Частные детсады и ясли смогут получить господдержку, если будут предоставлять бюджетные места тем детям, которым их не хватило в муниципальных садиках
Партия "Единая Россия" собрала предложения общественных организаций о том, как решить проблему нехватки мест в детсадах. И отправила их в минэкономразвития. Об этом "Российской газете" рассказал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Деньги частным детским садам и яслям предлагают выделять на аренду помещений и заработные платы педагогам, а также на компенсацию за предоставление мест по бюджетным тарифам.
Сенатор напомнил, что острую нехватку мест в садиках удалось снять. С 2010 года их строительство стало приоритетной задачей властей. Только за последние три года по программе модернизации региональных систем дошкольного образования построено свыше пяти тысяч новых современных комфортных зданий дошкольных учреждений. И туда смогли попасть около 1,5 миллиона ребятишек. В одной Москве, по данным столичного стройкомплекса, с 2011 по 2016 год появилось 195 новых садиков.
Тем не менее сегодня в среднем на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 106 детей. Хуже всего дела с садиками обстоят в Северо-Кавказском округе. В Ингушетии лишь 14 процентов ребят ходят в садики, в Дагестане - 27,6 процента, а в Чечне - 29,2 процента. И дело не только в том, что в этих республиках традиционно предпочитают воспитывать малышей дома.
И, к сожалению, очень непростая ситуация сложилась в стране с яслями. Многие регионы, пытаясь построить как можно больше садиков для детей в возрасте от трех до семи лет, забыли о самых маленьких. Ясли заменили группами кратковременного пребывания или игрового развития.
Однако такая форма устройства ребенка интересна далеко не всем мамам, которые хотят выйти на полноценную работу из декретного отпуска. Группа же кратковременного пребывания предполагает, что ребенок там будет находиться не более трех-четырех часов. Значит, о полном рабочем дне можно забыть.
Эксперты давно советуют обратить более пристальное внимание на развитие частного сектора дошкольных учреждений. Сейчас из существующих в России 40 тысяч государственных садиков частных всего чуть более 800. Почему они так слабо развиваются?
По мнению Валерия Рязанского, частный садик - дело затратное и ответственное.
"Это - лицензированный вид деятельности, и для того, чтобы получить лицензию на открытие садика, нужно выполнить те же условия, что и при открытии муниципального, - поясняет сенатор. - Иными словами, здания должны соответствовать требованиям санитарной и пожарной безопасности, там должен работать квалифицированный персонал, нужно получать разрешения на транспортные перевозки детей и многое другое. И деятельность эта поднадзорна всем государственным структурам, отвечающим за образование и безопасность". Пожарные, сотрудники Роспотребнадзора, профильных региональных ведомств и прочие. Сенатор отмечает, что бизнес четко просчитывает, будет ли отдача от вложений в подобный вид деятельности и когда она будет.
"В крупных городах сейчас уже много муниципальных садов, поэтому нет особого смысла открывать частные, - добавляет Рязанский. - Ведь стоимость пребывания там ребенка высокая". Частные дошкольные учреждения нужны в малых городах. Но далеко не каждый родитель готов платить по 35-40 тысяч в месяц за частный садик или ясли. На меньшую плату бизнес не согласен: нерентабельно. Для того, чтобы стимулировать бизнесменов, и рассматриваются сейчас различные формы их поддержки. По другим направлениям такой опыт уже есть.
Например, в Москве с 2013 года реализуется программа господдержки открытия частных клиник "Доктор рядом". По ней сейчас работает более 60 частных клиник, где наряду с платными услугами каждый желающий может получить и бесплатную помощь. Взамен город дает клиникам возможность получить льготную аренду за символическую плату - один рубль за квадратный метр в год.
Субсидирование частных детских садов существует и в Подмосковье. Как рассказала "РГ" первый зампред областного правительства Ольга Забралова, сегодня более 70 частных детских садов Подмосковья получают деньги из областного бюджета.
"Мы платим им за каждого ребенка, которому не хватило места в муниципальном садике, столько же, сколько перечисляем за пребывание ребенка в государственном саду", - пояснила Забралова. Родители, соответственно, платят за своего ребенка не 40 тысяч в месяц, а 3-4 тысячи. Неплохо бы, по мнению Валерия Рязанского, поддерживать и такую форму организации частных дошкольных учреждений, как семейные детские сады.
По его мнению, она особо актуальна для небольших городов, сельской местности, удаленных населенных пунктов, которых много в тех же северокавказских республиках. "Почему бы нам не поддержать мам, которые имеют собственных детей, соответствующее педагогическое образование, помещения и готовы еще присматривать за чужими ребятишками, - рассуждает сенатор. - Можно делать филиалы государственных дошкольных учреждений на дому. А родителей, готовых организовать семейный садик, вводить в штат муниципальных садов. И выделить дополнительное субсидирование из бюджетов на их зарплаты и оплату коммунальных и иных услуг".
Какие могут возникнуть проблемы?
Первая. Если муниципалитеты будут предоставлять частникам субсидии в рамках муниципальных тарифов за место в детском саду, тогда собственники садиков просто прогорят. Либо субсидия, например, на аренду помещений, должна компенсировать разрыв в муниципальных и коммерческих тарифах.
Вторая. Лицензии на работу частного дошкольного образовательного учреждения выдают региональные министерства и департаменты образования. Процедура эта очень долгая и трудоемкая. Это тоже надо учесть, предупреждают эксперты.
Без присмотра
Три года назад Иркутск наблюдал за громким делом воспитательницы нелегальной группы присмотра за детьми. В обычной квартире, где женщина присматривала за десятью малышами, скончалась девочка.
Правда, вскрытие установило, что вины владелицы группы присмотра в этом не было.
Но воспитательницу все равно осудили за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Группа присмотра не была зарегистрирована. Между тем, она функционировала, по версии следствия, с 1999 до 2014 года.
Начальник департамента образования города Иркутска Валентина Перегудова поясняла, что существуют пробелы в федеральном законодательстве, которые позволяют организаторам групп по уходу и присмотру за детьми не сообщать о своем создании в надзорные органы - Роспотребнадзор, пожарную инспекцию и другие.