В Думу пришли новые люди. И люди сами по себе, и одноименная партия. Хотя правильнее будет сказать, что партия ворвалась. Едва появившись на свет, она с ходу взяла пятипроцентный барьер, и впервые за 20 лет нижняя палата парламента стала пятипартийной. Поверить в то, что они полностью самостоятельны и просто вот такие молодцы, — мешают наши политические реалии. Но, возможно, «Новые люди» — не только разовый способ забрать голоса у оппозиции, а глобальный проект нынешнего Кремля.
«Новые люди» появились в марте 2020 года, после того как в Кремле одобрили идею создания нескольких малых партий. Партии были нужны, чтобы забрать голоса как у системной оппозиции, добившейся неплохих результатов на региональных выборах 2018 года, так и у протестной «улицы». К последней, вполне очевидно, относится городской образованный средний класс, молодые успешные люди. «Новые люди», созданные на собственные деньги главой компании «Фаберлик» Алексеем Нечаевым (в 2020 году Нечаев получил от компании 4,3 млрд рублей дивидендов), пришлись кстати. С одной стороны, Нечаев в одном из интервью заявлял, что «ломать систему не надо», что это «еще и вредно»: «В 1990-м сломали систему — потом 10 лет в себя приходили. Надо с этой «системой» начать разговаривать». С другой — открещивался (и открещивается) от Кремля. То есть партия вполне могла собрать (и, как видим, собрала) голоса тех, кто не голосует за «Единую Россию», но не хочет голосовать и за «шатателей режима».
Из реально узнаваемых лиц в партии — сам Нечаев да, пожалуй, еще Сардана Авксентьева. Как написано про нее на сайте партии: «Легендарный бывший мэр Якутска, одна из самых известных в России женщин-политиков». Дальше перечисляются ее деяния (продажа дорогих внедорожников, принадлежавших администрации города, урезание представительских расходов, попытка продать дорогое здание мэрии в центре Якутска, ежедневное общение с людьми в соцсетях), и из этого перечисления становится понятно, почему она быстро оказалась экс-мэром (по официальной версии — из-за состояния здоровья).
Партия начала активный и грамотный пиар в соцсетях, создание региональных представительств (сейчас их около 550). Работа с людьми на местах (и здесь очень помог опыт продаж) дала свой результат уже на региональных выборах 2020 года. «Новые люди» прошли в четыре региональных парламента и несколько городских Дум. А хождение Нечаева и Авксентьевой по популярным ютуб-каналам, привлечение селебрити и вливание немалых денег в агитацию — 15 миллионов рублей (для сравнения: у коммунистов было 20 млн) дали свой результат на думских выборах.
Не в программе дело
Как и положено любой новой партии, в своей программе «Новые люди», партия правоцентристская, пишут: «Мы предлагаем коренные изменения во всех сферах. Выборность и конкурентность — в политике. Повышение доходов людей и развитие предпринимательства — в экономике. Свобода слова и собраний — в общественной жизни».
Однако многие пункты программы экономисты и политологи считают либо утопичными, либо уже реализуемыми действующей властью. Например, идея не сажать за экономические преступления формально уже внедрена. Другой разговор, что правоприменение этой нормы хромает на обе ноги (любому «экономическому» фигуранту вменяют, например, организацию преступного сообщества, и — здравствуй, СИЗО). Предлагаемый партией налоговый маневр — ввести для предприятий единый налог с оборота, отменив НДС, налог на прибыль и страховые отчисления, — по расчетам экономистов, оставит бюджет без дохода на весьма продолжительный период, и государство будет не в состоянии выполнять свои социальные обязательства, платить зарплаты бюджетникам. А прочитав предложение «заключить новый общественный договор» о том, что, «получив прозрачные и выгодные условия, бизнес берет на себя обязательства по выходу из тени и повышению заработной платы сотрудников не менее чем на 20%, и это позволит за пять лет довести среднюю зарплату до 100 тысяч рублей в месяц», трудно поверить, что его написали в партии, возглавляемой бизнесменом. Никогда капиталист, если его жестко не принудить, не откажется от прибыли. А здесь — прямо утопия: мы вам снизили налоги — повысьте зарплаты.
Мессианство
Впрочем, утопические положения находят свое объяснение. Сам Нечаев — из так называемых крапивинских мальчиков. Так называют выпускников клуба «Каравелла», который создал в 1966 году знаменитый детский писатель Владислав Крапивин. В клубе (он существует в Екатеринбурге до сих пор) учили ходить под парусом и фехтовать, но главное — соблюдать кодекс чести. Одним из главных его положений записано: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Нечаев не состоял в «Каравелле», но ездил туда на практику, познакомился с Крапивиным и создал в Москве собственный отряд «Рассвет» по подобию крапивинского. Безоглядный энтузиазм, романтика, а еще идеи прогрессорства, почерпнутые у братьев Стругацких, похоже, сказались на мировоззрении нового политика.
И вот тут начинается самое интересное. На сайте партии есть раздел «Картина мира». Нудный до ужаса научно-популярный текст. Но из него как раз и следует, что «Новые люди» — едва ли не мессианский проект. Партия (это обозначено во введении в программы) намерена дать политическое представительство «силам прогресса», «которые пока еще недостаточно организованны, не имеют собственного политического языка и не могут противостоять существующим системам власти».
По мнению «Новых людей», сейчас «идет переход от индустриальной фазы развития общества, когда ключевым ресурсом была собственность на средства производства, к информационной, когда таким ресурсом оказалось владение информацией и средствами коммуникации», и «развитые страны уперлись в фазовый барьер — пределы роста, когда институты госуправления больше не отвечают возрастающей сложности процессов». И нужно решать вопрос «ключевого конфликта нашей эпохи — между старым миром властных вертикалей, государств и корпораций и новым миром, миром горизонтальной самоорганизации». Именно добровольные сообщества людей (сообщества родителей, сообщества урбанистов, сообщества экологов) и есть те самые социальные силы, благодаря которым мы сможем успешно преодолеть фазовый барьер. Заменить плохо работающие модели управления новыми, основанными не на жесткой иерархии и подавлении, а на общем интересе, горизонтальных связях и открытости.
В разговоре с The Bell Нечаев рассказывал, что в «Каравелле» он впитал концепцию, которую сейчас называет «гуманизм 3.0»: «Там пытались растить нового человека — творца, который сам создает свой путь, отбрасывая стереотипы, и не прошлым питается, цепляясь за 75 лет победы или 60 лет первого полета в космос, а смотрит в будущее». А в интервью РБК объяснял, что «гуманизм 3.0» — «это гуманизм, который проповедует равные возможности для творческой самореализации. В СССР, кстати, этот новый гуманизм был уже представлен педагогами-новаторами или ранними Стругацкими — скажем, в их повести «Полдень, XXII век». Это гуманизм, который считает, что человек — это в первую очередь «сын Божий», который должен именно в таком понимании полностью раскрыться. И мне кажется, что эта идея уже очень давно в мире зреет».
Вот и партия «Новые люди» будет направлена на то, чтобы создавать такой новый социотип.
Глобальный проект
Как бы ни старался Нечаев дистанцироваться от администрации президента, пересечений слишком много. Даже чисто в Администрации президента работали клиенты выходцев Московского методологического кружка (ММК). Это кружок советского мыслителя Георгия Щедровицкого, учение которого исходило из того, что «человека будущего общества» можно подготовить с помощью инновационной педагогики и социальной инженерии. Он, например, проводил тренинги для советского руководства «Организационно-деятельные игры», участникам которых предлагалось искать решение поставленной ведущим проблемы. Последователи Щедровицкого — его сын Петр и Ефим Островский — работали консультантами в «Союзе правых сил». Также оба были и консультантами «Фаберлик».
Несколько лет назад предполагалось, что рожденный администрацией президента мем «образ будущего» будет использоваться думской кампанией 2021-го. Над ним среди других трудился бывший сотрудник «Фонда эффективной политики» Алексей Чадаев. Чадаев (по крайней мере до осени 2020 года) был и в предвыборном штабе «Новых людей».
Но важнее пересечения «идеологические»: «образ будущего», формирование нового социотипа с упором на молодежь. И здесь достаточно посмотреть на публичные проекты Администрации президента. Например, конкурс «Лидеры России» (одну из площадок которого вел, кстати, Нечаев). Или такие проекты, как «Россия — страна возможностей», перезапуск общества «Знание». Политолог Константин Гаазе в 2019 году предполагал, что управленческие конкурсы и другие придуманные в АП механизмы вовлечения людей в государственное управление — это задел для формирования «неполитически-политического движения, платформы на выборах в Госдуму 2021 года».
А вот свежие цитаты самого Кириенко: «Я считаю, что Россия и сегодня уже для каждого талантливого творческого человека стала страной возможностей... Мне кажется, что Россия будущего — я вижу это уже в сегодняшней России — это страна, в которой каждый человек может открыть и полностью реализовать свой талант и свое призвание» (11 сентября). Или еще, из обращения к участникам Всероссийского слета национальной лиги студенческих клубов 22 сентября: «У меня ощущение — чем ребята моложе, тем они более интересные, более творческие и открытые. Они уже растут в этом динамичном цифровом мире, и их главным конкурентным преимуществом является открытость и скорость восприятия, скорость готовности к изменениям. Это точно их главное конкурентное преимущество».
Ну и для сравнения.
Партия «Новые люди», раздел «Картина мира»: «Появление новых людей соответствует запросам быстрого мира, поэтому у нынешних молодых людей ярко выражена соответствующая черта (которая накладывается на юношеский максимализм), ведь они с самого детства живут в этом мире и считывают его потребности, в отличие от представителей старшего поколения, поведенческие паттерны которых формировались в куда более неторопливом мире».
Так что, похоже, проект трансформации страны работает — и новый, политический, элемент в нем появился.