Выдвижение Ксении Собчак кандидатом в президенты информационно подогревалось с лета. И тем не менее недавнее заявление телеведущей на этот счет стало «информационной бомбой». Многие не верили, что все это затевалось всерьез. Обилие комментариев, разного рода версий происходящего, шуток и пародий по теме позволяет говорить о том, что задачу привлечения внимания к собственной персоне Ксения Собчак выполнила легко и непринужденно. Она медийная, скандальная фигура, и любое ее публичное высказывание или действие подхватывается СМИ моментально.
Информационно Собчак даже перекрывает главного кандидата в президенты. Заявление телеведущей совпало по времени с выступлением Владимира Путина на Валдайском форуме. Но речь Путина не вызвала такой живой реакции у публики. Ничего нового из трехчасового выступления президента почерпнуть не удалось. А новость о выдвижении Собчак стала хитом. Даже освобождение Алексея Навального после двадцатидневного ареста прошло не более чем фоном к главной новости прошлой недели.
Между тем кроме шумового эффекта есть еще целый ряд последствий включения Ксении Собчак в избирательную кампанию, которые существенно меняют политический и медийный ландшафт. Понятно, в чем состоял замысел политтехнологов: заменяя собой отмененную графу «против всех», Собчак должна отвлечь на себя часть либерально настроенных граждан и тем самым сократить электорат Навального. А учитывая миллионы деполитизированных молодых подписчиков аккаунтов телезвезды в соцсетях, она может рассчитывать, что за нее проголосуют и как за шоувумен. Галочка в бюллетене — аналог «лайка» в Instagram или Facebook, и таких «лайков» при хорошей раскрутке она может набрать приличное количество.
Однако все это веселое и увлекательное действо снимает с выборов покровы сакральности. Президентские выборы превратились в плебисцит, выражение доверия одному кандидату. Остальные кандидаты всего лишь статисты. Их функция — поддерживать мантию короля, следующего монаршей поступью к трону. Но вся торжественность церемонии исчезает как дым с появлением в этой процессии Ксении Собчак. Нет сакральной церемонии. Есть зажигательное шоу, в котором все условности отброшены на помойку. Ксения Собчак отменила выборы-плебисцит. Сценарий поменялся за один день.
До заявления телезвезды избирательная кампания шла в инерционном ключе. Все были согласны с тем, что Путин заявит о выдвижении в президенты и уверенно победит в годовщину присоединения Крыма к России. Бой барабанов и фанфары! А сейчас на повестке дня другой вопрос: «Для чего вообще нужны выборы?» В ситуации, когда они превращаются в балаган, их проведение теряет всякий смысл. Пустая трата времени и денег. Лучше раздайте предвыборные бюджеты нуждающимся — толку будет больше. Уже не играет роли, кто сколько процентов получит. Выборы отменены как политический институт!
Видимо, главной целью выдвижения Ксении Собчак в президенты было информационное прикрытие факта недопущения Алексея Навального к регистрации кандидатом. Заявление председателя Центризбиркома Эллы Памфиловой — мол, Навальный перспективный политик, но не сможет баллотироваться раньше 2028 года — поставило точку в спорах о том, зарегистрируют Навального или нет. Ксения Собчак позиционировалась как «разрешенная оппозиция», «легальная либеральная альтернатива». Однако расчет оказался ошибочным: Собчак оказалась слишком сильным информационным орудием. А политика — точная наука. Ошибки в расчетах обесценивают всю комбинацию.
Когда «легитимные» выборы превращаются в клоунаду, статус «настоящих политиков» приобретают лидеры, отторгнутые системой. Так было с Ельциным в 80-х годах. Партократия разыгрывала свой спектакль, но никто уже в эти игры не верил. И Ельцин приобрел ореол истинного борца за народное счастье. То же будет и сегодня: делегитимизация выборов ведет к тому, что весь потенциал недовольства выплеснется за пределы существующей политической системы, а у несистемной оппозиции сегодня один реальный лидер — Алексей Навальный. Сейчас, когда отказ в регистрации Навального можно считать делом решенным, у него не остается другого выхода, кроме уличного протеста. В противном случае он останется всего лишь блогером, критикующим власть.
Более того: если Алексей Навальный не справится со своей ролью, то протестная волна поднимет на вершину другого лидера. Эта ниша не может быть пустой в сложившейся обстановке. Градус напряжения в обществе растет, и энергия недовольства требует выхода. Навальному остается лишь возглавить процесс. Его электорат уже не будет ограничиваться хипстерами. Алексей Навальный будет магнитом притягивать к себе все социальные и возрастные группы недовольных. Политика правительства, усиливающего пресс налогов и поборов на граждан и бизнес и сокращающего при этом социальные выплаты, создает благодатную почву для расширения социальной базы протеста.
Отвлечь внимание Сирией, Украиной, противостоянием с Америкой уже не получится. Людей беспокоят их материальные проблемы, а не международная обстановка. При выборе между «пушками» и «маслом» большинство будет за «масло». Бытовые проблемы, снижение уровня жизни и отсутствие надежды на улучшение в ближайшем будущем лишают смысла все «геополитические победы». Выдвижение в президенты гламурной дивы, которая презирает «нищебродов» и выставляет напоказ свою роскошную жизнь, только подливает этого самого масла в огонь.
Словом, эффект, произведенный заявлением Ксении Собчак, оказался потрясающим не только в переносном смысле этого слова. Она, словно ураган, пронеслась по унылому политическому пейзажу России и резко изменила весь политический расклад. К тому же Собчак — девушка очень энергичная и наверняка будет генерировать новые информационные поводы, добавляя движухи в процесс. Скучать публике не придется. Даже если телезвезда в конце концов передумает выдвигаться, это не будет играть никакой роли. Дело уже сделано.
И последнее. Лично я никогда не был поклонником Ксении Собчак как звезды шоу-бизнеса. Но как политику Ксении Анатольевне — респект! Так перепахать поляну в считаные дни — это блестящий мастер-класс для всех, кто занимается или собирается заниматься политикой. А ведь сюжет только закручивается...