28 сентября прокуратура Нидерландов собирается обнародовать выводы, к которым пришло следствие по катастрофе Boeing-777 рейса MH17, сбитого летом 2014 года над Донбассом. В понедельник Минобороны России организовало брифинг для представителей СМИ, где обнародовало новые, последние данные радиолокационной обстановки на момент катастрофы, которые опровергают выводы следствия о том, что уничтожившая лайнер ракета была выпущена с подконтрольной ополченцам территории.
Как заявил представитель военного ведомства Игорь Конашенков, Киев утаивает информацию, которая помогла бы установить причины катастрофы на юго-востоке Украины.
Сначала на брифинге выступил представитель Лианозовского электромеханического завода, который является производителем трассовых радиолокационных комплексов, которые используются в системе управления воздушным движением, Виктор Мещеряков. Он рассказал, что информация, которую получили заводские специалисты после изучения данных с российской РЛС «Утес-1», которая работала в момент катастрофы в районе поселка Усть-Донецкий, позволяет однозначно сделать вывод, что РЛС «Утес-Т» не зафиксировала приближения к рухнувшему на Украине малайзийскому Boeing каких-либо воздушных объектов из восточных районов Донбасса, кроме двух гражданских самолетов, которые шли параллельными курсами. Первое судно пересеклось с Boeing задолго до катастрофы, а другое в этот момент находилось от него в 30 км. Одновременно, по его словам, Ростовская РЛС в 13.20 17 июля 2014 года наблюдала начало разрушения лайнера. Он развалился на три крупные части, которые было видно на экране локатора. «При этом вблизи малайзийского самолета усть-донецкий радиолокатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения», — сказал Мещеряков.
Эту же информацию подтвердил выступивший следом начальник Радиотехнических войск (РТВ) ВКС России Андрей Кобан, сделавший аналогичный анализ на основании данных военной РЛС. Правда, военные на своем локаторе наблюдали еще и разведывательный беспилотник «Орлан-10», который курсировал вдоль российской границы. «Орлан» в два раза меньше ракеты комплекса «Бук» и выполнен из композитных материалов, что затрудняет его обнаружение», — пояснил он.
Андрей Кобан заявил, что анализ первичной радиолокационной информации опровергает утверждение о том, что пуск ракеты, сбившей малайзийский Boeing, мог быть осуществлен из района Снежного, который на момент катастрофы контролировали ополченцы.
По словам начальника РТВ, «у украинской стороны имеется информация о воздушной обстановке в районе крушения, причем как от гражданских, так и от военных источников. Тот факт, что Украина до сих пор не обнародована информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты, если это был «Бук», находилось на территории, подконтрольной Вооруженным силам Украины (ВСУ)».
Как было заявлено, данные первичной радиолокации, опровергающие выводы о возможном месте пуска ракеты по малайзийскому Boeing, в ближайшее время будут переданы голландским следователям.
В завершение брифинга выступил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, который заявил, что расследование идет по ложному следу — от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска. Украинская сторона не случайно утаивает от следствия, родственников погибших и мирового сообщества информацию, которая позволила бы установить полную картину катастрофы.
Конашенков напомнил, что 17 июля 2014 года российские средства радиотехнической разведки зафиксировали работу радиолокационных станций ВСУ в районе гибели малайзийского лайнера, что подтверждает факт наличия украинских средств ПВО в районе катастрофы.
«Киев до сегодняшнего дня так и не обнародовал информацию о расположении своих военных расчетов ЗРК «Бук» в день катастрофы, переговорах диспетчеров, в первую очередь военных, данные об активности в день катастрофы своих РЛС, о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей», — заявил представитель Минобороны.