В Москве в течение суток горела библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН — четвертое по объему фондов книгохранилище страны. Причины возгорания еще предстоит установить, но, оценивая последствия пожара, научный мир называет произошедшее катастрофой: погибли тысячи книг и рукописей, а также уникальные каталоги. Приблизительную цифру ущерба могут назвать уже сегодня. Директор ИНИОН Юрий Пивоваров сказал "Ъ", что версия об умышленном поджоге несостоятельна.
Пожар в здании, расположенном около метро "Профсоюзная", начался поздно вечером в пятницу. Огонь смогли потушить через сутки, но точные масштабы причиненного библиотеке ущерба вчера не брался назвать никто. До самого вечера сотрудники МЧС проливали здание, чтобы предотвратить повторное возгорание, и разбирали образовавшиеся на третьем этаже завалы, а также остатки кровли — существовала серьезная опасность, что она рухнет. На место пожара не пускали даже полицейских и пожарных дознавателей, следователей, прокуроров и находившихся тут же представителей администрации библиотеки. Соответственно, в правоохранительных органах воздерживались от выдвижения каких-либо версий возгорания, отмечая, что первые обоснованные предположения могут появиться по результатам осмотра места происшествия сегодня. Как пояснили силовики, только после установления предварительных причин пожара будет решен и вопрос о подследственности. В случае умышленного поджога расследованием займется полиция, а если пожар был связан с техническими недоработками персонала ИНИОН и ответственных за пожарную безопасность, то за дело возьмется СКР.
Пока о потерях ученые судят по виду полусгоревшего здания. "ИНИОН очень сильно пострадал. Очень многое, что было в повседневной работе, сгорело, включая весь архив нашего центра, мою личную научную библиотеку на две тысячи книг и тысяч пять-шесть ксерокопий и рукописей,— заявил вчера руководитель Центра перспективных методологий социальных исследований ИНИОН РАН Михаил Ильин.— Погибло собрание Московского Роккановского центра, включавшее уникальные материалы, полученные от коллег из Норвегии и других стран... У нас были уникальные коллекции — не пыльные документы ХVII века, а то, с чем люди активно работают сейчас, все самое горячее и интересное в гуманитарной науке".
В Федеральном агентстве научных организаций вчера "Ъ" сообщили, что пока исходят из того, что огонь не добрался до основной части хранилища, где находилось около 10 млн книг, но всерьез опасаются, что туда попадет вода.
Как сообщил радиостанции "Коммерсантъ-ФМ" президент РАН Владимир Фортов, по его сведениям, пострадало около 15% единиц хранения. Кроме того, глава академии опасается, что вода могла уничтожить серверы, на которых хранились 3,5 млн цифровых копий книг.
Сотрудник ИНИОН, попросивший не называть его имени, выразил опасение, что могли сгореть алфавитный и предметный каталоги. "Без каталога любая библиотека — просто беспорядочная гора книг. Даже нельзя будет установить, что именно сгорело. Не удивлюсь, если через какое-то время на черном рынке появятся издания из фондов нашей библиотеки, а доказать их происхождение будет практически невозможно",— пояснил он. "Библиотеке требовался капитальный ремонт, давно пора было оцифровывать фонды",— добавил профессор Волгоградского госуниверситета Иван Курилла. А профессор ВШЭ Александр Филиппов отметил: "Кто работал в ИНИОН, знает, что там душно. Крыша вокруг замечательно задуманных световых колодцев полна мусора. Сколько себя помню, всегда боялись, что будет пожар и все это сгорит".
В свою очередь, директор ИНИОН Юрий Пивоваров, который вчера до позднего вечера находился непосредственно в штабе по ликвидации последствий пожара (он был расположен в двух больших брезентовых палатках рядом со зданием библиотеки), сообщил "Ъ", что, по предварительным данным пожарных, огонь разрушил кровлю и часть третьего этажа здания. На этом этаже, по словам Юрия Пивоварова, возглавляющего институт 18 лет, расположены большой, а также ряд специализированных читальных залов, а также научные отделы сотрудников. Как пояснил господин Пивоваров со ссылкой на руководителя штаба по ликвидации пожара, замначальника Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Александра Степанова, возгорание, скорее всего, случилось в одном из научных отделов библиотеки.
"Я покинул институт в пятницу в семь вечера, в здании в этот момент уже практически никого не было — оставались только дежурные да охрана на входе",— рассказал господин Пивоваров "Ъ". По его словам, здание, как и все объекты РАН, охраняется ЧОП "Охрана". "У нас уже был пожар в 1997 году, но тогда мы его быстро загасили своими силами, что же произошло сейчас, пока непонятно",— добавил господин Пивоваров. По его словам, система противопожарной сигнализации была исправна, именно поэтому сигнал о возгорании на пульт дежурного МЧС поступил сразу же и первые шесть расчетов пожарных прибыли на место уже через несколько минут. Господин Пивоваров не согласился со словами о том, что распространению огня способствовала ветхость здания: "Хотя снаружи здание не впечатляет, но постройка 1974 года с точки зрения надежности не вызывает сомнений". По словам господина Пивоварова, все подвалы института, а также его первый и второй этажи (а именно там находятся основные фонды) были построены фундаментально и лишь третий этаж "был легким" по проекту.
Господин Пивоваров исключил уже широко распространившуюся версию о возможном поджоге здания. Она, напомним, появилась в связи с неоднократно появлявшимися сведениями о якобы имеющихся планах застройки территории, которую занимает здание. "Эта земля, как и сам институт, является федеральной собственностью, а, как известно, президент Владимир Путин объявил мораторий на земли Академии наук, поэтому смысла в поджоге нет",— подчеркнул глава ИНИОН. Источники "Ъ" в правительстве Москвы также сообщили вчера, что ранее никаких заявок на бизнес-проекты на этой территории в мэрию не поступало. Агентству ТАСС господин Пивоваров заявил, что, "по заявлению сотрудников МЧС России, здание не подлежит восстановлению".
Как рассказала вчера вечером "Ъ" руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Москве Оксана Золотова, проливку здания и разбор завалов предполагается завершить к утру понедельника. Ночью в ликвидации последствий пожара продолжали участвовать 150 человек, 45 единиц техники, в том числе 9 подъемников.