к проекту “Мамисон” и у меня, и у целого ряда экспертов федерального уровня есть очень много вопросов. Мы уже не первый год слышим про этот проект, про перспективы, слышим реально красивые описания. Но не видим того хода реализации, который наблюдали на курорте “Красная Поляна”, где из месяца в месяц на протяжении нескольких лет шла серьезная планомерная масштабная работа, где каждый день работали бульдозеры и экскаваторы». Богданов говорит, что своими глазами видел, как кипела трудовая деятельность: лили бетон, возводили строительный кран, стояли цементовозы в очередь на разгрузку, появлялись стены, монтировали канатные дороги. «У всех, кто был в это погружен и задействован в проектах не единожды, возникает много вопросов по курорту “Мамисон”. Может быть, осетины тоже долго запрягают, но быстро едут. И мы увидим некий подвиг, когда буквально за два года появится город-сад», — размышляет Дмитрий Богданов.
Что касается приведенный «Кавказ.РФ» цифр по будущей посещаемости курорта, то в них трудно поверить, когда стоишь буквально в нетронутой рукой человека горной долине. «Если это будет 20 тысяч экскурсантов, которые просто приедут, посмотрят там на что-то и уедут обратно без ночевки — ну, может быть, успеют сделать, — предполагает Богданов. — Что приедут покататься хотя бы на пять-семь дней — на самом деле есть сомнения. Но вполне возможно, что я не имею полной информации об уровне готовности курорта. Ну и по временному плану его возведения. Мои оценки могут не соответствовать реальному положению».
Не разделяет сомнения в отношении будущего «Мамисона» Александр Тертычный, основатель и директор хилинг-проекта «Грин Флоу», он строит отели и оздоровительные центры по всей стране от Итурупа до Калининграда (подробнее см. «Зеленые паруса», «Эксперт» № 9 за 2023 год): «Если проектная документация согласована, получено положительное заключение и разрешение на строительство, выбран генподрядчик и в летнем сезоне этого года начнется активный этап строительства — реализация проекта к зимнему сезону-2024/25 достижима». Не вызывают у Александра вопросов и ожидаемый турпоток, всесезонный характер и в целом привлекательность объекта. «Учитывая расположение Северо-Кавказского региона в плотно заселенной части страны, куда можно за два-три часа добраться не только из любой точки России, но и из ближайших стран, перспективы у курорта привлекательные», — считает Тертычный.
На вопрос «Эксперта» о ходе реализации объекта в пресс-службе «Кавказ.РФ» заявили: «Впереди два больших строительных сезона. Зимой в горах нельзя строить. Конечно, никто не застрахован от форс-мажоров, но пока идем в графике. Наша компания строит канатки, дороги и коммуникации. Резидент — гостиницы и развлечения».
«Алания Парк» — еще один амбициозный проект крупнейшего всесезонного тематического парка в СКФО, и снова от Владимира Гуриева. Общий объем финансирования объекта — 3,2 млрд рублей. Строительство парка началось в 2020 году. Планировалось запустить его в 20222023 годах. К этому времени ожидали гостиниц, сервисного центра, учебных склонов, тюбингов, кафе, аттракциона «по типу американских горок». Прессе Владимир Гуриев сообщал об ожидаемом потоке посетителей в 350 тыс. человек в первый год.
Согласно новым данным, первый этап реализации проекта запустят в 2024 году, к этому времени ждут подвесную пассажирскую дорогу, горнолыжную трассу, маршруты для велопрогулок, заведения общепита. В осетинском парке будут представлены как развлекательная часть, так и культура народов мира. На объекте хотят возвести 30 площадок, включая планетарий, каток, аквапарки. Владимир Гуриев уверен в успехе обоих своих проектов. Он ожидает, что войдут в топ-5 или в топ-3 мировых парков развлечений.
Долгострой или жертва обстоятельств?
История возведения курорта «Мамисон» уходит в далекий 2008 год. Тогда в рамках программы «Юг России» хотели построить спортивно-туристический кластер в Мамисонском ущелье Алагирского района. В 2010 году здесь создали особую экономическую зону. До 2014-го в районе появились линии электропередачи, автодорога Зарамаг — Мамисон, подстанционное хозяйство, водозаборы и водопроводные сети. Но в действие их не ввели, занялись проектно-изыскательными работами.
Проработанный проект курорта «Мамисон» представили в 2014 году: уникальное расположение на двух плато 2200 метров и 4200 метров, склоны без лесных насаждений. Исходя из начальных намерений к 2023 году должны были построить заведения общепита, магазины, пансионаты, СПА-центры, горнолыжную инфраструктуру, включая два подъемника. Запустить курорт хотели в 2024-м, открыв первые маршруты общей протяженностью 20 км. В планах — круглогодичное пребывание туристов: в летнее время рафтинг на реках, пешие походы по тропам в горах, осмотр достопримечательностей — аулы, церкви, святилища. Но инвесторов не нашли, бюджетное финансирование остановили. В 2016 году лишили курорт статуса ОЭЗ.
В 2017 году Сергей Меняйло, глава Республики Северная Осетия — Алания, на встрече с президентом начал разговор о возобновлении строительства «Мамисона». Через год на разработку проектно-сметной документации из федерального бюджета выделили 100 млн рублей, из республиканского — 20 млн рублей. В 2020 году курорту вернули статус ОЭЗ. В это же время в пресс-службе Главгосэкспертизы РФ сообщили, что одобрен первый этап строительства курорта до 2024 года за счет федерального и республиканского бюджетов, его общая стоимость — 7,4 млрд рублей. Работы предполагали вести в несколько этапов. На первом планировали до 2023 года построить две канатные дороги, почти 15 км горнолыжных трасс, здание сервис-центра, инженерную инфраструктуру.
В декабре 2022 года в СМИ широко осветили торжественное открытие реконструированного тоннеля в районе Зарамагской ГЭС, который ведет к курорту. Во вступительной речи председатель правительства республики Борис Джанаев заявил, что «все идет в штатном режиме». И по плану курорт начнет работу в 2023 году, а весь комплекс сдадут в 2024-м.
Сервис по запросу
Вынужденный туризм — такой становится отрасль в ловушке закрытия границ. Турист выбирает места отдыха не сердцем, а кошельком и географической доступностью объектов. Рост спроса — ожидаемое последствие. По мнению президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, «Красная Поляна» и другие горные курорты Сочи перегружены. Он считает, что в таких условиях логично и перспективно развивать «Архыз» и Приэльбрусье. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко предсказывал внутренний туристический поток в зимнем сезоне-2022/23 в размере 18 млн туристов. Он отмечал востребованные направления: Архыз, Красная Поляна, Приэльбрусье, Домбай, Хибины, Шерегеш.
Но не лыжами едиными, и в летнем сезоне 2023 года эксперты отмечают рост интереса к оздоровительному отдыху. По словам генерального директора компании «Мультитур» Юлии Высокановой, в этом сезоне в топе — здравницы Кавказских Минеральных Вод, интерес к ним вырос на 30%. «Многие качественные санатории уже практически на стопе, другие присылают уведомления об остановке продаж». Любопытно, что в этом году отдых в Кавминводах подорожал на 1015%, по оценке «Мультитура» бюджетное размещение обойдется в 30005000 рублей на человека в сутки. Коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах также отметила, что в отличие от пляжного и экскурсионного, санатории — единственный вид отдыха в России, по которому выросла глубина продаж.
Рынок, естественно, реагирует на роста спроса. Но как реагирует? Какого уровня отели появляются, какой сервис они предоставляют? Проблема низкого уровня сервиса — ключевая для Кавказа. Направляющийся из международного аэропорта Владикавказ обеспеченный турист — едет он в «новый Куршевель» — будет ожидать и соответствующего придорожного сервиса, а не сомнительного рода кафе и уличных туалетных кабинок. Удастся ли решить проблему на новых курортах? Станет ли Кавказ российской версией Французских Альп?
Вопрос сервиса затронул в ходе одного из выступлений на Кавказской инвестиционной выставке Александр Ткачев, он также объяснил, что в период строительства кластера «Красная Поляна» проблему с сервисом решили за счет прихода крупных международных отельных сетей и известных брендов — те задали тон, уровень сервиса начал вытягиваться. Но произойдет ли это на Кавказе? Кто из сетей готов прийти и начать стройку в неосвоенных территориях? На пресс-конференции в Минеральных Водах Андрей Юмшанов объяснил журналисту «Эксперта»: «Минимальный стандарт обеспечат те отельеры, которые работают на территории РФ. Этот сервис на сегодняшний день приемлемый, и он работает везде. Необходимости прибегать к иностранным консультантам нет». Юмшанов сделал акцент на местной культуре, он ждет синергии сервиса и культурных особенностей региона: местной кухни, традиционной одежды, «фишек» гостеприимства. «Это будет запрос потребителей, рынок сориентируется», — подытожил Юмшанов.
Сервис — это обучение персонала, привитие норм, обучаемые должны ясно представлять запрос и понимать ожидания клиента. Если в регионе есть известные сети или сильные бренды, то текучка персонала быстро приводит к росту уровня сервиса. Так случилось в Сочи. Замглавы Минэкономразвития Сергей Назаров разъясняет: опыт Сочи хорош, там появились и обучающие центры, на Кавказе их нет. Однако существуют другие подходы: можно вывозить персонал за рубеж. «На моем опыте есть одна компания, я сильно сомневался в их успехе — они построили один отельный комплекс. Потом через год или полтора посмотрел, что там у них. Собственник компании взял делегацию — 50 человек обслуживающего персонала — и отправил их в Австрию. И там они полгода жили и учились». По словам Назарова, на Эльбрус сейчас приходит сеть «Азимут»: «Как раз то импортозамещение, о котором мы говорим». Еще одна надежда будущего Кавказа — Александр Ткачев, стратегический партнер на курорте «Архыз». У него есть база и понимание требуемого сервиса.
Обучение персонала — одна из проблем, другая — заманить его на отдаленные от населенных пунктов курорты посреди гор. Однако Александр Тертычный считает, что проблемы с сотрудниками не возникнет — на Кавказ легко привлекут персонал из других регионов. «Это мировой тренд: на большинстве курортов значительная часть сотрудников сферы сервиса и туризма приезжают из самых разных городов и даже стран. Это особый склад людей, легких на подъем, они много ездят по миру, набираются опыта в самых разных местах, путешествуют и работают». Тертычный говорит, что в его отеле на «Розе Хутор» около 90% персонала — из других городов России. Предприниматель убежден: мультикультурная среда в отеле в отеле позволит создать сервис высокого уровня. На вопрос «Эксперта», планирует ли предприниматель строить хилинг-отель на Кавказе, Тертычный ответил: «Такая идея есть. Я лично трижды был в Приэльбрусье, но место под отель пока не рассматривал. У нас много проектов. Будет время, обязательно нужно будет поискать “места силы” в регионе».
Французский опыт
Бывший мэр коммуны Куршевель Филипп Мюнье рассказывал в одном из интервью, что цель создания в 1946 году горнолыжной станции «Куршевель 1850» была в том, чтобы массово завлечь людей кататься. И добиться этого удалось благодаря правильно выбранному месту. На высоте 1850 метров достаточно снега и есть прямой доступ к «зеленым» трассам для легкого катания, поэтому новички могут комфортно дойти до трассы. «Первыми инвесторами были как местные жители, так и приезжие, инфраструктура сформировалась достаточно быстро», — говорит Мюнье.
Славу мирового курорта Куршевель заработал в 1960-е — в горы ринулись богатые парижане и бельгийцы. Отличный сервис, удобная инфраструктура, притягательные горные ландшафты убедили состоятельных людей: здесь место, где «нужно обязательно бывать». Движение в сторону люкса шло постепенно: появились роскошные отели, приехали англичане, а потом, в 1990-е годы, — русские. «Сегодня мы настоящий международный курорт: к нам приезжают туристы из 45 стран, 70 процентов гостей — иностранцы, 30 процентов — французы», — рассказывал Мюнье несколько лет назад.
Курорт Куршевель расположен на пяти разных уровнях, больше 600 км трасс. Малоснежную зиму спасают 2100 пушек. Всего здесь порядка 36 тыс. спальных мест: 46 гостиниц и 850 классифицированных апартаментов. В 2018 году мэр рассказывал, что число катающихся французов стало падать, а потому решили диверсифицировать средства размещения: «Мы ни в коем случае не желаем отказываться от люксового статуса, но хотим строить и отели три-четыре звезды». Шале La Datcha во Французских Альпах построил Олег Тиньков, он и сам там проживал, и сдает его гостям: дом рассчитан на 10 взрослых, имеет пять спален, wellness-зону с бассейном и тренажерным залом, ледяной фонтан. Еженедельная стоимость аренды шале начинается с 79 тыс. евро. Мюнье отмечал, что подобные частные инициативы для курорта желательны, ведь Тиньков предоставляет «теплые кровати», в отличие от «холодных» — когда собственник держит шале только в личных целях и приезжает сезонно.