Минэкономразвития запускает новую систему контроля за иностранными заводами, на которых изготавливают потребительскую продукцию. Речь о бытовой технике, одежде, игрушках и других товарах, которые затем продают в РФ. А это каждый второй импортный товар, продающийся в нашей стране, подчеркнули в МЭР. Ведомство хочет убедиться, провела ли российская сторона все необходимые проверки этих предприятий. Как рассказали "Известиям" в пресс-службе МЭР, с 1 сентября импортёры будут идентифицировать места своих производств за рубежом. Например, сообщать их географические координаты, что позволит найти их по сигналам ГЛОНАСС. Далее система сможет автоматически проверять, прошло ли производство все ступени проверок. Проекты постановлений уже готовы,уточнили в ведомстве. Участники рынка пока не видят для себя никаких финансовых рисков.
Готовы два постановления правительства, которые легализуют цифровую систему идентификации мест по производству продукции. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе МЭР. Речь идёт о заводах и фабриках вне ЕАЭС, которые изготавливают потребительские товары, подлежащие сертификации или декларированию. А это каждый второй импортный товар, продающийся в РФ, подчеркнули в Минэкономразвития.
С 1 сентября МЭР предложило обязать компании сообщать регулятору идентификатор производства, когда предприятия будут регистрировать документы о соответствии обязательным требованиям на товары. Это может быть глобальный номер местоположения GLN (global location number), хотя многие российские ассоциации выступили против него, ведь GLN получают платно в международной системе GS1.
Поэтому МЭР разрешило указывать географические координаты зарубежных заводов и фабрик, которые можно определять по сигналам ГЛОНАСС. Либо приводить иной идентификатор, который в автоматическом режиме даст возможность определить место производства. Это позволит регулятору контролировать, прошло ли зарубежное производство, указанное по конкретному адресу, все необходимые процедуры проверки с российской стороны.
В Минэкономразвития "Известиям" пояснили: требования технических регламентов предполагают, что безопасность товара, который продаётся в стране, должна быть подтверждена чаще всего декларацией или сертификатом соответствия. В первом случае заявитель (изготовитель или его представитель) сам обращается в лабораторию и проводит испытания товара, после чего принимает документ о соответствии. Во втором - товар оценивают специалисты организации по сертификации (они одобрены в Росаккредита-ции). Они выезжают на производство и анализируют его состояние, если это предусмотрено. Все декларации и сертификаты регулятор аккумулирует в едином реестре.
ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ
Сейчас на практике возникают ситуации, когда на одну и ту же продукцию в реестре находится не один, а несколько документов соответствия, сказали в МЭР. Либо на один завод приходится несколько десятков сертификатов - и по каждому из них эксперты должны были провести инспекцию фабрики.
- В таких ситуациях, во-первых, сложно понять, действительно ли товар произведен по указанному адресу и прошёл ли он все необходимые проверки, - отметили в МЭР. - А во-вторых, можно предположить, что выезд на производственную площадку не осуществлялся. Как следствие на рынке может обращаться рискованная продукция.
Цифровая система идентификации мест по производству продукции решит эти проблемы. Она даст возможность оперативно отследить, был ли проведён анализ конкретного производства, нарушалась ли процедура оценки продукции, уточнили в МЭР. Именно для работы такой системы необходим цифровой идентификатор места изготовления. Внутри страны надзорным органам легко определить производство - известны его различные данные вплоть до ИНН изготовителя. Но если завод находится за пределами РФ и стран ЕАЭС, никаких цифровых идентификаторов у российской стороны нет, доступен только адрес завода, но он неэффективен для работы системы прослеживаемое(tm). Заявители могут писать его по-разному либо с ошибками.
Такая система будет актуальной для новых документов, которые вносят в реестр. Обращение продукции по уже зарегистрированным декларациям и сертификатам продолжится без изменений, добавили в МЭР.
БРЕНДОВ МНОГО - ЗАВОД ОДИН_______________
Представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (входят Apple, Canon, "М.Видео" и другие) Антон Гуськов сказал "Известиям", что требования Минэкономразвития выполнимы: у любого места производства товаров (как правило, это завод) есть географические координаты, поэтому индустрия сможет предоставить необходимую информацию о месте его расположения. Он уточнил, что на рынке электроники и бытовой техники контрафакт практически отсутствует. Однако если регулятор считает, что предоставление таких данных поможет в борьбе с контрафактом в других категориях, то участники рынка вряд ли будут против. Хотя, добавил эксперт, за рубежом аналогичных требований нет.
По словам Антона Гуськова, довольно часто бренды производят свои товары не на собственных заводах. Вместо этого они используют предприятия на контрактной основе. В итоге может получиться, что в конкретном месте производства выпускают продукцию различных брендов, поэтому в нескольких сертификатах соответствия фигурирует одно и то же место производства.
Получение общепринятых географических координат не несёт финансовых затрат для бизнеса, сказала "Известиям" глава Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Источник в другой отрасли сообщил изданию, что указание географических координат сегодня общепринятая практика и никаких рисков для компаний в этом случае нет. Хотя, подчеркнул собеседник, знание о местоположении производства вовсе не гарантирует, что на нём изготавливают безопасные товары. Это можно определить только в лаборатории. Поэтому бизнес опасается, что следующим шагом на этом пути станет желание проверить завод в ходе реальной инспекции производства, за что придётся платить дистрибьютору продукции.