Паломники теряются среди китайцев, к празднику дорожают яйца и свечи, драки между монахами и вечные очереди - нынешние будни Святой земли. Тем не менее люди стекаются сюда со всего света - и каждый находит своё личное чудо…
Паломники грустно отходят в сторону и с аппетитом уничтожают купленную за углом за 30 шекелей (500 рублей) шаурму - туристы в групповой экскурсии из Эйлата, их время ограничено. Они уже нагружены свечами, купленными втридорога у арабских торговцев, и распятиями «из настоящего дерева с Масличной горы» - на самом деле крестики сделаны в Китае и заказаны бизнесменами сувенирных лавок Иерусалима через сайт «Алиэкспресс». Неподалёку от входа распростёрлись женщины - прикладываются губами к плите, где когда-то лежало снятое с креста на Голгофе тело Иисуса. Молодая девушка в повязанном на голову цветастом платке строго допрашивает своего робкого бородатого супруга:
Иерусалим переполнен туристами и паломниками из СНГ, ожидающими Пасхи. Обозреватель «АиФ» прошёлся по старинным улочкам, дабы поведать читателям неизвестные подробности жизни города на неделе «страстей Христовых».
Пробки на Голгофе
На улице Виа Долороза (на латыни - «путь скорби») - той самой, вдоль которой когда-то Иисус, подгоняемый хлыстами легионеров, нёс на спине тяжёлый крест, - настоящие пробки. Вот процессия девушек из Германии, отдуваясь, тащит распятие из голубой пластмассы - изображает Христа студентка в джинсах, лицо в красных подтёках (краска). «В хвост» немцам упирается толпа православных арабов, и у них уже всё более серьёзно - настоящий деревянный крест, его взвалил на плечи молодой человек, обливающийся потом (в Иерусалиме +27°). Пройти такой маршрут для восточных христиан три раза равнозначно полному отпущению грехов. У сувенирного магазина «зависла» ещё одна процессия - шведы яростно торгуются за терновый венец китайского производства. У северян Христа замещает группа людей - крест разборный, делится на три части. Гид ведёт стайку российских туристов, восторженно объясняя: «Вы идёте по тем самым камням, помнящим сандалии Спасителя». Гости ахают, хотя вообще-то это не так: Иерусалим был полностью стёрт с лица земли римлянами после Иудейского восстания, его нынешний облик - постройки времён турецкого владычества в 1517-1917 годах. Часто на Виа Долороза случаются ссоры между верующими - кому пройти первым, доходит и до рукоприкладства. Да и храм Гроба Господня - не исключение. Исторически он поделён между шестью христианскими конфессиями - греками, католиками, сирийцами, эфиопами, армянами и египтянами (коптами). Стоило однажды монаху-египтянину поставить стул в тень (!), падающую от эфиопского алтаря, между святыми отцами вспыхнула серьёзная драка, закончившаяся выбитыми зубами. «Разборки» происходят регулярно - один раз армяне побили греков, другой - греки поколотили католиков на втором этаже храма, у Голгофы. Уже много лет не могут договориться о ремонте находящейся в аварийном состоянии крыши: египтяне не пускают на свою территорию эфиопов. Правда, если купол в итоге рухнет, молиться уже будет поздно.
- Именно поэтому ключи от церкви Гроба Господня с 1192 года хранятся у мусульман - арабской семьи Джауда аль-Гадийа, а право отпирать и запирать двери также принадлежит мусульманам - семье Нусайба, передаваясь из поколения в поколение, - сообщает журналист Мустафа Хайреддин. - Иначе тут каждый день шли бы столкновения. Каждая конфессия делает вид, что она одна в храме, а других не существует. Даже правила в различных частях храма у каждого свои, он словно состоит из отдельных мелких государств. Скажем, у греков вы можете взять свечу, положив на блюдечко монету самого мелкого достоинства, а у армян установлены твёрдые цены.
Китайские реликвии
Самые большие очереди - в Кувуклию, мраморную часовню, возведённую на месте гробницы в скале, где апостолам явился воскресший Христос. Томиться в ожидании в лучшем случае 40 минут, в худшем (непосредственно перед Пасхой) - 4-5 часов. Кувуклию охраняют дюжие греческие монахи - это нужно, чтобы сдерживать толпу, если она пойдёт на прорыв и устроит давку у входа (а бывало и такое). Вдобавок к паломникам толчею создают многочисленные японские и китайские туристы, фотографирующиеся на фоне всего и вся. «Вы христианин?» - спрашиваю я одного приезжего из Японии. «Нет». - «А зачем вы целуете место распятия на Голгофе?» - «Мне сказали, это к счастью. Кстати, а кто конкретно похоронен в часовне? Какой-то император?» - «М-да, хорошего вам вечера».
Продавцы в старом городе Иерусалима не скрывают - в Пасхальную неделю цены будут взвинчены раза в три. Неизбежно вздорожают и куриные яйца - как меня заверяли, в день Пасхи в некоторых местах их продают по 3 доллара за штуку. Свечи, расхваливаемые как «настоящий воск», стеариновые. Иконки индийские, но вас будут уговаривать: берите, не сомневайтесь, ведь реальный Иерусалим. Популярны наборы с мешочками «святой земли». «А где её копали?» - интересуюсь я у владельца лавки. «Мужик, в городе вся земля святая», - спокойно говорит он. Мешочки сложены в коробке «Сделано в Китае», уже без стеснения. Основные деньги в городе зарабатывают сугубо на Пасху, в Рождество паломники едут в Вифлеем. Поэтому торговцы и поступают в стиле хозяев съёмного жилья на курортах - обдирают людей как липку, дабы заработать денег на весь год.
Нужно закрыть глаза
- В Иерусалим приезжает 75% всех туристов, прибывающих в Израиль, - объясняет сотрудник туристического бюро Виктор Авербух. - Примерный доход от иностранных гостей - 1 миллиард долларов в год. К сожалению, массовый туризм способен испортить любой город. У нас достаточно распространён обман паломников на Пасху: гиды заводят группу своих подопечных в «проверенный» дорогой магазин, получая с их покупок 30-35% комиссии. Люди уверены, что приехали в святое место, и не ожидают рвачества, обсчёта и обмана. Увы. Известна библейская история, когда Христос изгнал торговцев из храма, сказав: «Дом Отца Моего не делайте домом торговли». К сожалению, Спасителю сейчас пришлось бы повозиться - ибо слишком много народу делает деньги на его имени. Весь Иерусалим «заточен» под такой бизнес.
И всё же, несмотря на коммерциализацию Иерусалима, это действительно особый город. Без преувеличения, каждый местный камень дышит историей, и чувствуется своя энергетика. Даже атеисту достаточно закрыть глаза, и он услышит речь Христа, спокойно отвечающего Пилату, звон лат римских солдат и дыхание окровавленного человека, идущего к месту своей казни. У дверей храма Гроба Господня с причитаниями на русском рыдает женщина, повторяя: «Спасибо, спасибо». Я спрашиваю - не нужна ли помощь? Она улыбается: «Моя дочь болеет. Я на Пасху попросила Господа о чуде. Теперь ей лучше». Совпадение это или нет - значения не имеет. Отчаявшейся матери явилось чудо, и такие истории не редкость в Иерусалиме. Поэтому неважно, сколько здесь стоят яйца.