Вчера президент Владимир Путин одной жесткой фразой радикально изменил политику ОАО РЖД в пригородных перевозках. Теперь монополии, которая с благословения правительства два года сокращала нерентабельные электрички, придется их вернуть вместе с убытками, источника компенсации которых нет. По данным "Ъ", в ближайшее время ОАО РЖД сможет восстановить лишь 300 маршрутов, закрытых с начала 2015 года. Перевод отрасли на ручное управление может погасить локальный социальный взрыв, но как решать проблему в целом, никому пока не понятно.
Вчера президент Владимир Путин на совещании с членами правительства в Ново-Огарево жестко раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранс за массовую отмену электричек. "А что у нас Министерство транспорта не существует, что ли? По-моему, вы курируете эту отрасль. Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?" — возмутился президент. Он подчеркнул, что проблема касается "тысяч людей", и велел немедленно восстановить отмененные пригородные поезда "с гарантиями соответствующими ОАО РЖД и регионам по решению проблемы". В ответ вице-премьер признал, что ситуация в пригороде сложная, и пообещал в течение суток представить финансовые предложения по этому поводу.
Резкое выступление президента выглядит неожиданным — возмутившую его политику ОАО РЖД проводит не первый год, причем при поддержке властей. Массовые отмены электричек начались еще в 2012-2013 годах (326 поездов) и усилились в 2014 году, после того как 26 пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО РЖД и регионов) изменили механизм работы. В 2012-2013 годах регионы могли формировать заказ на объем перевозок, но не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. С 2014 года ППК начали заключать договоры, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объем.
Правительство новый подход поддержало: в мае оно утвердило концепцию развития пригородного комплекса, предусматривающую ответственность всех участников перевозок.
Регионы и ППК должны заключать долгосрочные контракты (на 15 лет), а в ответ государство обязывалось в течение этого срока субсидировать содержание инфраструктуры ОАО РЖД, выплачивая по 25 млрд руб. в год. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, ППК были вправе не оказывать услуг (регионы могли и сами отказаться от электричек в пользу автобусов). Премьер Дмитрий Медведев тогда подчеркивал, что "ответственность за хождение электричек полностью лежит на регионах". Но они не спешили заключать контракты с ППК. В результате к концу 2014 года по всей стране было отменено 10% из 5,7 тыс. электричек.
В этом году ситуация усугубилась: только в январе отменено около 300 поездов, из них 35 — в Нижегородской области, по 16 — в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 17 — в Пермском крае. В Вологодской, Псковской, Тульской областях электрички ликвидировали полностью. По данным ОАО РЖД, на 2015 год пригородные перевозки заказали только 47 субъектов. Подстегнуло обвал решение правительства повысить с 2015 года плату за инфраструктуру. Если раньше ППК перечисляли ОАО РЖД только 1% тарифа за пользование путями, а остальное компенсировало государство, то сейчас должны платить 25%. По оценке ОАО РЖД, в 2015 году выпадающие доходы ППК составят 21,8 млрд руб. (в 2014 году — 14,7 млрд руб.), но в региональных бюджетах на компенсации заложено только 8 млрд руб.
Неприемлемая ситуация
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что "о существовании проблемы (пригородного сообщения — "Ъ") президенту известно не первый год". "Но ни разу не доходило до полной отмены электричек, как это происходит сейчас в некоторых регионах,— подчеркнул он.— С точки зрения президента, это неприемлемая ситуация". В то же время, уточнил господин Песков, ситуация не является "проблемой правительства — это проблема РЖД и бюджетов регионов".
Собеседник "Ъ" в управлении внутренней политики (УВП) президента подтверждает, что вопрос по электричкам не был неожиданным, "губернаторы писали обращения в ОАО РЖД, публично заявляли о проблеме главы Липецкой, Воронежской, Рязанской, Вологодской, Новгородской областей — большинство регионов вокруг Москвы". Еще в 2014 году губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил: "Со стороны РЖД на нас идет давление с использованием монополистского положения. Мы не видим прозрачности расчетов". О том, что отмена электричек создает "социальную напряженность", говорил глава Курской области Александр Михайлов. "Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты "дочки" РЖД. Примерно 80-85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем",— говорил в декабре 2014 года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Обращение к Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву по проблеме пригородного сообщения вскоре направят депутаты кировского заксобрания. Как заявил "Ъ" его спикер Алексей Ивонин, "даже после сегодняшнего заявления президента непонятно, как будет решаться проблема: либо регионы будут просить дотации, либо РЖД придется снизить тарифы". Обсуждались проблемы пригородного сообщения и в блогосфере: например, "ужасным событием" новость об отмене с 2015 года электричек в Вологодской области назвал в своем блоге лидер Партии прогресса Алексей Навальный. При этом УВП, указывает собеседник "Ъ", отвечало лишь за "снятие проблемы" в информационном пространстве. По его словам, если "решением вопроса" и занимались, то только в экономическом блоке, который курирует помощник президента Андрей Белоусов.
До вчерашнего публичного осуждения президентом, представительная власть предпочитала обсуждать проблему тихо и спокойно. В Думе тема отмены электричек поднималась 19 января в ходе обсуждения антикризисных мер правительства. По его итогам глава профильного комитета по транспорту Евгений Москвичев заявил: депутаты "услышали, что правительство намерено сохранить перевозки, речь идет о железнодорожном пригородном сообщении". Однако конкретных предложений так и не прозвучало. В минувшую пятницу после правительственного часа было решено, что профильные комитеты пришлют в правительство предложения в течение недели для урегулирования "кризисных" вопросов. "Думский комитет по транспорту считает, что решением сложившейся проблемы является возвращение к предыдущей модели обеспечения пригородного сообщения, когда основная нагрузка лежала на федеральном бюджете, а не на регионах",— заявил "Ъ" зампред комитета по транспорту Сергей Тен ("Единая Россия"). Было ли это предложение оформлено и отправлено в правительство, он не знает. Первым шагом Совета федерации (СФ) по проблеме станет встреча сенаторов с руководством Минтранса и ОАО РЖД 19 февраля, рассказал "Ъ" член СФ Олег Казаковцев, поднявший тему на вчерашнем заседании СФ.
Быстро поддержала президента и Счетная палата, которая немедленно заявила, что ОАО РЖД и Минтранс сорвали сроки железнодорожной реформы в пригороде, а ее результаты назвала неудовлетворительными. "Госкомпания совместно с региональными властями так и не разработала эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении",— отмечается в сообщении ведомства со ссылкой на аудитора Валерия Богомолова. Соответствующие выводы были сделаны по итогам проверки деятельности ОАО РЖД и пользователей инфраструктуры железнодорожного транспорта (копия отчета есть у "Ъ"). В ответ ОАО РЖД поздно вечером выпустило пресс-релиз, в котором согласилось с оценкой Счетной палаты, но отметило, что такие результаты связаны с нежеланием ряда субъектов сотрудничать с монополией.
Отмашка от проблемы
На критику президента ОАО РЖД отреагировало еще оперативнее, заявив, что уже занимается составлением графика ввода в эксплуатацию отмененных поездов и в ближайшее время представит его правительству. В монополии подчеркнули, что имеют "все возможности для восстановления пригородного сообщения в максимально короткие сроки". Впрочем, источник "Ъ" в отрасли уточнил, что "пока речь идет только о поездах, отмененных с начала года".
Глава агентства "infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что восстановление отменных поездов — единственный способ предотвратить социальный взрыв. "Требование президента восстановить пригородное сообщение — апофеоз режима ручного управления Владимира Путина,— заявил "Ъ" политолог Константин Калачев.— В нынешних политических реалиях глава РЖД Владимир Якунин "выше" губернаторов, и правительству, которое стало объектом критики, было сложно решить этот вопрос без отмашки президента".
Однако "отмашка президента" если и приведет к восстановлению пригородных перевозок, самой проблемы не решит. "Ключевой вопрос, откуда государство возьмет деньги, чтобы восстановить отмененные поезда, ведь все понимают, что регионы неплатежеспособны",— говорит собеседник "Ъ" в отрасли. По его словам, обсуждаются два варианта: возврат на 2015-2016 годы к 1% инфраструктурного тарифа и снижение НДС для ППК с предусмотренных в антикризисном плане 10% до 0%. В целом это позволит ППК сэкономить 15 млрд руб., полагает источник "Ъ". Директор ОАО "Пермская пригородная компания" Сергей Канцур вчера заявил "Ъ", что возвращение к льготному тарифу на инфраструктуру было бы "хорошим толчком".
"Решить проблему можно либо за счет увеличения тарифов втрое, либо за счет дополнительных выплат из областного бюджета, но это примерно 500 млн руб., а таких денег у нас нет",— говорит губернатор Тульской области Владимир Груздев. В ряде регионов рассматривают вариант создания собственного железнодорожного перевозчика, независимого от ОАО РЖД, считая, что монополия явно завышает расходы. Об этом заявили "Ъ" в Липецкой, Воронежской и Саратовской областях. "Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси",— говорит Алексей Гордеев. Счетная палата предлагает централизовать тарифы в пригородных перевозках на базе ФСТ (сейчас в каждом регионе уполномоченные службы рассчитывают тарифы, а местные власти утверждают их), полагая, что только она может "объективно" рассчитать затраты. Но источник "Ъ" отмечает, что тогда с регионов будет вообще снята вся ответственность за пригородное сообщение.