Пять российских банков уже проводят трансграничные перечисления через СБП в три страны, идёт работа над запуском таких переводов из-за границы в РФ. Об этом заявила директор департамента национальной платёжной системы ЦБ Алла Бакина. По её словам, до конца лета в любом терминале на Кубе можно будет расплатиться картой "Мир", а до конца года национальная система выйдет в пять-шесть новых стран. О развитии платёжных стикеров и QR-кодов, импортозамещении чипов и оборудования для приёма карт, российском аналоге SWIFT и пилотировании цифрового рубля - в интервью Аллы Бакиной "Известиям".
В прошлом году на фоне санкций банки опасались проблем с чипами для карт, и некоторые из них даже заявляли, что будут вытаскивать их из невостребованных карт, чтобы выпускать новые. Решена ли проблема на данный момент?
Начало 2022 года было непростым и для многих участников финансового рынка, и для страны в целом. Мы столкнулись с беспрецедентным давлением. Но рынок достаточно быстро смог адаптироваться. Здесь важно подчеркнуть, что наши производители карт смогли оперативно принять соответствующие меры и обеспечить запросы кредитных организаций. У банков не было проблем с выдачей карт, а у населения - жалоб, что они оказались без безналичных инструментов оплаты.
Эмиссия карт, наоборот, увеличивалась. За год их количество выросло почти до 397 млн - это на 62 млн больше, чем было в 2021 году. Таким образом, на сегодня проблем с чипами для банковских карт нет, вытаскивать чипы банкам не придётся.
В прошлом году ЦБ продлевал сроки действия карт, в том числе чтобы люди не бросились сразу перевыпускать все Visa и MasterCard. На ваш взгляд, нет ли рисков в использовании карт с истекшим сроком годности? Ведь это один из критериев, по которым можно подтвердить операцию в интернете.
Ситуации, когда людям отказывают в проведении платежей в интернете, поскольку срок действия карты истёк, крайне редки. Массово такой проблемы мы не видим. Срок действия карты - не единственный элемент, по которому проводится проверка.
Впрочем, карты с "истекшим" сроком годности уходят из обращения естественным путём: карты международных платёжных систем замещаются нашими национальными. Банки поэтапно заменяют карты, чтобы не создавать людям неудобства. За прошлый год эмиссия "Мира" выросла на 9%, а за первый квартал этого года - уже более чем на 3%. Процесс идёт постепенно, мы не видим необходимости его искусственно стимулировать. Сегодня карт "Мир" выпущено почти 204 млн.
Какая доля сейчас приходится на "Мир" и UnionPay среди всех карт?
Доля карт "Мир" в общей эмиссии по итогам первого квартала составила 44,5%. По прошлому году - 41,2%. То есть рост за январь-март на три с лишним процентных пункта. По объёмам операций доля "Мира" схожа - 45,6%.
Что касается UnionPay, то мы традиционно не раскрываем доли международных платёжных систем.
Несколько месяцев назад была информация о том, что один из крупнейших действующих в России производителей платёжных терминалов Ingenico думает об уходе из страны. Несёт ли это риски для рынка?
Оборудование для приёма безналичных платежей, которое работает на российском рынке, представлено не одним игроком: у нас есть и российские поставщики, и зарубежные, в том числе из дружественных стран. Поэтому уход одного игрока, даже такого известного, системных рисков для платёжного рынка, для доступности платёжных услуг не создаёт.
Кроме того, правительство включило в перечень проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики производство чипов и оборудования для приёма карт. Это позволит компаниям привлечь дополнительное финансирование, что, в свою очередь, будет содействовать ускорению импортозамещения и позволит сделать российские решения более доступными и выгодными для участников рынка.
Помимо непосредственно POS-терминального оборудования есть и другие технологические предложения: это и оплата по QR-коду, и Soft-POS - специальное ПО, которое загружается на смартфоне и там же используется в качестве платёжного терминала.
Насколько активно сейчас развивается этот способ платежа?
В Soft-POS заинтересован в первую очередь малый и средний бизнес - те сегменты, которые в силу размера, специфики оказываются наиболее гибкими и адаптивными к изменениям. Например, курьеры, которым тяжело с собой носить терминал, могут использовать собственный смартфон для приёма безналичной оплаты. Мы видим, что рынок здесь хорошо и самостоятельно развивается, стимулировать его нет необходимости. Здесь как раз тот самый случай, когда не надо мешать.
После ухода из России систем Visa и MasterCard российские финансовые игроки стали придумывать новые способы платежей. НСПК анонсировала способ оплаты по QR-кодам, когда код формируется на смартфоне клиента. На ваш взгляд, насколько перспективен этот вариант оплаты и будет ли ЦБ делать его обязательным?
В России доля безналичных операций при оплате в рознице уже составляет 81,2%. Это говорит о том, что люди привыкли оплачивать в одно касание, быстро, безналично.
Поэтому игроки предлагают разные решения: это и оплата по QR-коду с возможностью сканирования его камерой телефона, это и возможность сгенерировать свой собственный QR-код на телефоне. Мы смотрим, как будет развиваться ситуация. Естественно, любой новый клиентский опыт должен получить доверие, люди должны привыкнуть. Мне кажется, сразу начинать с регулирования в таких ситуациях нецелесообразно, поэтому пока эти технологии развиваются позитивно и не требуют участия Банка России.
Когда этот способ платежа сможет конкурировать с более привычными?
Уже сейчас оплата по QR-кодам достаточно популярна. Она реализована в Системе быстрых платежей (СБП). За прошлый год операции росли очень динамично: по количеству они увеличились в 27 раз, а по объёму - в 12 раз.
Я думаю, при таких темпах в достаточно скором времени СБП займёт значимое место на рынке.
Частные игроки российского рынка также предлагают клиентам свои решения для оплаты по QR-коду. И это важно с точки зрения развития конкуренции.
Помимо QR-кода на смартфоне клиента развиваются и другие способы. Например, банки запускают стикеры, которые можно приклеить к смартфону и делать платежи ими. На ваш взгляд, насколько это востребованное решение и видит ли Центральный банк в нём риски?
Стикер - это не новая история, это всего лишь форм-фактор. Рынок уже опробовал разные варианты: и стикеры, и кольца, и браслеты, и часы. Получается, стикер через какое-то время вернулся.
Всё, что направлено на оплату в одно касание, представляется удобным с точки зрения клиентов.
Все способы защиты информации, все антифрод-решения здесь работают и реализуются, и участники гарантируют защиту информации - это вопрос первостепенный. Например, если человек потерял стикер - нужно позвонить в банк, и наклейку заблокируют.
Для оплаты через СБП есть приложение - "СБПэй". В нём анонсировалась возможность оплаты с помощью NFC-модуля, то есть прикладыванием смартфона к платёжному терминалу. Сейчас этот способ платежа уже работает?
Приложение "СБПэй" работает наряду с банковскими приложениями. На устройствах, которые принимают оплату и по QR-кодам, и по платёжным ссылкам, делают встроенные модули NFC. Участники реализуют функционал, который позволяет оплачивать через СБП одним касанием смартфона. В некоторых точках такой вариант уже работает.
В прошлом году ЦБ заявлял, что планируется тестировать трансграничные переводы через СБП. Сейчас на каком этапе пилотный проект?
Мы двигаемся в соответствии с планом, но в силу текущей ситуации круг контрагентов поменялся. У нас развиваются как межсистемные проекты (взаимодействие между аналогичными системами разных стран), так и через отдельные зарубежные банки.
По понятным причинам мы не называем страны.
Если говорить о взаимодействии "система-система", то интеграции уже есть, первые операции пройдены успешно. Продолжается работа на стороне банков - участников систем. И мы готовы поддерживать любой объём трансакций и любое число участников.
Также развивается и модель "банк-банк". Сегодня уже пять российских банков предлагают услугу трансграничного перевода через СБП с участием их зарубежных банков-партнёров. Таких иностранных партнёров на сегодня 14 из трёх стран. Операций пока не так много, как хотелось бы, но сервис активно развивается. Например, в мае прошло в два раза больше таких операций, чем в апреле. Пока доступны переводы из России за границу, но участники работают и над возможностью перевести из-за рубежа в страну.