Актриса не боится съемок в эротических сценах, но предупреждает, что ее тело принадлежит только ей и ее супругу
«Красота спасет мир», — утверждал классик и, похоже, был прав. Молодая актриса Любовь Аксенова уверенно завоевывает сердца и режиссеров, и кинокритиков, и зрителей. Она уже обратила на себя внимание в таких картинах, как «Рассказы», «Родина», «Любит не любит», а впереди новая премьера — фильм «Ночные стражи», где наша героиня играет фантастически прекрасную вампиршу. Пригласив Любу для фотосессии и познакомившись поближе, мы поняли, что секрет ее обаяния не только привлекательная внешность, но любовь и открытость миру.
— Люба, почему-то после нашей фотосессии возник вопрос: с каким временем года вы себя ассоциируете?
— С весной или осенью — чем-то преходящим. Мне интересен не конечный результат, а изменения, процесс перехода из одного состояния в другое.
— Наверное, поэтому вы и выбрали актерскую профессию? Здесь можно сколько угодно меняться.
— Да, безусловно. Причем я уверена, что перемены всегда к лучшему. И в каждом новом образе ты испытываешь какие-то новые ощущения, эмоции.
— Никто из ваших родных не был связан с кинематографом, с искусством. Вы были так уверены, что у вас это получится?
— Многие мне говорили, что это очень сложно — без связей поступить в театральный вуз. И, разумеется, как всегда перед чем-то неизведанным, у меня было волнение, невроз. Но все оказалось неожиданно легко. Пришла на прослушивание, понравилась. Члены приемной комиссии оказались милыми, приятными людьми. Потом экзамены. Поступила с первого раза. (Аксенова окончила ГИТИС, мастерская Алексея Шейнина. — Прим. авт.) Но, наверное, все дело в том, что я не зацикливалась на этом. Понимала, что если не как актриса, то как-то по-другому смогу себя проявить. Например, я могла бы пойти учиться на юриста. Передо мной стояла вся бесконечность выбора профессии.
— Вы ко всему так легко относитесь?
— Не думаю. Это сейчас у меня хорошее настроение, и кажется, что в мире очень мало вещей, по поводу которых стоит расстраиваться. А потом попадется какая-нибудь драматическая роль, и все представляется в мрачном свете. Кажется, что кругом драма.
— После того как вы стали осваивать профессию на практике, представления о ней изменились?
— Безусловно. Я не из артистической семьи, у нас в квартире не собирались актеры, деятели искусства. Я не росла в атмосфере богемы, и у меня были смутные представления об этой профессии. Я видела картинку на экране, но ничего не знала про этот мир. Когда я пришла, это было что-то неизведанное, но удивительное и прекрасное. Мне было интересно попасть внутрь процесса. То есть раньше я как бы видела обложку книги, но ее не читала. А теперь я внутри и вижу, как все происходит, как выстраивается роль, как взаимодействуют люди на съемочной площадке. И я не знала, что кино — это настолько многогранный мир.
— А были легенды кинематографа, с которыми вы хотели встретиться?
— Хотя бы с Петром Бусловым — это была судьбоносная встреча. И с Нигиной Сайфуллаевой. С картиной «Шиповник», которую она сняла, мы поехали на «Кинотавр». Именно там я познакомилась с Михаилом Сегалом и Петром Бусловым. Потом он пригласил меня в свой проект «Родина». Но если вы имеете в виду какой-то трепет перед встречей с кумиром… Нет, такого не было. Я с огромным уважением отношусь ко многим нашим актерам, профессионалам своего дела. Вот, например, Константин Крюков — замечательный актер. А потом познакомилась с ним в жизни — он оказался абсолютно другим, еще интереснее. (Смеется.) В детстве мне нравилась Наталья Орейро. Вот если бы я встретила ее тогда, лет пятнадцать назад, наверное, трепетала бы от счастья. (Смеется.) Немного опоздала она со своим визитом в Москву!
— Заканчивается проект. Вы легко расстаетесь с людьми или с кем-то остаются дружеские связи?
— Да, конечно, расставаться всегда немного жаль. Я очень тепло отношусь ко всем людям, которые работают на съемочной площадке. Мы вместе творим, создаем что-то, с этим связаны какие-то эмоции, и, конечно, остаются приятные воспоминания. Очень здорово потом встретиться снова, уже на другом проекте. Кстати, я люблю ходить на премьеры — там тоже можно увидеть хороших знакомых, с которыми интересно поговорить, обсудить новости.
— Вы компанейский человек?
— По-разному. Конечно, бывают периоды, когда хочется в квартире запереться и не отвечать на звонки. Но вообще, думаю, да. Я люблю людей. Мне нравится общаться, слушать чужие истории. Поэтому, может, я сама не так хорошо даю интервью. (Смеется.)
— Как по-вашему, какими качествами надо обладать молодому актеру, чтобы добиться успеха?
— Ух, было б здорово, если бы я знала ответ на этот вопрос. Значит, так. На растущей луне идете в лес и там, под сосной, закапываете свой волос. (Хохочет.) Нет. Для меня самой это загадка. Я так много встречаю талантливых творческих ребят — почему одним удается пробиться, а другим нет? Мне кажется, самое главное — это делать то, что тебе нравится. Хотя еще вопрос, что называть успехом…
— Что для вас успех?
— Наверное, это какое-то внутреннее ощущение, что я все сделала хорошо. Меня пока не так часто узнают на улице. Наверное, я хорошая актриса и очень убедительно создаю образ. (Смеется.) Но если хотя бы несколько человек подойдут и скажут, что почувствовали тот посыл, который я хотела передать своей работой, это невероятно здорово. Так, после «Родины» один человек сказал, что хочет встретиться со своей дочерью, с которой не общался три года.
— У вас впереди премьера фильма «Ночные стражи». Что вас зацепило в этой истории и о чем она для вас?
— Во-первых, это кино про вампиров. Это же просто мечта — сыграть в таком фильме, причем существо из потустороннего мира! Для меня эта история в первую очередь про любовь. Про то, что она спасет мир. Все рушится вокруг, но вдвоем Он и Она преодолеют все испытания. С ее помощью герой Вани Янковского вступает в схватку с темными силами и побеждает. Так что еще это фильм про веру в себя, что важно.
— Кстати, когда я тот же вопрос задала Ивану Янковскому, он сказал, что это фильм про поиск себя. Живет человек, и есть у него ощущение, что не тем он в жизни занимается, не на своем месте. А потом появляется кто-то или что-то, что дает ему импульс.
— Я смотрю со стороны своей героини. Она верит до последнего, что этот мужчина — тот самый, который может спасти мир. И пусть главный герой поначалу не уверен в себе, но именно она убеждает его в том, что он избранный. Так что все правильно. Для Вани это кино про поиск себя. А для меня — про то, что надо поверить в свои силы и поступить именно так, как чувствуешь. Потому что часто нас останавливают какие-то сомнения, мы находим кучу отговорок, в конце концов нам просто страшно.
— Наверное, это женская миссия — вдохновлять мужчину на подвиги?
— Я бы не делала разделения. И мужчина может вдохновить. Меня, например, муж вдохновляет, сам того не подозревая. (Смеется.)
— Люба, как вы считаете, вы сильная натура?
— А что Ваня про меня сказал? Что он думает на мой счет? (Смеется.) Сложно себя со стороны оценить. Но, наверное, да. Ведь у нас профессия такая, что многое нужно преодолевать, открывать какие-то новые грани себя, выходить из зоны комфорта. Всегда есть события, которые затаскивают тебя на диван: ляг, полежи, поплачь.
— Приходилось ли вам идти на компромиссы с собственными принципами?
— Каждый человек сталкивается с подобными вещами, когда его вынуждают сделать что-то против воли. Но я даже не вспомню, когда мне пришлось чем-то жертвовать. Я стараюсь общаться с людьми, которые идут мне навстречу и дают возможность быть собой.
— Неужели и споров с режиссером не бывает?
— Взаимоотношения режиссера и актрисы — это вообще другой мир. Здесь надо абстрагироваться от всего, забыть, кто мужчина, кто женщина. Вы создаете что-то новое, а это всегда разные мнения, объяснения, доказательства. Именно так и получается хорошее кино. Я как раз люблю диалог, когда люди общаются и приходят к компромиссу.
— Были у вас сложные в этом плане картины?
— Я славлюсь тем, что я хороший работник: не иду на конфликт, ни с кем не ссорюсь. Если мне кажется, что надо сыграть роль как-то по-другому, иначе, чем видит режиссер, привожу аргументы. Хочешь, чтобы тебя поняли, учись хорошо объяснять.
— В одном из ваших ранних интервью я читала, что вы даже плакали перед съемкой первой эротической сцены.
— Я такого не помню. Были очень сильные переживания после выхода на экран «Рассказов». Когда я увидела смонтированный фильм, то поняла, что не смогла донести свое послание зрителю. Для меня моя героиня существовала в несколько ином контексте. По моему мнению, ей дороги были эти отношения. И она пыталась как-то развиваться, учиться, чтобы соответствовать интеллектуальному уровню любимого, поэтому внутренне я ее оправдывала. А в итоге на экране получился совсем другой образ. Герой Константина Юшкевича не понял искренности ее чувств. «О чем с тобой трахаться» — эта его фраза затмила все. А по поводу эротических сцен я не испытывала каких-то негативных эмоций. Моя профессия это предполагает. Все равно мое тело принадлежит только мне и моему мужу.
— Для каждого образа вы придумываете какие-то интересные фишки. Во время «Рассказов» в образе своей героини разгуливали по Арбату, на «Родине» вели дневник от лица Евы. А в «Ночных стражах» что-то подобное было?
— Да… я ела сырое мясо, не спала ночами. (Смеется.) Про мясо шутка, но я действительно гуляла одна по Москве, впитывала ночную жизнь. Ходила по каким-то клубам, злачным местам. Город открывался совсем с другой стороны. Бывает, смотришь на некоторых фрикообразных персонажей и думаешь, что он точно мог бы клыки выпустить. Интересен такой режим, когда днем спишь, а ночью бодрствуешь. На самом деле я благодарна режиссеру Эмилису Веливису, который создал совершенно новую вселенную, в которой мы все взаимодействовали. Мне кажется, он сам немного в это играл. Надеюсь, он получил в кадре то, что ему хотелось увидеть. Мы очень старались.
— Насколько я знаю, в этой картине потрясающие экшн-съемки. Вам приходилось выполнять какие-то трюки?
— Да, по сюжету моя героиня ходит с кортиком. И поскольку у меня до этого не было подобного опыта, я решила заняться единоборствами. Порекомендовали хорошего педагога, и я, хрупкая девушка, влилась в абсолютно мужскую компанию, где ребята оттачивали свое мастерство. Мне, кстати, нравились уроки, и они очень пригодились на съемках. Когда мне в руку дали нож, я хотя бы знала, как его держать. (Смеется.) Были очень забавные моменты с подвешиваниями через трос. В одной из сцен мою героиню держат за шею и поднимают вверх. Я висела на этом тросе и не могла дальше, чем на метр, отойти от стены. Если мне надо было с кем-то поговорить, махала руками, привлекая внимание. До режиссера пыталась докричаться через кучу людей, которые ходили на съемочной площадке. Были интересные, но сложные сцены, которые мы снимали, надев специальные линзы с эффектом красных глаз. Через них вообще ничего не видно, особенно в темных подвальных помещениях. А нам приходилось драться! Это очень интересный эксперимент, спасибо постановщикам драк и дублерам, которые подхватывали мои движения. Было очень много полетов, прыжков в воздухе, недаром изначально фильм назывался «Крылья». Это прямо-таки балет, я стала куда более пластичной.
— Теперь можете постоять за себя на темной улице.
— Да, теперь я сворачиваю обидчикам шеи. (Смеется.) Нет. Я все-таки хрупкая девушка, и благо за меня есть кому постоять. Но на прикладное карате и тайский бокс я еще с удовольствием похожу.
— Появилось ли у вас после этой картины ощущение, что не все так просто в жизни, есть тайные силы и движения, о которых мы можем не знать? Сталкивались ли вы с мистикой?
— Нет, но меня всегда привлекала мистическая жуть. Всякие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сказки — это же так интересно! Всех привлекает загадка. А у вас что-то подобное было в жизни?
— Могу только сказать, что у меня очень хорошо развита интуиция.
— Вот… а откуда берется это ощущение, как надо поступать? Это внутреннее или мы откуда-то получаем информацию? Очень любопытно. Но вот таких сюжетов, чтобы какая-то гадалка предсказала мне будущее и это сбылось, не было.
— Может, у вас есть талисманы, счастливые числа?
— Боюсь, что снова вас разочарую. Наверное, самое время ими обзавестись. Вот посмотрите, мне подарили симпатичный значок. Его зовут Рик, это персонаж из мультика «Рик и Морти». Я только что решила, что он будет моим талисманом. Уверена, он принесет мне удачу.
— Скажите, Люба, как вы решились обрезать свои шикарные длинные волосы?
— Мы это сделали как раз для фильма «Ночные стражи». Это было четко продуманное решение мое и режиссера. Было множество вариантов, как должна выглядеть моя героиня. Спасибо художнице по гриму, которая освоила искусство фотошопа и помогла нам представить будущий образ. Мы много экспериментировали с париками. И потом пришли вот к такой асимметричной прическе. Я поехала в салон красоты и безжалостно остригла свою косу.
— Прямо без тени сомнения?
— Да. Наоборот, я была очень рада, что наконец-то это сделала! Я благодарна Эмилису, который помог мне так кардинально сменить имидж и увидеть себя в новом свете. Потому что обрезать длинные волосы — это целый шаг. Решение. А теперь я стала более мобильна. Могу другую прическу сделать, могу перекраситься в рыжий цвет. Меняться — это же такздорово!
— Но магия длинных женских волос все-таки ни с чем не сравнима…
— Одна моя знакомая сказала так про девушку с прекрасными длинными, густыми волосами: «Вот она сидит и молчит. Я понимаю, что если бы у меня были такие же волосы, я бы, наверное, тоже сидела и молчала…» (Смеется.)
— Как вы относитесь к собственной внешности?
— Спокойно. Я даже себе нравлюсь, довольна.
— Люба, но вы красавица, что уж скромничать! Как часто вам делают комплименты и как вы их воспринимаете?
— Очень трепетно. Мне приятно, когда говорят милые, добрые слова — особенно от души. Это всегда чувствуешь, искренне или нет. Очень вдохновляет, когда близкий человек тобой любуется: «Ты сегодня невероятно хорошо выглядишь!» — «Спасибо! — отвечаю. — Я даже и не старалась!» (Смеется.)
— Для актрисы эффектная внешность — это дополнительный бонус?
— Наверное, да. Хотя как раз актриса может позволить себе выглядеть по-разному. Вообще, что такое эффектная внешность? Как-то я не могу к себе такое определение применить. Вот Моника Беллуччи — это эффектная женщина. А я еще нахожусь на каком-то переходном этапе, ищу себя.
— Оттачиваете на ком-то свои чары?
— Исключительно на муже.
— Муж уже давно и прочно попал под ваше обаяние. А что происходит с другими мужчинами?
— Мне кажется, я отношусь к категории «свой парень». Всегда была пацанкой, дружила и комфортно чувствовала себя с мальчишками. Во всяком случае, никто не признавался мне: «Я беззаветно влюблен в тебя с самого детства». Хотя иногда я замечаю, что кто-то проявляет ко мне повышенное внимание. Красота — это ведь субъективное восприятие, кому-то я и не нравлюсь.
— Флирт вас увлекает?
— Флиртую я тоже с мужем. У меня много друзей-мужчин, я хорошо ощущаю себя в их мире. И было бы, наверное, очень странно, если бы я вдруг ни с того ни с сего начала с ними флиртовать.
— Вообще мужчины как класс вам нравятся? Многие современные женщины жалуются, что измельчал нынче мужик.
— Может, я сейчас стану выбиваться из общего строя, но лично я верю, что не перевелись еще на Руси богатыри. Способны мужчины на подвиги и благородные поступки, могут принимать решения, вести женщину за собой. Я знаю таких молодых людей. Вот Ваня Янковский — отличный пример.
— Смотрите, муж будет ревновать.
— Мой муж — вне конкуренции. Он это прекрасно знает. Благодаря ему я и верю в настоящих благородных мужчин.
— Люба, а у вас есть маленькие женские слабости?
— Типа тортика? Мне кажется, женщина должна себя периодически баловать. Одна моя подруга — фотограф. Она таскает на себе все эти тяжести: свет, аппаратуру, то есть занимается абсолютно мужским делом. А потом, после какой-нибудь особенно сложной фотосессии, говорит: «А сейчас я хочу новое платье». И идет и покупает его. Мы, современные женщины, очень сильные, ответственные, работаем, зарабатываем, домом занимаемся и многое можем вынести. Но! Я предлагаю чаще вспоминать, что мы девочки и хотим платьице.