В России начнут переоснащать подержанные автомобили в электрокары. Пилотный проект запускает калининградский "Автотор", сначала - в своём родном регионе и на машинах собственного парка. В перспективе электрокомплекты можно будет устанавливать на любые модели, сообщил "Известиям" основатель и владелец холдинга Владимир Щербаков. Первые тесты технологии замены обычного двигателя электрическим планируется начать уже весной, комплекты будет выпускать сам завод. Ремоторизация поможет поддержать эксплуатацию действующего автопарка страны в условиях ухода иностранных концернов и дефицита запчастей для его обслуживания. Но эксперты указывают, что без господдержки это будет очень дорогостоящий проект.
Калининградский завод "Автотор" весной планирует протестировать технологию по замене двигателя внутреннего сгорания (ДВС) электродвигателем собственного производства. Об этом "Известиям" рассказал основатель и основной владелец холдинга Владимир Щербаков.
Речь идёт о запуске программы ре-моторизации действующего автопарка Калининградской области, уточнил он. Регион вошёл в число пилотных в утверждённой в 2021 году концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ до 2030-го. Местные власти уже согласовали план соответствующих мероприятий, уточнили в "Автоторе".
- Мы предложили правительству - и оно нас поддерживает - сделать для всей отрасли 150 тыс. электрических двигателей разной размерности и систем управления к ним. Это в два раза больше, чем предусматривает концепция автопрома. Такой потребности в новых электромобилях, конечно, пока не будет. Поэтому мы будем выпускать электрокомплекты, чтобы заменять старый ДВС вместе с коробкой передач новым электрическим у машин, которые уже находятся в эксплуатации, - рассказал "Известиям" Владимир Щербаков.
Такой комплект, по его словам, можно будет устанавливать на машину на любой станции техобслуживания. "Автотор" заключил контракты с компаниями, применяющими технологию ремоторизации в Китае и Корее. Сейчас инновационно-технологический центр завода дорабатывает эти конструкторские решения, чтобы довести их до стадии производства, уточнил Щербаков.
В среднем услуга замены ДВС электромотором при массовом запуске может укладываться в €1 тыс. на автомобиль, оценил стоимость Владимир Щербаков (около 80 тыс. рублей по текущему курсу).
Первые опытные машины "Автотор" планирует переоборудовать уже весной. Для этого было выбрано несколько корейских моделей из парка завода, сообщили "Известиям" в пресс-службе. Но ремоторизацию в принципе можно будет произвести на автомобилях любой модели независимо от производителя и года выпуска - технологии позволяют это сделать, подчеркнули в компании.
По данным источника, близкого к НАМИ (подведомственный автомобильный институт Минпромторга), организация сейчас разрабатывает поправки в ГОСТ, который регламентирует порядок внесения изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Предполагается, что замену двигателя ДВС электрическим можно будет проводить серийно, без оценки каждой машины по отдельности.
"Известия" направили запрос в Минпромторг, правительство Калининградской области, а также в пресс-службу НАМИ.
Проект ремоторизации подержанного парка поможет решить сразу несколько задач, пояснил "Известиям" Владимир Щербаков: избежать проблемы дефицита запчастей при ремонтах старых ДВС и поддержать экологию.
- Мы не сможем организовать сегодня, по крайней мере по экономическим причинам, широкий ремонт автомобилей по всей стране - у нас нет таких технологий, нет оборудования. Пока мы отрасль этим насытим, какое количество контрафакта будет сделано в гаражах? Предлагаем воспользоваться этим уникальным состоянием, когда с двух сторон есть единый порыв заменить старые двигатели другими, - говорит Владимир Щербаков.
Он напомнил, что в Евросоюзе принято регулирование, которое предполагает нулевой уровень выброса СO2 для новых легковых автомобилей и лёгких грузовиков к 2035 году. Поэтому есть вполне осязаемый риск, что владельцы на машинах с ДВС просто не смогут выехать за пределы региона с введением этих норм, добавил Щербаков.
Справка "Известий"
"Автотор" займётся и выпуском самих электромобилей. Предприятие первым среди автоконцернов в РФ ещё в 2021 году обязалось локализовать такое производство. Планы холдинга не поменялись и в 2022-м, когда завод прекратил выпускать традиционные модели Kia, Hyundai и BMW. В конце прошлого года "Автотор" приступил к промсборке первой новой модели - седана Е5 китайской марки Kaiyi. Выпуск пилотной партии собственных электрокаров компания запланировала на конец этого года.