Работа торговых сетей в ночное время и по выходным в ряде регионов может быть ограничена - эта мера позволит выровнять конкуренцию в отрасли с малым бизнесом. С таким предложением глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов обратился к помощнику президента Максиму Орешкину (копия есть у "Известий"). Одна из проблем отрасли в регионах - сложность доступа товаров небольших производителей на полки в торговых сетях, а также доминирующее положение крупного ритейла. Эксперты отмечают, что мера носит директивный характер и мало соответствует представлениям о рыночной экономике. Инициатива сформирована в ответ на запрос ряда субъектов, уточняется в письме. Но ответившие на запрос "Известий" регионы её не поддержали.
В комитете СФ по экономической политике сформировали инициативы, которые должны помочь сбалансировать конкуренцию в торговле между МСП и крупным бизнесом. В перечень вошли следующие предложения:
- запретить торговым сетям работать в выходной день или в режиме 24 часа. Это должно открыть более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек и дать доступ местным производителям к каналам торговли;
- способствовать объединению малых торговых сетей в региональные ассоциации и союзы, формированию закупочных кооперативов;
- распространять меры поддержки малого бизнеса на предпринимателей, работающих по франшизам крупных сетей. Сейчас их доступ к этим стимулам ограничен;
в частности обеспечить развитие мобильной торговли и собственной розницы производителей. На данный момент они вынуждены значительную часть прибыли отдавать торговым сетям.
По итогам работы сенаторов в регионах выявлено, что местным предпринимателям зачастую затруднительно наладить постоянные поставки в торговые сети, поясняется в документе суть предложений. У ритейла в силу объективных причин нет обязательства размещать продукцию местных производителей в определённом объёме, что влияет на экономику региона, в том числе и на уровень цен на продукты питания.
За последние годы в структуре оборота розничной торговли неуклонно снижается доля рынков и ярмарок - с 2,2 трлн рублей в 2015 году до 1,6 трлн в 2020-м. Доля торгующих организаций стабильно растёт - с 25,4 трлн рублей до 32,3 трлн за тот же период. По данным Росстата, в 2020 году доля торговых сетей, в том числе федеральных и региональных, увеличилась и составила почти 39%. Причём крупнейшие игроки в этом объёме занимают около 40%.
Предложение об ограничении работы торговых сетей в выходной день или в режиме 24 часа сформировано в ответ на запрос регионов. Это даст дать возможность развития торговли для малого и среднего бизнеса в это время, сообщается в письме.
- Например, такая проблема есть в Калмыкии. Если другие формы торговли - нестационарные объекты, ярмарки - не работают, то такая мера может стать поддержкой, - пояснили "Известиям" в аппарате Андрея Кутепова.
"Известия" обратились в российские регионы с просьбой уточнить, насколько целесообразным им представляется введение такой меры. В большей части субъектов на вопрос не ответили.
В республиках Марий Эл, Алтай и Чувашия, в Калужской, Тульской и Орловской областях сообщили, что мера на их территории неактуальна.
- Магазины федеральных торговых сетей на территории Чувашской Республики в основном работают с 8 до 22 часов. При этом субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о продлении режима работы своих точек, - заявил глава Чувашии Олег Николаев.
Время работы не выступает значимым конкурирующим фактором между крупными и мелкими торговыми компаниями, пояснили в правительстве Калужской области. Для выравнивания конкуренции стоит поддерживать малые форматы торговли, а не регулировать время работы крупных торговых сетей, отметили в Тульской области. Более того, ограничение времени работы торговых сетей приведёт к дискомфорту и росту социальной напряжённости, особенно в крупных городах, добавили в алтайском минпромторге.
Эксперты в целом выражают аналогичную точку зрения. По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, ограничение режима работы - не рыночная мера.
- Это прерогатива предприятий - решать, когда они хотят работать, а когда нет. Директивные решения власти могут принимать лишь в отношении государственного бизнеса, - пояснил эксперт.
Впрочем, он согласился, что рынки розничной торговли и производства сельскохозяйственной продукции в значительной степени олигополиcтичные.
Любые ограничения негативно влияют на конкурентную среду и ведут к повышению цен, так как рост издержек компании перекладывают в конечную стоимость товара для потребителя, отметила советник вице- президента ЦСР Любовь Арапова. Запрет работы сетей в ночное время повлияет больше на поведение клиентов - тому, кто привык закупаться ночью, избегая очередей, придётся совершать покупки в дневное время. И вряд ли покупатель из-за этих перемен предпочтёт небольшой магазин, где цены зачастую выше, резюмировала эксперт.
Глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов сказал "Известиям", что скептически относится к предложению сенатора. Речь идёт о запретительной мере, к которой следует прибегать в последнюю очередь, отметил он. Тем более что значительная доля рынка федеральных сетей - не самая серьёзная проблема для малого и среднего предпринимательства. "Есть более глобальные и необходимые для нас меры, введения которых мы просим годами", - сказал он. Например, речь о законопроекте о нестационарной и мобильной торговле, который даёт ряд серьёзных изменений для работы киоскёров.
В 2017 году почти с аналогичной инициативой выступал сенатор Сергей Лисовский. Он предлагал ограничить работу крупных торговых супермаркетов с 16 часов в субботу и запретить им работать в воскресенье и по ночам. По его оценкам, примерно половина субъектов инициативу поддержали, остальные либо выступили против, либо отреагировали нейтрально.
В Минпромторге на просьбу оценить предложение сообщили, что рассмотрят его при поступлении в установленном порядке.
ЛЮБЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕГАТИВНО ВЛИЯЮТ НА КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ И ВЕДУТ К ПОВЫШЕНИЮ ЦЕН, ТАК КАК РОСТ ИЗДЕРЖЕК КОМПАНИИ ПЕРЕКЛАДЫВАЮТ В КОНЕЧНУЮ СТОИМОСТЬ ТОВАРА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ