Близится к завершению реставрация павильона № 67 «Советская печать» на ВДНХ. 30 октября специалисты показали, как восстанавливают его уникальные деревянные скульптуры.
Что ни павильон, то жемчужина. Территория главной выставки страны продолжает расцветать, получая очередные кропотливо восстановленные здания. Чего только стоит павильон № 67, который известен как «Карелия», а теперь, после нескольких переименований, называется «Советская печать». Это единственный на ВДНХ павильон, украшенный деревянными скульптурами, с богатейшей резьбой. Все так и задумывалось в середине прошлого столетия — изысканные орнаменты призваны были демонстрировать успехи и достижения Карело-Финской ССР. Все, чем гордились в тех краях: лесная промышленность, сельское хозяйство, рыбоводство и животноводство, — решили увековечить благодаря оригинальным композициям на фронтоне.
Как рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов, почти за 70 лет деревянные скульптуры пришли в неудовлетворительное состояние. Они начали рассыхаться, на поверхности появились трещины, через которые внутрь проникала влага.
— Была опасность, что дерево прогнило и скульптуры могут разрушиться. Специалисты очень осторожно их демонтировали, — пояснил он.
Сохранить уникальное достояние помогла реставрация. Масштабные работы стартовали в начале прошлого года. С февраля 2023-го специалисты сантиметр за сантиметром тщательно заделывают каждый скол и трещину на деревянных шедеврах.
— Завершается комплекс реставрационных работ деревянных деталей фасада, — сообщила вчера главный архитектор-реставратор выставки Елена Максимова. — Скульптуры реставрировали в специальных мастерских, где на протяжении всего периода соблюдался определенный температурный режим.
Директор департамента капитального ремонта и строительства АО «ВДНХ» Александр Тарасов добавил, что главной сложностью стал поиск специалистов, которые умеют ювелирно работать с деревом.
— Но, несмотря на эти и другие трудности, нам удалось максимально сохранить скульптуры павильона, — оптимистично сказал он.
Скрупулезно велась и реставрация самого здания.
— Всего в работах были задействованы от 100 до 130 человек, — отметил Тарасов.
Мастера демонтировали поздние перегородки, расчистили стены и привели в порядок кровлю. Не обошлось и без удивительных находок. Так, например, при расчистке были обнаружены исторические полы 1954 года. Специалисты рассказали: это метлахская плитка, которая была скрыта под более поздними наслоениями.
Павильон № 67 — не единственный, находящийся в реставрации. На очереди — павильоны № 6 и № 8. Всего за десять лет на главной выставке страны привели в порядок и вернули уникальный облик 38 объектам культурного наследия.
ИСТОРИЯ
Павильон № 67, объект культурного наследия федерального значения, построен в 1954 году архитекторами Фаридом Рехмуковым и Алексеем Резниченко. Деревянный резной барельеф и скульптурные группы из четырех фигур, которые размещаются на фронтоне, считаются главным украшением павильона. Их автор — выдающийся мастер резьбы по дереву, скульптор Лев Кардашев. Работы по реставрации введутся под контролем Департамента культурного наследия столицы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Сапронов, депутат Мосгордумы:
— В этом году главная выставка страны отмечает свой юбилей — 85-летие. ВДНХ — это место, где история встречается с будущим, где культура и наука идут рука об руку. С 1939 года ВДНХ является символом достижений и прогресса. В 2014 году началась масштабная программа возрождения выставки. Тогда специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных шедевров комплекса. Сегодня ВДНХ — это крупнейший музейный комплекс мира, любимое место отдыха и целый город в городе, занимающий 325 гектаров.