Президент России Владимир Путин «последовательно продолжает линию на многовекторную деэскалацию». Об этом заявил в понедельник его пресс-секретарь Дмитрий Песков, комментируя новую инициативу главы государства в сфере контроля над вооружениями. Владимир Путин предложил НАТО сделку. Власти РФ готовы не развертывать на европейской части территории страны ракеты средней и меньшей дальности (РСМД), а также «вооружения, по классификации которых стороны не смогли договориться». Но в таком случае члены НАТО должны согласиться на аналогичные ограничения. Первая реакция последовала из МИД ФРГ: там заявили, что призывы Москвы к отказу от размещения ракет в Европе не заслуживают доверия.
Заявление Владимира Путина «о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности» (ДРСМД) появилось на сайте Кремля в понедельник в полдень. Вначале в документе напоминается, что договор был «важным элементом архитектуры по обеспечению международной безопасности и стратегической стабильности», а отказ США в 2019 году от договоренностей стал «серьезной ошибкой, которая усиливает риски развязывания гонки ракетных вооружений, роста конфронтационного потенциала и скатывания к неконтролируемой эскалации».
В этой связи Владимир Путин выступил с рядом предложений. Во-первых, он повторил то, что уже предлагал в сентябре 2019 года, вскоре после того, как по инициативе США ДРСМД ушел в прошлое. «Мы подтверждаем приверженность ранее объявленному Россией мораторию на развертывание (в европейской части.— “Ъ”) РСМД наземного базирования, пока в соответствующих регионах не появятся ракетные вооружения аналогичных классов американского производства. Мы также считаем, что не утратил актуальность наш призыв к странам НАТО рассмотреть возможность объявления встречного моратория (на размещение в Европе вооружений, ранее подпадавших под РСМД.— “Ъ”)»,— говорится в заявлении.
Во-вторых, Владимир Путин призвал к выработке «конкретных вариантов взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей». «В частности, речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов Aegis Ashore с пусковыми установками Mk 41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах вооруженных сил Российской Федерации в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договоренностями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны не смогли договориться (российская ракета 9М729)»,— говорится в заявлении.
Напомним, что именно ракета 9М729 (в классификации НАТО — SSC-8), созданная для комплекса «Искандер», была главной претензией к России со стороны США, касавшейся ДРСМД. В Вашингтоне уверены, что 9М729 может пролететь около 2 тыс. км в обычном оснащении и несколько больше — в ядерном. То есть она якобы нарушала условия ДРСМД, согласно которому в декабре 1987 года СССР и США обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (от 1 тыс. до 5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем. В Москве же утверждали, что максимальная дальность полета 9М729 составляет всего 480 км. При этом в январе 2019 года Минобороны и МИД РФ пошли на беспрецедентный шаг — пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые раскрыли некоторые тактико-технические характеристики «ракеты раздора», а также показали пусковую установку и транспортно-пусковой контейнер. Но США, а также их ключевые союзники показ проигнорировали.
Разночтения по вопросу о том, подпадала ли ракета 9М729 под условия ДРСМД, и стали причиной того, что прошлогоднее предложение Владимира Путина не вызвало позитивной реакции у адресатов послания. В НАТО тогда заверили: по их данным, 9М729 уже развернута на европейской части России, а значит, Москва сама уже сделала то, что призывает не делать других.
В этот раз первая реакция была схожей с прежней. В Берлине заявили, что призывы Москвы к отказу от размещения ракет в Европе не заслуживают доверия.
«Генсек НАТО (Йенс.— “Ъ”) Столтенберг, в том числе в прошлом году, высказывался на эту тему. Поскольку Россия сама вышла из ДРСМД, то высказывания о возможном отказе (от размещения ракет.— “Ъ”) генсек НАТО счел неправдоподобным. Мы присоединяемся к этой оценке»,— сказала представитель МИД ФРГ Андреа Зассе журналистам.
«Мир, нашпигованный ядерными ракетами»
«Позиция НАТО давно сформулирована — ракета 9М729 должна быть ликвидирована. Но даже если в России были бы готовы такой шаг рассматривать, непонятно, каким образом это может быть сделано,— заявил “Ъ” директор проекта «Стратегическое ядерное вооружение России», старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения Павел Подвиг.— ДРСМД и прописанных в нем процедур деклараций и ликвидации ракет больше нет. Точно так же непонятно, каким образом Россия может убедить США и НАТО в том, что 9М729 не имеет дальности полета, нарушающей договор. Здесь ситуация даже еще сложнее, поскольку процедуры определения дальности крылатых ракет в ДРСМД, по существу, и не было».
С другой стороны, по словам эксперта, «если у сторон есть намерение отнестись к нынешней ситуации серьезно, то соответствующие процедуры могут быть выработаны»: «Понятно, что показательными пусками или демонстрацией ракеты в контейнере дело не ограничится и потребуется куда большая степень открытости. Но ничего невозможного здесь нет. В определенном смысле отсутствие ДРСМД даже облегчает эту задачу. Точно так же можно договориться и о процедурах проверки неразывертывания — в Европе или где-то еще. Вопрос об Aegis Ashore тоже можно решить. Но для этого нужно желание договариваться».
Не уверен в успехе инициативы и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Баклицкий. «Предложение о неразмещении ракет 9М729 в европейской части России давно обсуждалось в экспертных кругах и в разное время озвучивалось немецкими парламентариями и американскими дипломатами. Его принятие в качестве официальной российской позиции — хороший шаг к возможному урегулированию ситуации. Но члены НАТО (за исключением Франции) не демонстрировали никакой практической заинтересованности в диалоге с Москвой по ракетам средней дальности в Европе»,— заявил эксперт. И добавил: «Пока европейские столицы в основном повторяют американскую позицию, а в Вашингтоне разговор идет не о дипломатии, а о размещении ракет в Европе».
Заявление Владимира Путина прозвучало через неделю после того, как глава Пентагона Марк Эспер пригрозил нарастить в Европе и Азии число ракет средней и меньшей дальности.
«Китай развернул большое количество ракет, намного больше 1 тыс. ракет средней и меньшей дальности, в Индийско-Тихоокеанском регионе. И Россия тоже так сделала, и они сделали это в нарушение ДРСМД,— заверил он.— Так что мы привержены тому, чтобы развернуть такие же силы на обоих направлениях».
Российские информированные источники “Ъ” говорят, что инициатива Владимира Путина планировалась давно, но в свете предупреждения со стороны Марка Эспера заявление «приобретает дополнительную актуальность». Причем, как отметил Владимир Путин, предложение касается ситуации не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Не исключено, что основная цель планов США (по развертыванию ракет.— “Ъ”) — не Европа, а Азия. И вполне могу себе представить, что США и НАТО после долгих размышлений найдут (“так и быть”) какие-то развязки по Европе, представив их, разумеется, как “щедрый подарок” в адрес России,— написал в Facebook в этой связи глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев.— А вот далее Вашингтон всерьез займется обкладыванием ракетами Китая, превратив ядерную угрозу в фактор давления на растущего конкурента». Сенатор призвал «создавать “коалицию мира” в защиту безопасности и стабильности в обоих регионах» — Европе и Азии. «Иначе мы скоро проснемся в мире, нашпигованном ядерными ракетами в пяти минутах полета от столиц государств Евразии»,— резюмировал он.
Напомним, что предложение Владимира Путина, касающееся ДРСМД, стало второй за неделю попыткой Москвы обратиться к Вашингтону с призывом спасти систему контроля над вооружениями. 20 октября МИД РФ заявил: Москва готова продлить Договор о стратегических наступательных вооружениях на один год и при этом не против вместе с Вашингтоном взять на себя политическое обязательство «заморозить» на этот период количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов (хотя ранее российские официальные лица требование о заморозке всего ядерного арсенала называли «неприемлемым»). Как выяснил “Ъ”, решение о смягчении позиции принималось в Кремле. Однако Вашингтон идея Москвы пока не заинтересовала.