До 8 Марта рукой подать. Обычно в предпраздничные дни в торговых центрах ажиотаж. Но последние события внесли свои коррективы. Покупателей нет, сотрудников магазинов одежды пугают увольнением, цены на товары повысились.
Как готовятся к Международному женскому дню столичные ТЦ — в материале «МК».
«Дорогие россияне, мы рады вас приветствовать в торговом центре «Океания»! Желаем вам хорошего дня», — бодрый женский голос по громкой связи звучал странно на фоне происходящих событий. Дальше последовало уже забытое в нынешних реалиях объявление: «У нас вы можете сделать прививку от коронавируса и пройти бесплатный экспресс-тест».
К полудню людей в торговом центре практически не было. Если люди и приходили, то большинство направлялось в сторону банкоматов, где с утра выстраивались очереди.
Останавливаюсь около стойки, где торгуют израильской косметикой. «Мы пока цены не поднимали. По старым бы ценам продать: в последние дни продажи резко остановились. Никто ничего не покупает. Хотя обычно перед 8 Марта хорошо расходилась наша продукция».
В среду стало известно о закрытии сайта H&M — больше нельзя заказать товары онлайн. Для тех, кто не в теме, — это шведский бренд, цены на вещи более чем доступные. Марка является одной из самых популярных в России. В этих магазинах одевалось порядка 50 процентов населения.
В четверг не открылся и магазин H&M. На витрине появилось объявление: «Временно закрыты по техническим причинам». Сотрудники магазина паковали вещи в зале.
— Ничто не предвещало закрытия, все случилось в один миг, — говорит охранник. — Людей теперь уволят. Они и так не много здесь получали — 260 рублей в час им платили. Не представляю, как будут выживать. Некоторые плакали…
Рядом магазин бюджетного российского бренда. Здесь до сих пор распродажа 50–70 процентов. Трусы можно купить по 90 рублей, футболки — по 150, брюки — по 230.
— Цены мы не повышали, — говорит девушка на кассе. — А вот скидки в это время обычно убираем, но сейчас решили оставить. Вероятно, народ теперь будет покупать только дешевые товары.
Более дорогой магазин Guess тоже пока не повышал цены, но продавцы на низком старте. «Не знаю, накроется ли наш бренд, но нашу точку закрывают, — говорит молодой человек, работающий в зале. — Продажи остановились, покупателей уже четвертый день совсем нет».
Сотрудники магазина Zara, еще одного популярного бренда, в легкой панике после того, как закрыли их коллег из H&M.
— Мы же все общались, дружили, теперь девочки, которые там работали, не понимают, что им делать, — рассказывает продавец. — Никто не ожидал, что их закроют, думали, только онлайн-продажи прекратятся. У нас тоже стали увольнять сотрудников за ненадобностью. Покупателей с понедельника не стало от слова «совсем». Естественно, и сотрудники стали не нужны. Товар у нас подорожал за последние дни прилично. Какие-то вещи на 300–400 рублей, какие-то — на 2000. В целом на 30 процентов примерно. Будут ли поставки, тоже нет ясности.
На кассу возврата товара подходит девушка: «Хоть бы вас не закрыли. Ну где тогда одеваться?..»
Почти во всех дорогих магазинах, куда я заходила, продавцы меняли ценники. Сфотографировать процедуру не разрешили.
В бутике, где представлены дорогие бренды — Hugo Boss, Trussardi, Armani, — пояснили, что цены в четверг поднялись от 5 до 20 процентов на разные товары. Добавили, что покупателей меньше не стало, обстановка спокойная, паники у руководства нет. Но за все время, пока я находилась в этом магазине, никто туда не зашел.
А вот в популярном магазине «Рандеву», где продают обувь разных известных брендов, народ был. По словам администратора торговой точки, цены они подняли на 10 процентов. И добавили: это только начало.
Заглянула я в американский магазин Levi’s. «Мы думали, что по нам первым ударят санкции, но пока держимся. Цены не поднимали, все идет как идет», — прокомментировал молодой человек.
В Аdidas меня проинформировали, что им поступило распоряжение, и, скорее всего, с пятницы цены на одежду поднимутся на 15 процентов. «На складах продукция еще есть, но поставок, вероятно, больше не будет. Того, что есть, хватит на несколько месяцев. А потом нам придет конец», — дала прогноз одна из продавщиц.
Магазин популярного японского бренда UNIQLO тоже пока продает товар по прежним ценам.
Сеть магазинов парфюмерии и косметики «Рив Гош» в четверг меняла цены на всю продукцию. По словам сотрудников, стоимость товаров повысилась на 12 процентов: «Посетители постоянно спрашивают, что и на сколько подорожало. Кому принципиальна разница в 300–500 рублей, те уходят. Но в основном такое подорожание никого не смущает. Тем более скоро 8 Марта, надо где-то подарки покупать».
Разговорилась я с девушками у прилавка с золотыми украшениями. «У нас все как обычно, цены мы не поднимали. Но заметили тенденцию, что часто стали подходить люди и спрашивать: «Правда, что сейчас лучше вкладывать деньги в золото?» Где-то по новостям они услышали. Но никто из этих людей ничего у нас так не купил. Признавались, что нет возможностей, но они подумают. Мы не приветствуем такую панику. Потерпеть придется немного, и все наладится».
В магазине электроники и бытовой техники «М-Видео» ажиотажа не наблюдалось. «Несколько дней назад действительно было много покупателей, так же, как перед Новым годом, — рассказала продавец. — Брали абсолютно все. Сейчас поставок почти нет. На складах кое-что осталось, но ненадолго. Не знаю, чем будем торговать. А ценники меняем целыми днями. В зависимости от курса доллара — то повышаем цены, то понижаем. Вот сегодня принесли огромную пачку с новыми ценами. Клеим. Нам даже некогда покупателей консультировать».
На последнем этаже торгового центра — пункт вакцинации, рестораны и кинотеатр. Этаж оказался абсолютно пустым.
В пункте вакцинации — скучающие женщины в белых халатах. В ресторанах тоже негусто.
— Мы все на панике, не понимаем, на сколько поднимать цены, — поделилась сотрудница бургерной. — Вот с коллегами из соседних заведений советуемся. Все сами решают, какое повышение делать. Мы подняли цены на блюда примерно на 250 рублей. А вот рядом с нами ресторан — они повысили ценник всего меню на 25 процентов.
В кинотеатре тоже все грустно.
— Обычно с четверга по воскресенье у нас почти полные залы. И днем есть люди, и вечером. А сегодня еще ни одного билета не купили. Никогда мы с таким не сталкивались. Хотя что удивляемся — смотреть-то особо нечего, — вздохнула девушка на входе.
Пока мы разговаривали, все-таки нашлась одна желающая посмотреть кино. Даме лет тридцать. Она отправилась смотреть фильм «Хочу замуж».