В ночь с 14 на 15 сентября не стало народного артиста СССР Михая (Михаила) Волонтира. Ему было 82 года. Жил и умер он в Молдавии. В последние месяцы лежал в городской больнице города Бельцы, а потом в республиканской клинике Кишинева. Средств на лечение, которое длилось фактически с конца 90-х, у него не было. Рядом до конца оставалась верная жена.
Любимая партнерша Волонтира по фильму «Цыган» Клара Лучко, которой уже несколько лет нет на этом свете, в свое время пыталась собирать деньги на его лечение. Родная Молдова тогда не помогала. Что-то ей удалось добыть в Москве и Петербурге, и операцию сделали, которая позволила на время хоть как-то сохранить зрение артисту. После этого он успел еще несколько раз сняться, едва различая через лупу слова в присланных ему сценариях. Угасал актер страшно. Мужественно боролся с болезнью в течение нескольких лет. Онкология, диабет и как следствие — слепота. Зрение быстро ухудшалось, превратив некогда могучего человека в зависимого и беспомощного. Многочисленные операции ситуации не изменили.
Михаила Волонтира знала вся огромная советская страна. Прежде всего по роли Будулая в телесериалах «Цыган» и «Возвращение Будулая». Хотя снимался он и в других фильмах — «В зоне особого внимания», «От Буга до Вислы», работал со знаменитым литовским режиссером Витаутасом Жалакявичюсом в картине «Это сладкое слово — свобода!». А первую свою роль сыграл в 1967 году в молдавской ленте «Нужен привратник».
Волонтир умер в те дни, когда в Анапе проходит XXIV Открытый фестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, куда приезжают кинематографисты со всего постсоветского пространства. В этом году здесь нет ни одного представителя Молдавии. Страна бурлит, людям не до фестивалей, да и кино там почти не снимается. Так что и приглашать некого. Молдавии как кинематографической державы, увы, просто нет. Удивительно другое: никто из специалистов по кино стран СНГ и Балтии, даже старшего поколения, никогда лично не встречался с Михаилом Волонтиром. Он был, снимался, но где-то отдельно. Старожилы фестиваля припоминают, что когда-то давно Волонтира хотели пригласить в Анапу на очередную встречу, чтобы наградить призом то ли за вклад, то ли за мужество, но актер так и не приехал.
С одним режиссером из Молдавии нам удалось связаться, но говорить о Волонтире он вежливо отказался. Не мог простить ему резких русофобских высказываний, подливания масла в огонь межнациональных распрей, затмивших все сделанное им в кино. Так Волонтир стал жертвой обстоятельств.
Актер родился в молдавском селе и в дальнейшем предпочитал жить в глубинке. Закончив педагогическое училище, он поначалу преподавал в сельской школе, хотя ему самому тогда было 18 лет. Потом заведовал сельским клубом. Пока не оказался в музыкально-драматическом театре города Бельцы. Примечательно, что профессионального актерского образования у Михая Ермолаевича не было. Однажды на смотре художественной самодеятельности его заметили и пригласили сначала во вспомогательную, а затем и в основную труппу бельцкого театра, которому он и посвятил всю творческую жизнь. Переиграл здесь множество ролей, вплоть до Юлия Цезаря. Волонтир стал своего рода Кантом в родном городе: как известно, немецкий философ никуда не выезжал за пределы родного Кенигсберга. Так и Волонтир тихо жил в Бельцах. Раньше еще выезжал на съемки, но на Москву не позарился, будучи феноменально знаменитым после «Цыгана». Он продолжал работать в театре у себя на родине, вплоть до 2014 года.
В 2000 году Академия наук Молдавии признала Михая Волонтира лучшим молдавским актером ХХ века, а в 2009-м удостоила звания «Почетный доктор». Он был награжден высшей государственной наградой — орденом Республики, отмечен премией правительства Молдавии, премией Союза театральных деятелей РМ. А в 2012 году Всемирная организация интеллектуальной собственности наградила актера золотой медалью «За творчество».
В нынешнем июле состояние здоровья актера резко ухудшилось, обострились все хронические недуги. Он был госпитализирован сначала в отделение реанимации Бельцкой муниципальной больницы, а затем санитарным транспортом перевезен в Кишинев, в республиканскую клиническую больницу. Врачи делали все возможное, чтобы помочь знаменитому пациенту, но, увы, медицина не всесильна…
До последней минуты рядом с Михаем Ермолаевичем была его жена — Ефросинья Добындэ-Волонтир. Сама талантливая актриса, она пожертвовала собственной карьерой ради мужа и преданно служила ему всю жизнь, всегда была супругу надежным тылом. Они воспитали прекрасную дочь, которая сейчас работает в одном из молдавских посольств за рубежом, и внучку.
Ирина Павлова, киновед, ученый секретарь Музея кино:
— Впервые я увидела Михаила Волонтира на всесоюзном кинофестивале, который проходил в Ленинграде. Тогда Жалакявичюс представлял свою картину «Это сладкое слово — свобода!». Я не знала, кто такой Волонтир, ничего не слышала о нем. Впервые увидела его на экране. Он играл героя по имени Карлос Панцирная Спина — его, по сценарию, сильно били, вот спина и превратилась в панцирь. Неизвестный мне актер был абсолютным гением рядом со своими достойными коллегами — Адомайтисом, Будрайтисом, молодой красавицей Ириной Мирошниченко. Все это было еще до Будулая. Столько всего вложил он в небольшую роль! Потом я встретила Михаила Волонтира в коридоре, не знала даже, как его зовут. Но подошла, сказала: вы меня потрясли. Минут пять он смущался, выглядело это, как если бы он исполнял актерский этюд. Он плохо говорил по-русски, с сильным акцентом, но понимал все. Я стала расспрашивать, кто он и откуда. Волонтир рассказал про Бельцы, про свою работу в театре. А я только повторяла: «Вы чистый гений. У вас большое будущее». Он закрыл ладонями глаза и сказал: «Мне стыдно». Оказалось, что Жалакявичюс говорил ему то же самое, а он не поверил. Я тогда взяла у Михаила Волонтира интервью, но в Ленинграде никому оно оказалось не нужным. А потом он стал Будулаем. И стал нужен всем. Только мне уже не хотелось брать у него интервью. А это и не имело смысла. Он мог часами рассказывать про режиссеров, про Клару Лучко, но только не о себе. Говорил: «Кто я? Вот Жалакявичюс — это…» Он любил искусство, а себя чувствовал в нем случайным человеком. Многие понимали, что он необыкновенный. Но Волонтир был очень закрытым. В светской каше так и не стал своим. Лишь иногда он появлялся перед нами как экзотический павлин. В нем было много человеческого достоинства.
На смерть Михая Волонтира уже отозвались многие известные люди республики. Министр культуры Моника Бабук заявила: «Он был великим борцом за наши национальные традиции, замечательным исполнителем. Для национальной культуры это невосполнимая потеря».
Председатель Союза театральных деятелей Молдавии Санду Греку: «Немногие из актеров так сильно любили театр, как он. И мало кто знает, что свое здание бельцкий театр получил благодаря ему. Михай Ермолаевич ездил в Москву и добился решения о строительстве театра».
Чиприан Рэчилэ, актер Национального театра имени Василе Александри в Бельцах: «Большое горе в театральном мире Молдовы. Страна потеряла талантливого актера, человека с великим именем. Трудно передать словами то, как работал Волонтир. Он жил на сцене, был великим актером. То, что было у него в душе, можно было прочесть по глазам».
Михай Волонтир был почетным гражданином городов Бельцы и Кишинева. Сейчас в центре столицы установлен портрет актера в траурной рамке, горожане приносят туда цветы и свечи. Для организации похорон в Министерстве культуры создана специальная комиссия. После отпевания в храме и гражданской церемонии прощания 17 сентября актер будет погребен на Центральном кладбище столицы Молдавии — в пантеоне выдающихся людей республики.