В эфире сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол на тему «Война полов: почему женщины становятся сильнее мужчин». Наши эксперты — психологи, адвокаты, тренеры личностного роста — пытались выяснить, почему современные мужчины все чаще отдают инициативу женщинам. Дамы активно идут в бизнес и органы власти, рожают детей «для себя» и часто уже не надеются на помощь сильного пола. Чем это объяснить? Что сделать, чтобы мужчины вновь стали мужчинами, а женщины — женщинами?
Разговор получился жарким. Иногда участники круглого стола настолько рьяно аргументировали свои позиции, что ведущим приходилось говорить «Стоп» и прекращать дискуссии гостей. Очень уж взволновала всех тема.
ВОСПИТЫВАЮТ МАМЕНЬКИНЫХ СЫНКОВ
Вера Волкова:
Проводя много лет семейные консультации, я выяснила: женщины в последнее время становятся сильнее. Причем — вынужденно, потому что психологически слабеют мужчины. Причин тому несколько. Одна из главных — нехватка мужчин. Многие гибнут в результате войн — сначала Афганистан, потом Чечня, кто-то спивается, кто-то уходит в наркотики и криминал. Конечно, алкоголь и наркотики — тоже признак слабости. А причина слабости в том, что воспитывают мужчин, как правило, женщины.
Папы либо не было никогда, либо он был, но ушел, либо от воспитания детей самоустранился. В результате мальчик привыкает, что все вопросы в семье решает мама. А когда он вырастает, то подсознательно ищет женщину, похожую на мать, которая решит все возникающие проблемы. Но даже такую жену он найти часто не может. Мама, стремясь сохранить влияние на сына, отвергает любые кандидатуры.
Юрий Казаков:
Дело в том, что в последние десятилетия изменились экономические реалии. Женщина сама может зарабатывать, сама содержать себя и ребенка. Чисто экономически мужчина ей нужен меньше. Отсюда и другое отношение. Женщина, часто зарабатывая не меньше мужа, уже предъявляет ему высокие требования. Он для нее не «хозяин», а равноправный партнер. При этом многие мужчины с ролью равноправного партнера не справляются, ибо еще не привыкли к ней.
ВСЕ ДЕЛО В ДИСКРИМИНАЦИИ
Наталья Биттен:
На самом деле, к сожалению, женщины, как социальная группа, до сих пор дискриминированы. И тот факт, что они начинают обретать самостоятельность и составлять мужчинам конкуренцию, им очень не нравится. Конечно, удобно, когда женщина вынашивает и рожает тебе детей, стирает твои носки, убирает квартиру. И если она в какой-то момент вдруг отказывается выполнять эту работу и становится экономически самостоятельной, мужчин это раздражает. Отсюда и война полов.
Эд Халилов:
Вся проблема в том, что современный мужчина — продукт женского воспитания. Мама, воспитатель в детсаду, учительница в школе, преподаватель в университете — женщины постоянно решают, что ему делать и как жить.
Я уже несколько лет тренирую парней в мужских проектах и вижу: многие просто затюканы мамами и другими женщинами. А нужно твердое мужское воспитание — именно оно дает характер. Поэтому мальчиков, я думаю, имеет смысл отдавать в спортивные секции с тренером-мужчиной, а парням идти в армию.
Екатерина Дворникова:
В современной семье мальчики воспитываются именно мальчиками, а не мужчинами. Когда мама готова заботиться о сыне всю жизнь, они вырастают инфантильными. И когда такой выросший мальчик все-таки женится, он требует от жены такого же поведения: стирай, готовь, убирай, заботься обо мне! Даже если он научился зарабатывать, то в финансовой сфере никогда высот не достигнет, потому что не уверен в себе.
Эд Халилов:
Да к тому же еще и зажат! У современного мужчины огромное количество комплексов и внутренних ограничений. Но главная беда даже не в этом. Современный мужчина не готов брать на себя ответственность. У него горизонт планирования очень узкий. Он ищет, где можно взять легко, быстро и лучше прямо сейчас. Посмотрел телевизор, выпил пива, лег на диван.
У женщины же горизонт планирования намного дальше. Они понимают, что на мужчину надежды мало, что нужно прокормить себя и ребенка, поэтому и идут зарабатывать.
Петр Домбровицкий:
Женщины действительно становятся морально и физически сильнее, чем мужчины. Посмотрите, что делается в судах! Адская работы судьи, которая вынуждена вести поток дел — женская прерогатива. Кстати, именно поэтому дети при бракоразводных процессах, остаются, как правило, с матерями — потому что судьи — женщины...
Вера Волкова:
...потому что материнский инстинкт. А отцовского инстинкта, как психолог вам скажу, в природе не существует!
Екатерина Дворникова:
Многие спрашивают: «А где отцы?! Почему они детьми не занимаются?» Как бизнес-консультант отвечу — они зарабатывают деньги. Специфика российского бизнеса в том, что он очень и очень проблемный. Часто собственник просто не может делегировать полномочия наемным сотрудникам и вынужден все делать или хотя бы контролировать самостоятельно. Он буквально живет на работе и работой. А семья, к сожалению, проходит мимо. От сыновей наши успешные отцы откупаются: скутер, мотоцикл, автомобиль, деньги на образование… А воспитания — никакого.
Наталья Биттен:
При этом, обратите внимание, доля женщин в российском бизнесе — всего 3–5 процентов. Они бы и рады доверить воспитание детей отцам, а самим расти, развиваться, зарабатывать деньги, но их в бизнес не пускают мужчины. Есть определенные позиции, выше которых женщина ни в бизнесе, ни в госслужбе никогда не поднимется.
СУГУБО МУЖСКАЯ ИСТОРИЯ
Екатерина Дворникова:
Соглашусь. Бизнес в России — это сугубо мужская история.Женщин реально не пускают на места, где нужно не исполнять чью-то волю, а принимать решения. Иногда в кулуарах мужчины приводят мне такой аргумент: многие «бизнесовые» вещи мы обсуждаем в бане с бокалом. Ну что там женщина может делать? Именно поэтому успеха в бизнесе достигают лишь очень немногие женщины.
Эд Халилов:
Я очень не завидую этим дамам. Посмотрите на Ангелу Меркель — ну очень нервозная дама. Проблема еще и в том, что сильная женщина автоматически начинает ломать мужчину, который находится с ней рядом. Она его гнет, гнет, пока тот не становится жиденьким. Когда случается серьезная ситуация — мужик ломается, она его выбрасывает, ищет следующего и тоже ломает. У сильных женщин, как правило, очень тяжелая личная жизнь.
Юрий Казаков:
Не совсем согласен. Когда женщина или мужчина обретают власть — хоть в политике, хоть в бизнесе, их поведение меняется. У женщины, достигшей власти, меняется гендер — социальный пол, начинают преобладать мужские черты — например, авторитаризм, не свойственный женскому началу.
Наталья Биттен:
Безусловно. Как только женщина обретает новую социальную роль, то обретает и новые качества и характера, и личности. И это хорошо! Потому что любой человек должен уметь управлять собой, другими людьми и всей своей жизнью. Но давайте же не будем противопоставлять мужчин и женщин. Нам пора перестать выяснять, кто круче, и стремиться к партнерству. Проблема в том, что в любых отношениях с женщиной мужчина стремится либо к господству, либо к подчинению, но почти никто не говорит о партнерстве, к которому призывают феминистки.
ЕСЛИ МУЖ ОБЕСПЕЧИВАЕТ
Петр Домбровицкий:
Если муж станет достаточно зарабатывать, то, я убежден, большинство женщин не будут стремиться работать.
Наталья Биттен:
Да почему вы так решили? Вот чисто мужское поведение! Говорить за женщин, да еще и за всех разом!
Екатерина Дворникова:
Выйдет ли женщина на работу, если муж обеспечивает, зависит от ее системы ценностей? Если ей интересно саморазвитие и стремление к чему-то новому, то она будет работать. Я, например, пишу в свободное время маслом, меня это занятие развивает. Но из бизнеса все равно не уйду никогда, потому что люб лю решать сложные задачи и видеть результат.
Вера Волкова:
Ко мне на консультацию часто приходят умные, образованные, самореализованные женщины. Но все они мечтают прежде всего о семье, о ребенке и находиться дома. Достижение женщиной каких-то вершин — это чаще всего замена того, чего они не могут достигнуть в личной жизни. Нет мужа — делаю карьеру, пишу диссертацию, пишу картины. Но на первом месте все-таки — это любовь и создание семьи, а все остальное — вторично.
Юрий Казаков:
Согласен, но, как я убедился, и мужчина, и женщина при любом уровне благополучия все равно будут стремиться работать. Потому что только во взаимодействии с другими людьми человек может самоутверждаться. Даже жены олигархов, которых мы опрашивали, говорят: хочу работать, потому что мне важно обсудить с подругами результаты своего труда.
Наталья Биттен:
Давайте увидим проблему шире. Вот почему-то перед мужчиной не стоит выбор — карьера или семья. Мальчиков изначально социализируют как людей, к семейной сфере непричастных. За семейную сферу полностью ответственна женщина. А девочек социализируют так, что у нее обязательно должны быть семья и ребенок. Поэтому даже самые успешные, самые реализованные женщины в силу этих установок считают себя несколько неполноценными, если у них этих составляющих нет. А мужчины так не считают. Ему вообще все равно! Женат, разведен — карьера движется, значит все отлично.
Эд Халилов:
Не соглашусь! Женщина очень сильно влияет на мужчину. Если она умная, то мужчина будет идти по жизни большими шагами! И ей будет хорошо, потому что за успешным мужчиной — как за каменной стеной.
Наталья Биттен:
Вот в том-то и проблема, что женщина в нашем обществе может реализоваться только благодаря мужчине, и только если он «стена» или «паровоз». А если она попытается что-то сделать сама, ее все равно назовут неполноценной — потому что не замужем.
Петр Домбровицкий:
Никакой дискриминации на самом деле нет. Скажу больше: по всем видам законодательства женщины имеют больше прав. Например, при разводе!
Наталья Биттен:
Да что вы все о семье! Давайте о карьере. Есть список из 400 профессий, в которые женщин просто не пускают! Например, машинист поезда метро. Почему космическим кораблем женщина управлять может, а поездом под землей нет? Нам говорят: профессии запрещены, чтобы женщина не рисковала своим репродуктивным здоровьем. А почему тогда, спрашивается, мужчины должны им рисковать?
Петр Домбровицкий:
Есть действительно очень вредные для здоровья профессии. Есть виды работ, которые могут делать только мужчины! Например, рубить уголь в шахте.
Наталья Биттен:
Пусть сами женщины решают, где им работать, а где нет! Их здоровье — их личное дело.
ПАРТНЕРСТВО И ЛЮБОВЬ
Екатерина Дворникова:
Давайте все-таки говорить не о войне, а о партнерстве! Мой опыт показывает, что наиболее успешные женщины идут в бизнес не от комплексов — у меня нет семьи, пойду делать карьеру! Нет. Те, кто добивается настоящего успеха, как правило, люди гармоничные. У них семья, счастливые дети и любящий муж-партнер.
Юрий Казаков:
И все-таки, я считаю, никакой войны полов нет. Есть серьезные социальные проблемы, которые мужчины и женщины пытаются, но часто не могут решить. Вот, например, я спрашиваю у 30-летнего мужчины — а почему ты до сих пор не женился? А он спрашивает в ответ: а где мне жить, куда жену привести? Ведь, согласитесь, жилищная проблема существует.
Вера Волкова:
Проблема в голове! Чтобы избавиться от нее, мальчика нужно уже с детства воспитывать мужчиной, готовым решать появляющиеся перед ним задачи. Мужчиной, а не инфантом, неготовым вступать в брак. Мужчиной, который готов брать ответственность за жену и ребенка. И если он ответственен, то не будет само утверждаться за счет женщины!
Екатерина Дворникова:
Чтобы прекратилась война полов, нужно лишь одно — хотеть и уметь слышать друг друга. А еще важно растить не мальчиков и девочек, а прежде всего самостоятельных полноценных личностей!
Игорь Настенко:
Я вас послушал и окунулся в атмосферу безысходности! Ведь в течение всего разговора я много раз слышал слово «партнерство», но ни разу — «любовь». Ведь если кто-то в семье находится в рабстве, значит любовь кончилась или ее никогда не было. Любящий мужчина в рабство никого не сдает! А любящая женщина попытается сделать все, чтобы уставшему на работе мужу дома было максимально комфортно. Потому что мужчине нужен тыл, семейный очаг, чтобы бороться с этим миром. Если этого не происходит, людям нужно разойтись и попытаться найти свою половинку. Я не хочу жить в мире, где есть не любовь, а партнерство, где нет мамы с папой, а есть родитель 1 и родитель 2. Я хочу и с удовольствием исполняю свои мужские обязанности. И очень ценю, когда вижу, что женщина исполняет свои.